Тема: Толпа

Опубликовал: Стрелец Вик | 17:55:36 31.10.2020

Сбившись в толпу, следуя предначертанному «правильному» курсу, ориентируясь на телодвижения большинства, человек теряет индивидуальность, перестает мыслить самостоятельно, превращается в винтик, в шурупчик, поддерживающий довольно шаткую и хлипкую конструкцию. Сам он уже ничего собой не представляет, просто шурупчик, вскоре подернутый ржавчиной, жалкий и затиснутый единственной ничтожной мыслишкой: я часть большого механизма, меня заметят, оценят мою преданность, воздадут по заслугам; а что? Без меня, возможно, вся конструкция развалится…  

Для бездушной конструкции (стул, стол, дом, мост…) эта схема хороша: дом, скамья и прочие предметы крепки такими вот винтиками-гвоздиками. Но так ли это для живого человеческого общества и, в особенности, для  творческого общества?
Замечено, что живые общества, еще вчера представлявшие собой уникальные содружества, подчиняясь законам статических конструкций, довольно быстро хиреют, становятся неуютными, скользкими, начинают шататься и, в итоге, разваливаются. Этот процесс может быть длительным. Годы проходят в уверенности: скелет крепок, живое общество незыблемо. Но итог один: содружество всё более становится похожим на захламленный караван-сарай... И все реже мелькают в нем личности. Или так: личности нивелируются и... перестают ими быть.  
Особенно это актуально для творческих объединений. Процесс хорошо виден на примерах литературных сайтов.
Вчера еще у свободолюбивого автора N. было множество друзей, почитателей, ему писали добрые комментарии, его рекомендовали, ему рукоплескали. Но автор N. слишком независим, что, вообще-то, непременно должно быть свойственно творческой личности: творческая мысль не признает статики и строгого движения в одном направлении. Творческая личность стремится «выбираться своей колеей». Но как только эта личность начинает проявлять индивидуальные особенности, оказывается, что вчерашние друзья – это винтики-гвоздики механизма. Не статической конструкции, а живого организма творческого союза, стремящегося к знакомой такой константе. И ржавенькие «винтики-гвоздики» возмущены: чего это он выступает? Сейчас и его выставят, и нас, его друзей и поклонников, выдернут заодно. Чё-то он много о себе понимает… И пустеет вокруг вчерашнего уважаемого автора, позволяющего себе всякие свободы, инакомыслие и суждения, идущие вразрез с генеральной линией. И не имеет значения тот факт, что автор талантлив: пусть заткнется вместе со своим талантом! Видали мы таких талантов! Как-нибудь обойдемся без них. У нас другие задачи!

И вот вопрос. Как создать такое творческое общество, в котором каждый творец имеет необходимую ему степень свобод и, сохраняя все живые творческие контакты с себе подобными, не сваливался бы в котлован невразумительно мычащей или молчащей мелкосвоекорыстной, чинопочитающей толпы? Как отвратить толпу от центростремизма, чтобы она и правила соблюдала и не теряла лИца?  На мой взгляд такие общества возможны. Стоит лишь осознать, что творческую личность не имеет смысла загонять в согласно мычащее стадо. Это сложно? Наверное. Надо ведь учитывать и то, что организаторам общества трудно, что им удобно в такой центростремительной схеме. И система пряников, выдаваемых главным образом не за творческий уровень, а за активность, преданность и содействие – об этом свидетельствует. И преданность и содействие - это хорошо, но добиваться этого наверное можно иными средствами.  Центростремительная схема – схема толпы,  к такой системе плохо прирастают творческие личности. Как примирить интересы? Вот в чем вопрос.

Я почему-то уверен, что создать такое творческое общество возможно. Нужно, например, абстрагироваться от накатанных схем, ведущих все к тем же "милым сердцу" принципам застоя...

Ответы 9

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.

  • Стрелец Вик , 19:16:13 03.11.2020
    • Белавин Игорь Песни , 14:54:40 03.11.2020

      Как известно, история склонна к повторениям. Иван Бунин…

    Однако вереница повальных и роскошных фуршетов прошла-закончилась. Хотя современных "маяковских", желающих взобраться на фуршетный стол с ногами, по-прежнему вокруг обретается предостаточно. Это 90-е сплошь состояли из фуршетов и громких воплей малиновых пиджаков типа "мы пойдем другим путем", но на припудренный, вполне отвечающий запросам, современный лад. А сегодня все это приелось и творческая публика вертит головой – чего такого новенького совершается вокруг, какая еще ихняя "танка" нами не подмята под себя...? 

    • Стрелец Вик , 22:07:57 02.11.2020

      Игорь, я, собственно, не собираюсь... поскольку, во-первых, от редакторской позиции…

    Как известно, история склонна к повторениям. Иван Бунин в «окаянных днях» описывает следующую ситуацию. Реввласти собрали на фуршет более-менее известных литераторов, среди них Бунин, Алексей Толстой, Маяковский. В одном конце зала сидят Бунин с Толстым, в другом Маяковский со-товарищи. Вдруг Маяковский подходит к чужому столу, залезает руками в чужие тарелки, а затем забирается с ногами на стол и начинает громогласно читать свои вирши. Бунина передергивает от отвращения. Что делать, все мы находимся на одном фуршете!

  • Стрелец Вик , 22:07:57 02.11.2020
    • Белавин Игорь Песни , 11:25:13 02.11.2020

      современный поэтический сайт

      вне зависимости от модерации

      или даже "бумажный" журнал (а…

    Игорь, я, собственно, не собираюсь... поскольку, во-первых, от редакторской позиции отказался почти сразу... Отказался, потому что мне показалось – цели, средства и пути плохо компонуются на этой площадке. А во-вторых, я надеюсь, что Миша Тищенко искренне радеет за уровень портала. И в третьих, верю, что такой (профессиональный сайт) организовать можно. Трудно, но можно. Но для этого надобно суметь отказаться от накатанных схем... Надо попытаться создать теплый, благожелательный клуб, в котором (тут вы, Игорь, правы) соберется отборная творческая публика; клуб не стремящийся к количественным показателям, но исключительно - к качественным. И тут важна четкость в действиях редакторского и административного состава. Критериями должны послужить не только и не столько дружественные мотивы, не симпатии-антипатии, но трезвая и безапелляционная оценка творчеств. То бишь, собственно говоря, кружок, литературный кружок... пусть не из трех-четырех  замечательных авторов (как, скажем,ахм. кружок), пусть из пятидесяти- ста человек, но отборных, талантливых. И в таком обществе не будет нужды в свадебных генералах. И в таком обществе не будет нужды в непременности следования модным течениям. Но всякое течение окажется в строку лишь только по категорическому и непременному суждению специалистов, каким являетесь и вы, Игорь, как специалист, в адрес которого не будут слышны никакие уничижительные реплики. Тут я бы назвал, например, и Андрея Ларина – человека достаточно строгого в литературных пристрастиях и оценках; не стану вдаваться в детали: и в его деятельности отыщутся подробности, свойственные большим, сбитым с толку порталам; но в принципе!! И Миша Тищенко – человек изрядно подкованный в литературных перипетиях, и... собственно, весь наличный состав редколлегии, которому предстоит учиться правильным телодвижениям :)) Непременно – учиться правильным телодвижениям. И вот тогда, Игорь – очень может быть...

    Однако, честно говоря, все это – мечтания, ни на что эдакое я не надеюсь просто потому, что как и в прошлые революционные времена (а сейчас незаметным (тихой сапой) образом произошла именно революция – дикая, спонтанная по виду и наглая по сути)  толпы бывших советских людей ринулись за бугор, трепеща от вожделения и полагая, что уж теперь-то они  хозяева жизни. Но, как говаривал профессор Полежаев, "Пусти Дуньку в Европу"; и наша распрекрасная дунька пустилась во все тяжкие и стала святее папы римского, европее любого коренного европейца, американее, германее, французее всех тамошних (тутошних) аборигенов. И наша поэтитЬствующая публика уже и верлибры строчИт (как она себе мечтает) и в гробе сосновом она видала все ваши поэтики совместно с вашими совковскими (как они себе понимают) силлабо-тониками... 

    Но это, Игорь, очередное лирическое отступление. :-))) И я, как говорится, все еще мечты всякие мечтаю... )))

    • Стрелец Вик , 22:48:49 01.11.2020

       Солидные имена (как и любые свадебные генералы любому собранию) никакой…

    современный поэтический сайт

    вне зависимости от модерации

    или даже "бумажный" журнал (а я очень сомневаюсь,

    что такие журналы есть в литпроцессе, поскольку в продаже

    их не видел в сколько-нибудь существенном количестве)

    но 90% это как минимум

    состоит из людей, плохо понимающих в литературном труде

    а уж разместить свои тексты в ряду общепринятых, общезначимых произведений

    едва ли кто-то из нынешних авторов рискнет

    да и задачи такой себе мало кто ставит

    если хотя бы 10% на сайте люди серьезно относящие к своей писанине

    людей профессиональных, как этот термин ни определяй, подходы тут разные

    это очень много и много говорит о самом уровне сайта

    как, интересно, вы, Вик, собираетесь этот процент модерировать и повышать?



  • Стрелец Вик , 22:48:49 01.11.2020

     Солидные имена (как и любые свадебные генералы любому собранию) никакой профессиональности сайту не придают.  Любой сайт может с успехом пришпилить к своему фронтону портрет Пушкина работы Кипренского и портрет Льва Толстого работы Репина, и портрет В. Шекспира работы Дройсхута. И это будут три портрета трех великих людей, к величию или нищете конкретного сайта никакого отношения не имеющих...

    Профессиональность литературного собрания, сдается мне, имеет совсем другие оценочные приметы, категории...

  • Этот сайт хорош уже тем, что тут есть много весьма профессиональных поэтов,

    прошедших длинный и успешный путь в литературе,

    достаточно назвать Олега Чухонцева, Игоря Мельникова, Виктора Гаврилина и многих других

    другое дело, что исторически любая литературная биография имеет свои пределы

    на фоне меняющейся реальности неизбежно появляются новые яркие имена...

    но без иерархии, потерянное ныне, боюсь, напрочь

    профессиональный сайт невозможен

    а новые имена не более чем бьюти-рисунки на попсовом песке

    увы


  • Стрелец Вик , 19:57:32 01.11.2020

    Все-таки, Игорь, какой-то толк, вероятно, есть. Иначе окажется, что любой новый сайт обречен топтаться в "чужой колее". Тогда на какой-такой профессиональный сайт мы надеемся? Если все будет происходить всё по тем же исконным, посконным и домотканным схемам, то следует патетически воскликнуть: "Оставь надежды всяк сюда входящий!". Хорошо. Но в этом случае, Игорь, стоило бы огласить некие принципы, следуя которым мы вполне в состоянии все же выйти на проф. уровень. И кому, Игорь, как не вам, специалисту-литературоведу этот флаг в руки? Я понимаю, что сегодняшний пишущий народ с недоверием относится к специалистам. И понимаю - отчего так происходит. (По секрету скажу: это ведь оттого, что пишущая публика имеет сегодня очень странный рельеф... профиль, что ли. Тут вновь и вновь скажу: потому все так, что резко упал общеобразовательный уровень...Типа – в гробу мы видали специалистов, обойдемся! Мы, мол, сами с усами – и прочая такая хрень, от которой начинает ныть давно вырванный зуб мудрости... Но это уже другая тема...

  • Вы очень остро ставите социальные проблемы, Вик, однако для такого сайта, как «Улица неспящих...», ситуация прежнего времени, когда Поэт был поставлен в противовес «толпе», состоящей из винтиков некоего общественного механизма, отнюдь не актуальна. Такие «горизонтальные» сайты состоят из вполне мыслящих, даже творческих единиц, абсолютно выключенных из глобального литературного процесса. Это своего рода клуб по интересам, подобный «клубу собаководов» или «клубу любителей гладиолусов». Члены такого клуба заняты организацией своего личного досуга, что мило и вполне понятно, однако явно недостаточно для влияния на хоть какую-то общественную жизнь. Ну, допустим, на жизнь потенциальных читателей сайта... Надо ли на оную «жизнь» влиять? Как на нее, болезную, влиять? Об этом можно и должно говорить, но увы вне рамок такого рода конструкций, как «сетевые поэтические сообщества».

    Это не упрек «этим» или «другим» сайтам или даже бумажным изданиям, а просто констатация очевидностей. У сетевой конструкции в принципе отсутствует внешняя цель, как оная цель отсутствует, скажем, у лесного симбиоза. Сайт живет «для себя», совмещая в едином пространстве как «лис», так и «птичек».

    У любого общественного организма, например, репертуарного театра, есть несколько иерархических уровней. Это, во-первых, публика, во-вторых, организаторы театрального производства, на третьем месте – режиссер и его помощники, и лишь в самом низу – исполнители (а уж «второй состав» или там всяких «драматургов» я и в ум не беру!). Вне такой сложной конструкции никакой театральный организм долго существовать не может.

    Конечно, бывают и самодеятельные театры, где все исполнители - сплошь гении местного разлива. Правда, спектакли у них так себе, поскольку, как в знаменитой «Репетиции оркестра», в таком сообществе (театре, творческом коллективе) каждый сам себе голова и лучший на свете дирижер! Дело вовсе не в том, что самодеятельные актеры – «винтики», а напротив, в несоединимости отдельных творческих индивидуальностей в единый механизм спектакля, как это бывает в хорошем публичном театре. Ниже определенного уровня, заданного театральным (литературным, социальным и так далее) процессом в условиях конкуренции и ограниченных ресурсов, никаких «театральных открытий» не бывает... А на поэтических сайтах, напротив, существует (и здравствует!) глубокое убеждение, что – бывает, да еще как!

    Ну, поговорить-то можно, но толку, боюсь, не будет.


  • Стрелец Вик , 18:59:14 31.10.2020

    Интересен и такой факт: в застойных обществах (сайтах) талантливые личности (а они всегда есть) постепенно обосабливаются, становятся инертными: они появляются, публикуют очередные стихи и молча удаляются, то бишь в жизни такого клуба участия не принимают. Оно и понятно... И это есть самый яркий показатель того, что общество закоснело...