Замануха Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Струков Эдуард | 19:03:31 14.08.2022
2
0



Прожив на свете свои шестьдесят пять лет,

пенсионер Кислухин решил написать мемуары.

Память у него оставалась хорошая,

свободного времени море —

сиди себе да вспоминай неспешно про былое.


Однако доброе дело далеко не продвинулось.

Перебрав свои грамоты,

сочтя достижения и невзгоды,

Кислухин понял, что жизнь его не удалась —

то ли женился рановато, то ли зря вложился в МММ.


От огорчения Кислухин натурально заболел душой.

Он впал в то странное состояние,

когда всё кругом становится не мило,

разочарование сменяется глубоким чувством вины,

горьким ощущением собственной бесполезности.


Жизнь Кислухина прошла тихо и мирно,

без особенных приключений,

дети выросли и поскорей разъехались кто куда,

с женой они давно жили как чужие люди в коммуналке —

немощь и одиночество ожидали Кислухина впереди.


Искуситель появился нежданно и негаданно.

В осеннем парке подсел к Кислухину некий гражданин,

завёл неспешный и странный разговор

про чудесную возможность изменить прошлое,

совершить попытку что-то в жизни исправить.


Внешность загадочного гражданина внушала доверие.

Чем-то напомнил он Кислухину парторга цеха Иванова,

под чутким руководством которого

Кислухин перевыполнял план, точа втулки —

такой же основательный, убедительный, правильный.


Взамен искуситель просил пустяк —

старую кислухинскую душу,

поношенную, бестолковую и такую же нелепую,

как старомодный китайский пуховик Кислухина.


Сговорившись, ударили по рукам,

и дело встало за малым —

указать то время и то место,

в которые надобно будет клиента перенести.


Вот тут-то и накрыли пенсионера тяжкие раздумья.

То ли вернуться в СССР и повременить со свадьбой,

то ли накупить побольше долларов

перед злополучным "чёрным августом" —

Кислухин не мог найти нужную развилку в судьбе.


Может, нужно поступить в институт, получить диплом?

Может, податься в демократы или записаться в бандиты?

Без души оно теперь самое то —

дорога ему оставалась одна, в "продуманы".

Станет токарь шестого разряда прожжённым банкиром.


Вечером Кислухин стоял у окна и бездумно смотрел вниз,

туда, где свет фонарей отражался в холодных лужах.

Обиженная на хозяина душа

забилась в самый дальний уголок тела,

неслышно вздыхая в ожидании страшащих её перемен.


Жена Кислухина, женщина мудрая,

на вопрос его ответила прямо,

что сожалеет только о том,

что занял Кислухин свату денег,

а сват так и не вернул —

а ведь как отговаривала она мужа.

Если уж кого и переделывать,

 так это только его, Кислухина.


Жуткая мысль пришла под утро в голову пенсионеру.

Может, он вообще родился не в то время и не в той стране?

Может быть, лучше стать ему французом или американцем?

Остановить войну в Ираке или спасти президента Кеннеди?


Кислухину вспомнился рассказ про «эффект бабочки»,

прочитанный им по случаю в пору далёкой молодости.

А что, если его появление в прошлом

сдвинет что-нибудь, и мир покатится не туда,

что-то нарушится в ходе вещей?

Какой же невероятной ценности

должна быть его старая больная душа,

если ради неё некто готов менять историю страны и мира?


… Искуситель отказу не удивился, ухмыльнулся и пропал.


— Это провокация! — упрекнул ангел вернувшегося напарника.

— Зато каков результат, коллега! — ответил тот, снимая пальто.

Мы с вами победили грех уныния пустяшной заманухой!

Кто у нас там на сегодня следующий? Гляньте-ка в наряде…


Гордый собою пенсионер Кислухин спешил домой,

и всё внутри него кипело от радости и счастья.


Комментарии 35

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 19:13:18 14.08.2022

    Эд,

    по-моему, это одно из лучших у вас и, не побоюсь сказать, вообще из того, что мне приходилось читать.

    Браво!


    С уважением,

    М.

  • А самое-то главное, что будет с проданной душою... Так и не спросил... ))

    Симпатичная вещь!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Струков Эдуард , 06:11:20 16.08.2022
    • Тищенко Михаил , 19:13:18 14.08.2022

      Эд,

      по-моему, это одно из лучших у вас и, не побоюсь…

    Спасибо Вам, Михаил, за столь высокую оценку этого текста! ))

    Текст многострадальный, поучаствовал в недавнем конкурсе на ПБ и провалился благодаря "колу" одного из членов жюри. Почему так случилось - Бог весть, никаких комментариев не последовало, а автор, как Вы понимаете, человек весёлый, но гордый - как-то пережил. ))

  • Струков Эдуард , 06:15:48 16.08.2022
    • Мельников Игорь Глебович , 15:08:32 15.08.2022

      А самое-то главное, что будет с проданной душою... Так и…

    Огромное Вам спасибо за творческую идею - действительно, куда идут скупленные дьяволом души? Я предполагал, что это и есть замануха, между адом и раем идёт соревнование, но теперь задумался на сей счёт - уж больно простовата отгадка... )))

  • Тищенко Михаил , 16:58:52 17.08.2022
    • Струков Эдуард , 06:11:20 16.08.2022

      Спасибо Вам, Михаил, за столь высокую оценку этого текста! ))

      Текст…

    Эд,

    будем верить нашему с вами внутреннему судье, а там - Бог расставит все по полочкам))


    С уважением,

    М.

  • Тищенко Михаил , 17:02:57 17.08.2022
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Лина,

    странно, что вы не видите то, что тема здесь - прямое продолжение традиций русской литературы 19в  (и ни в коем случае не немецкой!) - ценность души маленького человека. 

    И тема исполнена виртуозно.

    А бесы и весь антураж - это только декорации определенной эпохи и воображения))


    С уважением,

    М.

  • Струков Эдуард , 02:36:11 18.08.2022
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Спасибо! Зря Вы так считаете - напротив, я желаю критических замечаний. Мнение Михаила для меня лестно, но все смотрят на текст по-разному, к тому же какого-то особенного наслаждения содеянным автор не почувствовал и от того недоумевает. Поэтому вэл кам, режьте и мажьте, обещаю слушать внимательно и краснеть молча. ))

  • Струков Эдуард , 10:24:21 18.08.2022
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Спасибо! Так и знал. Конкурсный вариант текста был без этих слов, но сразу появились недовольно вопрошающие - как это так, непонятно, почему ГГ может повлиять на судьбу мира? Пришлось добавить. Перед этим не поленился загуглить - ну да, рассказ был в 1959-м, я его прочёл в 80-х и ни о каком эффекте бабочки в те годы не слышал, всё верно. В нулевых  услышал, теперь двадцатые, так что почему бы и не свести эти два знания в теперешнее? Узнал ГГ про бабочку, потом про эффект - не описывать же по минутам всю его жизнь, весь процесс познания? Вот, как-то слилось по факту - по мне, так это сущие мелочи. Мне приходилось общаться с рабочим классом - это весьма образованный народ, кстати. Я б даже сказал, эрудированнный. Ещё раз спасибо - я уж думал, что в чём-то  главном ошибся. Невелик текст для большого заряда, для меня - проходной. Удачи!)))

  • Дело в том, что произведения Эдуарда

    Это постмодернистская проза, надевающая маску реалистического верлибра. Читателю об этом знать необязательно, а вот автору было б полезно. Наиболее близкая фигура в современной литературе - Олег рой, хотя тот и пишет повести, а не миниатюры. Для постмодернизма оригинальность не в содержании, а в подходах к формированию изображения. Эффект бабочки появился, полагаю, из соображений яркости создаваемого впечатления. У меня лично вызывает сомнения возможность превратить "маску" в литературу на пространстве миниатюры, по крайней мере пока.

    • , 03:00:00 01.01.1970

    Конечно, это не привычный постмодернизм Мамлеева, Виктора Ерофеева или Шишкина, а вот с постмодернизмом Венедикта Ерофеева вполне сопоставимо.

    Мы привыкли обнаруживать в постмодерне "грибницу смыслов", но здесь ее действительно нет, однако и реализма здесь нет, а есть вынутые из реализма "аналоги", с которыми "работает" автор как с постмодернистским конструктором.

    Попытайтесь отвлечься от авторской "заманухи" в виде утверждений о богатом жизненном опыте автора - и постмодернистская база станет наглядной. Это ни хорошо, ни плохо, а есть лишь подход, который видимо ещё не отработан всерьез. 

    У Олега роя постмодернизм превращен в приятную беллетристику, но в пространстве миниатюры сделать это "превращение" весьма сложно. Выбор деления  прозы на стиховые строки (псевдоверлиьр) не даст нужного эффекта, поскольку уж слишком просто.

    В целом, это думаю причина отторжения на конкурсах такого рода литературных "новинок". В конкурентной борьбе обычно выигрывают более изощрённые тексты. Каких тьма-тьмущая.



  • Тищенко Михаил , 13:51:21 18.08.2022
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Лина,

    Начиная с Акакия Акакиевича и Самсона Вырина до большинства  героев Чехова, не говоря уже о Девушкине, Мармеладове, список может быть довольно длинен))


    С уважением,

    М.



  • Тищенко Михаил , 13:54:55 18.08.2022
    • Белавин Игорь Песни , 13:48:46 18.08.2022

      Конечно, это не привычный постмодернизм Мамлеева, Виктора Ерофеева или Шишкина,…

    Игорь, 

    Согласен, выигрывают тексты с примитивным содержанием, но изощрённее на уровне приемов и метафор.

    Это типичная история литератур  всех эпох безвременья и отсутствия ведущих стилей. Победа над ними маньеризма.


    С уважением,

    М.

    • , 03:00:00 01.01.1970

    Разговор получается интересный

    Поэтому, если Эдуард не против, можно шуть-шуть продолжить

    Вот именно эта миниатюра очень литературна, так мог написать какой-нибудь советский автор типа ласкина, причем вполне всерьез

    Но обратите внимание на некоторые места, явно отсылающие к великим, например, к Булгакову (подсел гражданин р и.п.)

    А вот такие аллюзии не про ласкина, а именно про постмодернизм современного толка, очень схожий с беллетристикой, но внутренне иной

    Другое дело, что Эдуард полагаю пишет по наитию, что есть его слабость (на мой взгляд)

    Я бы начал с того, что избавился от псевдостиха, это сразу заставило б автора строже относится к форме и сюжету

    Про всякие "амазоны": ваш издатель лукавит, можно, конечно, продать в инете нового луку мудищева, но сам он (издатель) на такое не пойдет, а аотрепаться может



  • Тищенко Михаил , 15:08:46 18.08.2022
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Да, Лина, мои методички филфака МГУ сильно "уступают" современным глашатаем истин, также, как и преподаватели, которые нас учили, начиная с Панова...

    Кстати, я нигде не говорил про величие души, я говорил про ее ценность.


    С уважением,

    М.

  • Тищенко Михаил , 15:13:45 18.08.2022
    • Белавин Игорь Песни , 14:56:01 18.08.2022

      Разговор получается интересный

      Поэтому, если Эдуард не против, можно шуть-шуть продолжить

      Вот…

    Игорь,

    А мне, сознаюсь, нравится "вертикальный" стиль, он придает особую энергетику, и то, что пишется по наитию, тоже привлекательно своей спонтанностью. И да, здесь предостаточно отсылок к классической литературе.

    И есть ещё одно преимущество, на мой взгляд: узнаваемость.


    С уважением,

    М.

    • Тищенко Михаил , 15:13:45 18.08.2022

      Игорь,

      А мне, сознаюсь, нравится "вертикальный" стиль, он придает особую энергетику,…

    А это с каких позиций оценивать, Михаил!

    Если оценка за руководителем сетевого ресурса, то интересно то, что привлекает к сайту. Так устроено в целом сетевое сообщество. Но, на мой взгляд, такая саморазвивающаяся конструкция к культуре, тем более к серьезной литературе не имеет и не может иметь отношения. Это вопрос не простой и хорошо описанный в современной литературной публицистике.

    Но если Эдуард мыслит выходить на более серьезный уровень, то там ваш мои мой интерес не имеет значения. И на том гипотетическом уровне такие новшества как стиховая ("вертикальная") разбивка текстов нестиховой природы будет иметь меньше конкурентных преимуществ. Почему? А потому, что шок быстро проходит и рассогласование формы с содержанием начинает работать против автора.


    • , 03:00:00 01.01.1970

    Вот-вот, Лина

    Вы сформулировали базовый тип произведений Эдуарда

    Это своего рода "свёртки", дайджесты

    Литературы прошлых лет

    У нас автор, писавший верлибра такого типа

    Присутствовал на сайте, потом разругался и исчез

    Неважно, как такую новую волну назвать, я называю этот тип литературы "постмодерном", можно подумать над другим термином

    Но именно такой тип отличает произведения Эдуарда от старых примеров, включая стилизации и заимствования

    В этом смысле Эдуард новатор (точнее, он следует новым модам), но быть модным слишком мало

    О чем вы совершенно справедливо только что сказали

    Если бы произведения Эдуарда вдруг бы да прославились, тут же вылезли б подражатели и сожрали б новатора (просто задавили б массой!)

  • Тищенко Михаил , 18:22:30 18.08.2022
    • Белавин Игорь Песни , 16:03:17 18.08.2022

      А это с каких позиций оценивать, Михаил!

      Если оценка за руководителем…

    Игорь,

    Вопрос. - кто читатель?

    Если это вы  - это один разговор, а если обычный современный - другой.

    Работа Эдуарда хорошо "прицелена" на современного читателя и при этом - отвечает классическому пути развития русской литературы. И в этом - ее сила. И гуманизм, не побоюсь этого слова. 

    И на мой взгляд, она сильнее большинства современных работ, которые стабильно выигрывают конкурсы.

    А какая это литература, ее уровень - время покажет, мы с вами можем только предполагать. Или это будет зависеть от дальнейшего развития.

    Но в мире, где маленького человека считают ничтожеством, как это подчеркнула Лина, на мой взгляд, большая литература в России, думаю,  вообще обречена. Временно, разумеется.


    С уважением,

    М.

  • Тищенко Михаил , 18:34:29 18.08.2022
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Лина,

    В чем ценность воздуха? - Без него нельзя дышать.

    В чем ценность души "маленького" человека? - Без нее он бы перестал быть человеком и стал бы Носом, революционером, вообще - носителем какой-нибудь идеи...

    Без этих маленьких людей, которые своими душами сопротивляются социальным соблазнам и ядам, мир бы превратился в общество типа нацистского, например... Что, собственно, и происходило с разными странами в разное время, где уничтожались якобы слабые.

    Жаль, что такую очевидность приходится объяснять на русском литературном сайте в 21 в. 

    Парадоксально, что именно ради этих маленьких людей, ради ценности их душ и прав их личностей страдали народовольцы и первые интеллигенты и революционеры... 


    С уважением,

    М.


    • Тищенко Михаил , 18:22:30 18.08.2022

      Игорь,

      Вопрос. - кто читатель?

      Если это вы  - это один разговор,…

    Спонтанно сложился разговор о важных вещах

    Вы, Михаил, кажется пытаетесь защитить Эдуарда о нас, зоилов, а заодно уколоть современную русскоязычную литературу

    Но на Эдуарда никто не нападает, а литература как тот корабль придет в порт назначения

    Сопротивляется мы ее пути или нет

    Речь же тут о другом

    Ну, положим, произведения Эдуарда верХ 

    Гениальности и мастерства, а мы, лохи,

    Этого не видим

    И что с того? Они, эти произведения, конкурируют с сетевой литературой и вычленены из литературы профессиональной

    (Обсуждать детали и терминологию здесь не будем)

    Если это так, то нет ровно никаких критериев качества, по которым Эдуард как

    Автор лучше,интереснее соседа по сетевой площадке, коих, напомню, не менее 800000

    Вот куда эдуард развиваться, если он хочет, это интересно, а хвалить или ругать сетевого автора - это дело дохлое