ДВЕ СУДЬБЫ Rating 10/10

Рубрика: Статьи, эссе | Автор: Ахадов Эльдар | 02:25:24 18.10.2022
2
0

(Михаил Лермонтов и Шандор Петефи)

Есть два великих поэта в России и Венгрии, проживших на Земле всего по 26 лет, момент гибели которых одинаково покрыт романтическим флёром тайны. Их имена: Михаил Лермонтов и Шандор Петефи. Дата смерти Михаила – 27 июля 1841, Шандора – 31 июля 1849. Официальное литературоведение придерживается этих дат.

Фактически же мы ничего не знаем ни о дате, ни о месте гибели Лермонтова и Петефи, несмотря на огромное количество версий и свидетельств. О Лермонтове пишут: «Поэт и прозаик Михаил Лермонтов был убит в Пятигорске в возрасте 26 лет на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым». Так ли это? Четыре секунданта: Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов утверждают, что так оно и было. Назначенный убийцей Мартынов как бы подтверждает их слова. Однако…

Обратимся к свидетельствам. «…видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять» и «Лермонтов вытянул руку с пистолетом вверх, не сдвигаясь с места» - разве это одно и то же??? Так вверх он вытянул руку или опустил руку с пистолетом? «Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный…» и «…Мартынов произвёл свой ужасный выстрел. Лермонтов присел, а затем упал» - разве это не два совершенно противоположных результата? Присесть, а потом упасть и упасть, как подкошенный – разве это одно и то же??? Нет, не одно и то же.

«…тело Михаила Лермонтова оставили на месте дуэли, где оно пролежало под проливным дождём несколько часов». Почему оставили тело? «Лишь ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой».

Ни у кого не возникло даже тени мысли забрать только что убитого человека с собой? Не странно ли это? Перед поединком никто не озаботился тем, что люди стреляются, а значит, могут быть ранения и понадобится транспорт для раненого? Как будто все они шли не на дуэль, а на прогулку. А, может быть… никакой дуэли и вовсе не было?

Кстати, оказывается, транспорт у господ был! По свидетельству князя Васильчикова: «Сразу после случившегося Мартынов поехал к коменданту, чтобы отдать себя в руки закона».

Мартынов поехал к коменданту. Для нас сейчас не важно куда он поехал, важно, что у него было на чём ехать. Тогда почему он и секунданты бросили тело убитого? Из-за внезапной грозы? Гроза какая-то «ручная» получается, возникает именно тогда, когда надо возникнуть. Взрослые люди, офицеры, военные, мужчины – испугались грозы и бросили труп товарища? Ой ли? Это уже не просто нестыковка, а сознательная и практически откровенная ложь!

Сама причина дуэли и персонаж её добившийся – Мартынов, вызывают огромные сомнения в том, что такой человек мог бросить вызов. И из-за чего? Из-за полнейшей ерунды.

Свидетельствует Эмилия Шан-Гирей, бывшая на, якобы, роковом вечере, где появился тот самый, вздорный повод для дуэли: «К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин. Ничего злого особенно не говорили, но смешного много.» То есть, Лермонтов отличался в тот вечер вовсе не злословием, а чувством юмора. Значит, и причина для дуэли была явно надумана. К тому же, тот, кто реально собирается убить… не станет предупреждать об этом будущую жертву.

Первое, что приходит на ум: Лермонтова убили не на дуэли, а вся «дуэль» - позднейшая словесная имитация. Сопоставив все как бы «свидетельские показания», можно сделать единственный логически выверенный вывод: мы ничего не знаем ни об убийстве Лермонтова (кроме того, что погиб он не своей смертью) ни о его реальном убийце. Менее всего подходит под эту категорию людей отставной майор-истеричка Николай Мартынов. Вслед за Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я абсолютно однозначно утверждаю, что никакой Мартынов никакого Лермонтова не убивал! Истеричные люди в нервном припадке могут позволить себе какие-то бесконтрольные выкрики, истинного содержания которых они, как правило, даже не в состоянии осознать и оценить самостоятельно. Неврастеник – ничтожество, театрально вопящее «я убью тебя!», как правило не в состоянии не то, чтобы убить, но даже решиться на пощёчину.

Перейдём к гибели Шандора Петефи. Великий поэт и национальный герой венгерского народа Шандор Петёфи погиб 31 июля 1849 года в ходе битвы при Шегешваре (ныне Сигишоара) в Трансильвании, в стычке с казаками царской армии Паскевича. Так официально принято утверждать. Значение творчества и деятельности Петёфи для венгерского народа трудно переоценить. Он является национальным поэтом Венгрии, а его роль как фактического основоположника поэзии на национальном языке соответствует значению Пушкина для русской, Шевченко для украинской, Янки Купалы для белорусской, Мицкевича для польской литературы. Общепринятое мнение о смерти Петёфи в сражении основывается на записи в дневнике русского полевого врача. Тем не менее, точные обстоятельства его смерти не ясны по сей день. Долгие десятилетия люди продолжали верить в то, что Шандор Петефи жив. Однако, проходили годы и постепенно поиски Петефи прекратились. И всё же в Венгрии люди все еще подсчитывали: «Если бы он сейчас жил, ему было бы тридцать шесть лет, он был бы еще молод… Сорок шесть лет — он был бы еще в расцвете сил… Пятьдесят шесть лет — он был бы еще не старым… Шестьдесят шесть лет — он мог бы еще творить…» Наконец, все смирились с тем, что физически он погиб, но духовные искания Шандора продолжаются и поныне…

Обратимся к книге Дюла Ийеша «Шандор Петефи» - скрупулезному научному исследованию биографии Петефи, и блестящему литературоведческому анализу его стихотворений, и в то же время к захватывающему, исполненному огромной лирической силы роману, написанному стремительно, на едином дыхании…

«В начале сражения Петефи видели возле дороги, в том конце деревни, которая ближе к Шегешвару. Он сидел на каком-то припеке на самом краю сожженной деревни и что-то записывал в карманную тетрадку. С полчаса он стоял на мостке через канаву, облокотясь о перильца. Затем пошел к артиллеристам, и его скрыло облако пыли, поднятое упавшим неподалеку пушечным ядром; он потом долго рукавом протирал глаза. Когда яростные «ура» вражеской атаки зазвучали вдруг с трех сторон разом, он стоял, погруженный в раздумье у деревенской околицы, неподалеку от перевязочного пункта. Перевязывавший раненых врач с ужасом указал ему на два полка улан справа, которые едва в тысяче шагов от них уничтожали горстку тщетно оборонявшихся венгерских гусаров. «Чепуха», — ответил поэт. Врач указал ему налево. И левое крыло, вся линия фронта бежала. Слышались вопли: «Мы окружены!» Поэт взглянул налево; бегством спасался весь штаб и сам маленький старый генерал, несравненный храбрец; тогда поэт, не сказав ни слова, повернулся и тоже бросился бежать… Врач, оглянувшись с холма, еще увидел, как ему показалось, поэта; Петефи бежал по дороге с непокрытой головой, с развевающимися полами расстегнутого сюртука. Потом и этот последний очевидец потерял поэта из виду».

На этом - стоп. Всё, что идёт далее – фантазии и домыслы, не подкреплённые ничьими свидетельствами. Свидетелю показалось, что Петефи куда-то от кого-то убегает? Может быть, ему это действительно – всего лишь показалось? Ни Шандор, ни Михаил пулям в бою не кланялись и товарищей в беде не бросали. Боевой генерал Бем, изрешеченный пятью пулями, лично награждал Шандора Петефи орденом за храбрость в бою. Лермонтов за храбрость в сражении на речке Валерик, был представлен к ордену святого Владимира 4 степени с бантом. Это были воины. Мы не знаем где, кто и как убил Петефи, так же, как не знаем этого о Лермонтове. Но по стихам их обоих (а стихи великих никогда не лгут!), и по прежнему их поведению в бою могу утверждать лишь одно: оба они встретили свой смертный час достойно, как воины. И никуда ни от кого не бежали.

Использованная литература и ссылки:

Дюла Ийеш, «ШАНДОР ПЕТЕФИ», издательство «Художественная литература», перевод с венгерского Е. Малыхиной, редактор Л. Птушкина, художественный редактор Г. Масляненко, технический редактор С. Журбицкая, 1972 г., формат 84X1081 /32. 16 печ. л. тираж 20000 экз.

www.gazeta.ru/culture/2019/07/27/a_12538117.s..

www.prlib.ru/news/1319185

diletant.media/articles/25447341/

Гидаш Анатоль. СМЕРТЬ ШАНДОРА ПЕТЕФИ

«Венгерский Пушкин» - Шандор Петефи

soyuz-pisatelei.ru/news/2020-07-24-4058









Буду рад критическим комментариям

Люблю экспромты под своими текстами

Комментарии 8

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 09:41:16 18.10.2022

    Эльдар,

    спасибо за интересную параллель.

    Но по-моему все эти разговоры об "убийстве" Лермонтова - развлекающие публику сплетни.

    Нехорошо и зло подсмеивался Лермонтов на Мартыновым, называл его мартышкой и, что  называется, не давал спуску. Разумеется, для Лермонтова это была просто игра слов и смыслов, он и не думал обижать приятеля, но обижал его постоянно и был глух к его просьбам прекратить.

    И сегодня люди легко обижаются и, хотя и не убивают на дуэлях, но способны на гадости, которые могут приводить к смертельным последствиям.

    Вообще, на мой взгляд, это мягко говоря, некрасиво - считать человека своим приятелем и смеяться на ним. С точки зрения современной морали. Но не с точки зрения Героя настоящего времени эпохи Николая 1.


    С уважением,

    М.

  • Ахмедова Светлана , 10:52:06 18.10.2022

    Тут такое дело. За давностью лет никакой доказательной базы собрать уже нельзя, как и делать выводы на основании рассказов очевидцев. Поговорка такая есть *Врет как свидетель*.  Это как с Есениным — сколько копий сломано, сколько до сих пор ломается, и всяк может отыскать слова, подтверждающие именно его гипотезу. 

  • Тищенко Михаил , 11:20:23 18.10.2022
    • Ахмедова Светлана , 10:52:06 18.10.2022

      Тут такое дело. За давностью лет никакой доказательной базы собрать…

    ага, именно это и является алгоритмом сплетен))

  • Ахадов Эльдар , 12:00:52 18.10.2022
    • Тищенко Михаил , 09:41:16 18.10.2022

      Эльдар,

      спасибо за интересную параллель.

      Но по-моему все эти разговоры об "убийстве"…

    Для того, чтобы осознать то, что происходило, представьте себя в такой же ситуации и попытайтесь смоделировать свое поведение: оставить труп товарища, с которым вы только что общались, шутили, считали себя друзьями или порядочными знакомыми,  мокнуть под дождём, как ненужный мусор, и прислать за ним через несколько часов (!!!!) телегу и слуг... для меня лично - эти господа - нелюди после такого. НЕЛЮДИ! Все пятеро! 

  • Тищенко Михаил , 12:23:07 18.10.2022
    • Ахадов Эльдар , 12:00:52 18.10.2022

      Для того, чтобы осознать то, что происходило, представьте себя в…

    Да, если видеть в Лермонтове великого русского поэта и рассуждать с расстояния в годы, если не столетия.

    А если представить себе 6 человек, которых непонятным каким образом завело на дуэльную поляну, причем каждый из них до последней минуты не думал серьезно о последствиях и вдруг - один из них мертв, один с ужасом думает, что он убийца и убил своего товарища, а четверо - что соучастники убийства. Одно дела говорить о смерти, другое - стать ее соучастником в отношении близкого человека.

    Да они, видимо, просто дали деру с места преступления... 

    Что, конечно, не менее показательно: пять" героев нашего времени", пять эгоистов, бегущих от ужаса содеянного...


    С уважением,

    М.

  • Ахадов Эльдар , 12:43:47 18.10.2022
    • Тищенко Михаил , 12:23:07 18.10.2022

      Да, если видеть в Лермонтове великого русского поэта и рассуждать…

    Лично для меня не имеет никакого значения - Лермонтов это или Иванов-Петров-Сидоров. Это мой товарищ, знакомый, собеседник. Моя совесть ИСКЛЮЧАЕТ ПОДОБНЫЙ ХОД СОБЫТИЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ! Дождь, ливень, снегопад - никакие атмосферные явления не могут оправдать такого поведения. Оправдать может только одно: не было НИКАКОЙ дуэли. Человека просто убили. И, возможно, совсем в другом месте, о котором никто из них в тот момент ничего не знал. Тогда - да,  тогда понятно. А в таком раскладе, в каком это нам скармливают, непонятно и не может быть понятно, потому что это не по человечески. По отношению к любому существу, не обязательно к Гению и т.д. т.п....  

  • Тищенко Михаил , 14:53:06 18.10.2022
    • Ахадов Эльдар , 12:43:47 18.10.2022

      Лично для меня не имеет никакого значения - Лермонтов это…

    Если бы Лермонтова убили в другом месте, один из пяти так или иначе бы проговорился.  Да и что они, сидели и договраивались, как врать будут?

    Нет, это уже на Лубянке и в гулаге такие извращения придумали, а тогда в дворянском обществе было понятие чести. Я скорее предположу, что просто везти тело не начем было, вот и оставили его. И потом, Эльдар, они оставили не человека, а труп. Представьте только, сколько сейчас трупов лежит по полям сражений, и все мы спокойно живем себе. Хотя там лежат родные нам по крови люди.


    С уважением,

    М.


  • Ахадов Эльдар , 16:08:41 18.10.2022
    • Тищенко Михаил , 14:53:06 18.10.2022

      Если бы Лермонтова убили в другом месте, один из пяти…

    Везти тело было на чём. Тот же Мартынов по словам свидетелей УЕХАЛ с места дуэли к коменданту давать показания. Не ушёл, а уехал.  То есть, транспорт у них был, на себе тащить не надо было. По поводу сговора пяти - по-моему, вполне возможно. С другой стороны, их показания настолько явно противоречивы, что "сговор" похоже был очень поспешным и только в самых общих чертах. Именно эти немыслимые противоречия в свидетельствах "секундантов" меня и натолкнули на мысль о том, что всё это - ВЫДУМКА, причём, очень плохо проработанная выдумщиками. Не может человек путать руку, поднятую с пистолетом вверх с той же рукой, опущенной намеренно вниз. Не может один и тот же человек упасть "как подкошенный" и медленно присесть, а потом завалиться. Это абсолютно диаметрально противоположные показания. Значит, что? Значит, врут.

    По поводу аналогии с нынешней ситуацией в мире... Мы с Вами не можем отвечать за действия каждого, как бы нам того ни хотелось. А эти пятеро - отвечать  за ту конкретную ситуацию вполне могли. В этом разница.