Лежит Нева на зеркале воды... Rating 6/10

Рубрика: Белый и вольный стих | Автор: Мялин Владимир Евгеньевич | 08:29:14 21.11.2022
5
2

                    * * *


Лежит Нева на зеркале воды.

Так широка, что берег тот, как нитка

С ворсинками лесов, а кое-где –

Иголки шпилей и булавки башен.

Комета, на волну облокотившись,

И нос задрав, как девушка-рыжуха,

Плывёт себе, винтом взбивая сливки

Холодных вод… Давненько тут я не был.

Лет тридцать семь… Холодный Петербург –

Ещё он Ленинградом назывался.

Теперь он носит прежнее своё,

Наследственное имя, но что толку!

Сначала отбираем имена,

Потом их возвращаем – но одно,

Одно извечно чувство движет нами:

Тревожное, опасливое чувство…

Вины, быть может, глубоко засевшей,

Саднящей, словно детская заноза...


А город, как его ни назови, –

Ларец раскрытый, бабкина укладка.

Вот ангелок, с облезлой позолотой,

Свечой рождественской в тряпичке свёрнут,

Вот – всадник медный – безделушка брошь,

Там куклы в пыльных буклях, в беспорядке…

Заборы, главы, башенки, троллейбус,

Кусочек ленты голубого шёлка –

Как будто Мойка с пушкинским мостком…


А тут он умирал, поэт поэтов;

Морошку ел: жена его кормила

Морошкой с ложки, как младенца кормят.

«Как хорошо, как хорошо, Наташа!..»


2020


Комментарии 33

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Эндин Михаил , 08:49:34 21.11.2022

    "Лежит Нева на зеркале воды" – а может ли такое быть даже поэтически, метафорически и т.п.?

    Что же есть Нева, как не сама вода, лежащая меж двух берегов?

    • Эндин Михаил , 08:49:34 21.11.2022

      "Лежит Нева на зеркале воды" – а может ли такое…

    А если она антропоморфна? А если она поэзией приравнена к божеству?

  • Лина Маго , 09:54:20 21.11.2022
    • Мялин Владимир Евгеньевич , 09:03:30 21.11.2022

      А если она антропоморфна? А если она поэзией приравнена к…

    Широкая антропоморфная Нева лежит на зеркале собственной воды, и комета, как девушка, винтом сбивает из неё сливки...

    Что-то в этом... неправильное. ))

  • Эндин Михаил , 09:57:58 21.11.2022
    • Лина Маго , 09:54:20 21.11.2022

      Широкая антропоморфная Нева лежит на зеркале собственной воды, и комета,…

    Вы меня на полминуты опередили, Лина. Только что начал писать о Неве, изрезанной винтом Кометы

  • Тищенко Михаил , 10:43:13 21.11.2022
    • Лина Маго , 09:54:20 21.11.2022

      Широкая антропоморфная Нева лежит на зеркале собственной воды, и комета,…

    Лина,

    Так она же сбивает сливки не с Невы, а с её холодных вод!

    Для Питера времен 19в и торжества античной мифологии, я, например, легко могу представить Неву, как божество, лежащие на своих водах, меня тут ничего не напрягает


    С уважением,

    МТ

  • Даже если представить себе, что

    "Комета" губит богиню,  рубя на части

    царское тело

    то и такая метафора вполне ложится

    в русло данной поэтики

    кроме того, это довольно близко к реальности

  • Затрагивает подлинностью чувств!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Тищенко Михаил , 13:49:43 21.11.2022

    Володя,

    Белый стих у вас - замечательный инструмент! Хорошо написано, подталкивает к размышлениям и сочуствию..

    Но имена меняют, наверное, не из чувства вина, а из тех же побуждений, по которым переписывается учебники истории (но это, разумеется, не критика стиха, а мысли, им вызванные, за что и спасибо большое!)


    С уважением,

    МТ

    • Тищенко Михаил , 13:49:43 21.11.2022

      Володя,

      Белый стих у вас - замечательный инструмент! Хорошо написано, подталкивает…

    Михаил, спасибо!

    Этот образ вытек из строчек, написанных ранее: 


    А на Неве, и плоской, и широкой,

    Волнящееся зеркало лежит,

    По берегам строенья отражая.


    Я и сам не заметил - как это случилось, только сегодня случайно наткнулся на стихотворение "На Неве" из цикла "Памятные закладки".

    Образ этот, конечно, на грани, и будь это проза... Но это стихи.


    А переименовывают города, Вы правы,  - как переписывают учебники, но опять-таки я тут говорю о чувствах подсознательных, сидящих глубже, чем политические устремления, начальнические амбиции и проч..


    Стихи, вообще, противоречивые создания, как и мы с Вами, наверное.


    • Мельников Игорь Глебович , 13:27:16 21.11.2022

      Затрагивает подлинностью чувств!

      С уважением, Олег Мельников.

    Спасибо, Олег!

    Сердцем понимать не очень легко,  зато радостно)

    • Белавин Игорь Песни , 11:43:45 21.11.2022

      Даже если представить себе, что

      "Комета" губит богиню,  рубя на части

      царское…

    Вы совершенно правы. Эта поэтика близка (не по масштабу, конечно, по сути) поэтике "Метаморфоз", когда превращения происходят запросто и среди бела дня). У Овидия замечательно неприметная пластика, но она словно уже не на бумаге - а  в нас самих. Чудо поэзии!

  • Лина Маго , 14:44:34 21.11.2022
    • Белавин Игорь Песни , 11:43:45 21.11.2022

      Даже если представить себе, что

      "Комета" губит богиню,  рубя на части

      царское…

    А откуда взялась комета (Комета, "Комета")? Если речь о кораблике, то в Питере "Комет" не бывало, только "Ракеты" и "Метеоры". Хотя из художественных соображений хоть станция "Мир".

    И ещё интересно, есть ли в каких-то источниках сведения о том, что раненный в живот Пушкин мог есть морошку?

  • Лина Маго , 15:01:35 21.11.2022
    • Тищенко Михаил , 10:43:13 21.11.2022

      Лина,

      Так она же сбивает сливки не с Невы, а с…

    Михаил, "Нева как божество" сидит у подножия одной из ростральных колонн. Зачем класть её "на зеркало воды"?

  • Тищенко Михаил , 16:28:47 21.11.2022
    • Лина Маго , 15:01:35 21.11.2022

      Михаил, "Нева как божество" сидит у подножия одной из ростральных…

    Затем же, зачем "русалке на ветвях сидеть))


    С уважением,

    МТ

  • Лина Маго , 16:33:41 21.11.2022
    • Тищенко Михаил , 16:28:47 21.11.2022

      Затем же, зачем "русалке на ветвях сидеть))


      С уважением,

      МТ

    Русалка – всего лишь русалка. А с точки зрения ленинградца/петербуржца автор пытается обожествить божественное. И это не о Пушкине.)

    • Лина Маго , 14:44:34 21.11.2022

      А откуда взялась комета (Комета, "Комета")? Если речь о кораблике,…

    Это хотя бы разговор о литературе, Лина

    по которым я, например, давно соскучился

    Морошку, как сказывают, Пушкин просил перед смертью

    но вряд ли ел ложками, хотя я сам не проверял и тем более не присутствовал

    Как-то Владимир Евгеньевич пояснил мне стиль  своей поэтики,

    это "путешествие", наверное в рамках путешествия возможны 

    оговорки, ошибки памяти, преувеличения и т.п

    Насчет "кометы" у автора похоже без кавычек, пусть будет

    просто баба на крыльях любви

    я не претендую...

  • Лина Маго , 17:24:31 21.11.2022
    • Белавин Игорь Песни , 16:45:26 21.11.2022

      Это хотя бы разговор о литературе, Лина

      по которым я, например,…

    Игорь, для меня проблема этого стихотворения в том, что я ему не верю. Автор, безусловно, имеет право преувеличивать. Пусть "редкая птица долетит до середины" Невы (нет-нет, я знаю, что у Гоголя акцент на "редкая птица", а не на "долетит"), пусть раненный в живот Пушкин не просит, а ложками ест хоть морошку, хоть окрошку... Но ведь каждая метафора должна создавать образ. Ну вот "Лежит Нева на зеркале воды...". Богиня она там или ещё кто-нибудь, но не бывает у Невы вода как зеркало, ни при какой погоде, это её, можно сказать, характерный признак, которого лиши её – и нет Невы. Аналогично и про Мойку, которую если и можно сравнить с лентой, то уж никак не с голубой.

    Судя по упоминанию смерти Пушкина, это путешествие по зимнему Питеру, да и "ангелок(!) торчит рождественской свечой". Тогда откуда столько открытой воды? 

    Автор со мной разговаривать не станет, это я понимаю, :)) а вы скажете, что это путешествие через время, по векам и временам года. Наверное, даже с заходом в свою Внутреннюю Монголию. Но Петербург-то не виноват.)

  • Тищенко Михаил , 18:46:58 21.11.2022
    • Лина Маго , 17:24:31 21.11.2022

      Игорь, для меня проблема этого стихотворения в том, что я…

    Да, вот именно в этом ключе рассуждали на родине Шагала о его живописи, и он как художник был обречен в России того времени. Но он, молодец, уехал в Европу и стал самым высокооплачиваемым живописцем своего времени и одним из самых известных в мире))


    С уважением,

    МТ

  • Лина Маго , 18:48:40 21.11.2022
    • Тищенко Михаил , 18:46:58 21.11.2022

      Да, вот именно в этом ключе рассуждали на родине Шагала…

    А по существу? :))

  • Тищенко Михаил , 18:56:26 21.11.2022
    • Лина Маго , 18:48:40 21.11.2022

      А по существу? :))

    А по существу я уже написал: меня тут ничего не напрягает, я не ищу правдоподобия ни в стихах, ни в живописи, ни в музыке.. меня интересует внутренняя логика автора, и поэтому коровы могут летать, а Нева лежать на воде - даже и зеркальной))

    Я понимаю лиргероя, я верю его интонациям, мне интересен его мир.


    С уважением,

    МТ