Игра в шахматы по-научному Rating 10/10

Рубрика: Прозаические миниатюры | Автор: Владимир Литвишко | 12:47:22 20.04.2023
1
0

   Вспомнил, как впервые играл в шахматы, на командных городских общешкольных соревнованиях, в шестом классе.

В первой или второй партии ненароком зевнул я ферзя!))) Собравшиеся вокруг "знатоки" из числа участников других команд, "тонко" и громко стали намекать мне вслух, что Ботвинник, в таких ситуациях обычно сдавался...

Однако этот обидный зевок помог собраться, начать бороться за размены качества, улучшение позиции на доске, итп.

В итоге я всё же партию выиграл!) Меня тут же по общему признанию нарекли "звездой" чемпионата.

  Когда уселись против команды следующей школы, за моей спиной толкалось человек тридцать, не меньше, обсуждавших каждый мой ход...

После того, как моё преимущество составило ровно того же самого ферзя, потерянного противником, наблюдать за нашей партией сбежались все остальные свободные игроки!

  Восторгов было не счесть. Пока я, зазвездившись, не продул с треском в итоге!..)

Пересказывать всеобщие уничижительные комментарии не буду, так как не помню.

После этого ко мне потеряли всякий интерес, и несколько оставшихся партий я сыграл спокойно, даже набрав небольшой плюс, по числу побед.


   А вот после этого, заинтересовался игрой почти всерьёз.

И со временем стал, в 9-10 классах, капитаном школьной сборной.

Мы даже выиграли в это время пару раз общекомандные городские соревнования. (За год такие чемпионаты проводились не то три, не то четыре раза.)

  Причём один раз, причиной общекомандной победы был придуманный и применённый мною тактический ход, связанный с распределением членов команды по игровым доскам.

   

   Согласно требованиям к участникам, каждая школа выставляла команду из пяти человек: четырёх ребят, и одну девушку.

Если на каких-то досках игрока не оказывалось, то команда получала за игру "баранку", по данной конкретной доске, при подсчёте очков.

   Самый лучший игрок, по неписанным правилам, всегда садился на первую доску, следующий по силе - на вторую, и так далее.

   Позднее, во время турнира, изменять роспись игроков по доскам, было уже нельзя!

Понимая, что объективно оценивая, мы слабее по крайней мере двух чужих команд, я и распределил наши силы несколько по иному.

В итоге, за первую доску, для игры против кандидатов в мастера, посадили самого слабого игрока, за вторую сел я, а остальных просто сместили ниже по рангам.

  На девушку-восьмиклассницу особых надежд не возлагалось. Уж очень нестабильны были её результаты. Принесёт , хотя бы сорок процентов очков, из возможных - уже будет неплохо!

  И, что самое интересное, всё сработало, как часы!..)))

  Наш слабейший игрок умудрился аж две игры свести вничью.

  Девушка сыграла в небольшом плюсе.

  А сидевший за четвёртой доской, даже смог получить на ней личное первое место, победив, почти во всех партиях!)))

  Вдобавок к общекомандному первому месту удалось всё, просто замечательно!

    

   Должен сказать, что возмущение нашей хитростью других команд участников, просто не знало границ - после подведения итогов турнира...

   Но нам выпить позднее за победу, из городского кубка бутылку недорогого вина - ни что уже не помешало...)))


2021

Буду рад критическим комментариям

Люблю экспромты под своими текстами

Комментарии 44

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Вот что значит правильно понимать позицию! ))

    С уважением, Олег Мельников.

  • Владимир Литвишко , 16:00:30 20.04.2023
    • Мельников Игорь Глебович , 14:31:37 20.04.2023

      Вот что значит правильно понимать позицию! ))

      С уважением, Олег Мельников.

    Проканало, так сказать.)

  • Владимир Литвишко , 16:12:24 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Вообще-то при потере ферзя дальнейшая игра  обычно теряет всякий смысл - для "зевнувшего" эту фигуру.

    Серьёзный шахматист безусловно победит после этого своего соперника.

    Разменом качества называют  обменивание своих фигур и пешек с противником на неравноценные им по силе.

    Условно говоря Король - необходимая, но почти абсолютно беспомощная фигура - если доска сильно заполнена остальными войсками. 

    Ферзь - самая сильная фигура игрока.

    Ладья - следующая за ферзём по своей силе и значению. (Две ладьи условно приравниваются к одному ферзю).

    Слоны и кони - фигуры более слабые, чем ладья. Пешки - первоначально самые слабые игровые элементы, хотя их цена значительно возрастает по мере продвижения на доске.

    Можно примерно приравнять слона или коня к трём "слабым" пешкам, или же с радостью обменять такую фигуру на пешку близкую к продвижению на последнюю горизонталь шахматной доски.

    В спокойной позиции ладья оценивается примерно в слона (или коня) плюс одна пешка.

    Вариантов возможных разменов масса.Всё зависит от конкретного игрового положения на доске.

  • Тищенко Михаил , 19:56:30 20.04.2023

    Владимир,

    Лина профессиональный шахматист, а у всех профессионалов в подсознании присутствует слегка высокомериное отношение к любителям, каковыми мы с вами и являемся. Я тоже играл за разные команды  класса, пионерскойого отряда, но по-настоящнму полюбил шахматы, когда с одним из моих друзей провел много-много вечеров в сражениях, причём мы играли не на выигрыш, а на красоту, брали назад неудачные ходы и зевки и были счастливы, когда нам удавились красивые победы. К сожалению, мой товарищ погиб, а больше я  любителей такого рода в жизни я не встретил.

    У вас очень удачные рассказы-зарсовки!

  • Владимир Литвишко , 20:48:22 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    А по моему вы просто намеренно придираетесь к моим словам, Лина.

    Я ведь вам в доступной для всех форме передал то же самое, что вы сейчас пытаетесь зачем-то рассказать мне.

  • Владимир Литвишко , 20:52:19 20.04.2023
    • Тищенко Михаил , 19:56:30 20.04.2023

      Владимир,

      Лина профессиональный шахматист, а у всех профессионалов в подсознании присутствует…

    Спасибо, Михаил!)

    Полагаю, что когда я начну публиковать здесь истории из моей студенческой поры, записанные пару лет назад,

     то они покажутся вам ещё более интересными.

  • Владимир Литвишко , 20:53:55 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Почему же не соответствует, интересно?  Обычный сленг, чуть расшифрованный.

  • Тищенко Михаил , 20:57:43 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Да, согласен, здесь допущена неточность, я просто догадался, что хотел сказать автор, хотя из его слов это напрямую не следует.

    Я считаю, что такие ваши замечания очень полезны, я тоже, как вы знаете,  бываю приблизителен,  и всегда благодарен, года мне подсказывают, где))

  • Тищенко Михаил , 20:58:39 20.04.2023
    • Владимир Литвишко , 20:52:19 20.04.2023

      Спасибо, Михаил!)

      Полагаю, что когда я начну публиковать здесь истории из…

    Буду их ждать))
  • Владимир Литвишко , 21:05:36 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Владимир, спасибо за такой подробный ответ и поздравляю вашу школьную команду с победой в городском туре "Белой ладьи".)


    Вообще-то, на первой доске в наших городских турнирах участвовало обычно хотя бы четыре-пять перворазрядников из разных команд, так что ваша нескрываемая ирония пожалуй не вполне уместна, Лина. 

    А это далеко не тот формат соревнований, который вы упоминаете!

  • Владимир Литвишко , 21:09:31 20.04.2023
    • Тищенко Михаил , 20:58:39 20.04.2023
      Буду их ждать))

    Придётся чуть набраться терпения, в таком случае.)

    Ведь есть ещё несколько весёлых воспоминаний из школьного периода.))

    Не буду непоследовательным, пожалуй!)

  • Тищенко Михаил , 21:16:15 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Потеря качества - это отдача фигуры за более слабую, ладьи, например, за слона.

    Это не понятно из слов автора, но мне было очевидно, что он неточно выразился и ваш комментарий справедлив))

  • Владимир Литвишко , 21:18:56 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Буквально в конце десятого класса шахматы почти перестали меня интересовать.

    Просто потому, что в это время я уже часто выступал на междугородних встречах за сборную нашего города по боксу.)))

  • Владимир Литвишко , 21:24:13 20.04.2023
    • Тищенко Михаил , 21:16:15 20.04.2023

      Потеря качества - это отдача фигуры за более слабую, ладьи,…

    Я ничего не упускаю, часом?

    В рассказе говорится как раз об обратном процессе, когда проигрышная позиция у игрока без ферзя, т.е. меня, постепенно перестраивалась в более выигрышную! 

    А для этого я не ладьи отдавал за слонов, а стремился к пусть небольшому но выигрышу, при каждом новом размене! Отнимал пешки, при каждом удобном случае итп. Не забывайте, что в этом первоначальном эпизоде речь идёт о шестикласснике, едва узнавшем правила игры!

  • Тищенко Михаил , 21:29:03 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    ага, я это и имел в виду, но недостаточный профессионализм, видимо. помешал это выразить так категорично))

  • Владимир Литвишко , 21:36:40 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    )) В истории профессионального бокса зафиксированы несколько случаев обоюдных, практически одномоментных нокаутов двух бойцов на ринге встречными ударами.)

    Победителем при этом обычно называли того из боксёров, кто очнётся первым и сможет прежде своего противника встать на ноги.))

  • Владимир Литвишко , 21:40:30 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    А с этим я никак не соглашусь!

    Размен ферзя на любую другую фигуру или пешку - потеря качества.

    Размен любой фигуры на более слабую или же проходную пешку - до достижения ей края на последней горизонтали поля- потеря качества.


  • Владимир Литвишко , 21:48:36 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    А как в таком случае называется размен при взятии слоном или конём чужой пешки превратившейся в ферзя?

  • Владимир Литвишко , 22:00:52 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

     Но какой дурак будет ставить ферзя, если его тут же можно взять? Ну если только находясь в цугцванге...) 


    Здравствуйте. Приехали городские мастера и мастерицы!


    Если, скажем, у меня три проходные пешки и я их таким образом поочерёдно размениваю на фигуры противника, вынужденно для него. А делаю это, видя своё неоспоримое преимущество в ладью, допустим - в итоге всех этих разменов. Чищу поле от фигур противника и уже без всяких возможных помех ставлю мат своими королём и ладьёй его одинокому королю. Не сделав же этого я рискую именно выпустить опытного противника на ничью цугцвангом.

    ,

  • Владимир Литвишко , 22:02:35 20.04.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Знаю, разумеется, но никогда не интересовался подобными извращениями.)