Критерии «настоящей» поэзии (критически-ироническое эссе) Rating 0/10

Рубрика: Прозаические миниатюры | Автор: Гутковский Владимир | 19:43:03 28.11.2019
0
0

Нижеследующие соображения являются определенной попыткой обобщения, носят субъективный характер и ни в коей мере не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими 

Дальнейшее изложение построено по принципу восхождения от критериев, носящих более частный характер, к критериям высшего порядка.


1. Уникальная точность, "единственность" словоупотребления.

Нет слов, которые вызывают желание их устранить, уточнить или заменить. Отсутствуют слова, которые производят впечатление использованных лишь для организации рифмы или ритмической поддержки стиха, то есть выполняющие сугубо техническую роль.

Востребована "генная" память языка, которая вскрывает неочевидные смыслы слов, но не становится назойливо эксплуатируемым формальным приемом.

Слова не называют, а вызывают. Как минимум – ощущения, как максимум – качественно новое состояние сознания и духа.


2. Естественное соответствие формы и содержания, их взаимопроникающая органичность.

Форма не диктуется содержанием и не порождает его, а возникает одновременно с ним. 

Следствием этого становится индивидуальная форма стиха, которая может быть более или менее традиционной или носить экспериментальный характер, но никогда не выглядит искусственно навязанной, "притянутой за уши". Форма не сковывает, а выявляет и проявляет скрытый потенциал поэтического высказывания.


3. Наличие индивидуальной авторской интонации и звукописи, которые становятся узнаваемым символом его поэтического стиля и передают индивидуальные особенности авторского мировосприятия – как в контексте отдельного стихотворения, так и в его творчестве в целом.


4. Динамическая доминанта стиха.

Авторская мысль и используемая образная система не стоят на месте и не ходят по кругу, а непрерывно развиваются, видоизменяются, пульсируют в пространстве стиха.

Важным является поиск новых подходов к преодолению линейности поэтического текста.

Стих не сводится к пусть самой талантливой констатации, а обладает чертами поэтического исследования со всеми присущими ему атрибутами (постановка проблемы, гипотезы разрешения, не окончательность ответов и т.п.), которое производится методами, присущими поэзии.


5. Текст затрагивает метафизические, бытийные (вечные) проблемы, внося нечто существенно новое в их постанову и/или трактовку.


6. Текст обладает свойствами, имеющими непреходящую эстетическую ценность. При этом точно и тонко улавливается дух времени, если автор ставит такую задачу.

Необходимо учитывать, что подлинная ценность поэтического произведения может быть адекватно определена только в последующие эстетические эпохи, когда "актуальная" эстетика, господствующая в период написания, станет уже достоянием прошлого.


7. Истинная сущность произведения, принадлежащего к "настоящей поэзии", обладает такими свойствами, которые исчерпывающим образом не могут быть описанными никаким набором определений и критериев, в том числе и приведенными выше.

То есть известная "вторая теорема Гёделя о неполноте" справедлива и в этом случае.


Р. S. 

"Вторую теорему Гёделя о неполноте" (если не использовать математическую терминологию) можно сформулировать примерно следующим образом: Относительно любой достаточно сложной теории, основанной на замкнутой и внутренне непротиворечивой системе аксиом, может быть высказано утверждение, которое в рамках этой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть.


Р. Р. S. 

А вообще относиться к вышеизложенному совсем всерьез не следует. Все это — игры чистого разума, погрязшего в самом себе и слабо ориентирующегося в реальной действительности.

Буду рад критическим комментариям

Люблю экспромты под своими текстами

Комментарии 4

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Безусловно, все это справедливо, как справедливо и самое простое определение: настоящая поэзия, это когда мурашки по коже.

    С уважением, Олег Мельников.


  • Как сказано (мною же): Литература всего лишь попытка взять у жизни реванш. Хотя бы на словах.

  • Я полагаю, что описывать  чудо можно только тогда , когда оно, раз и уже, произошло. Смотрим на результат и по пунктам...

    А как это происходит, не понимает и никогда не поймёт даже самый заядлый искусствовьед. А для читателя градации бесконечны и зависят от того, когда вскипит его чистый разум.

    А при его сердечной недостаточности,  мурашки.

  • Сащенко Тамара , 16:57:17 18.02.2022

    Интересно!

    В большей части - согласна.