О Божьей милости, лисе и молоке.

Рубрика: Без рубрики | Автор: Ольга Шишкова | 13:43:24 30.11.2019



      Инок и феллах

***

Вода от вод Эдема – белый Нил
Несёт в Египет благодатный  ил.
Молитвой слёзною лик  мира омывает
Духовный Нил, рождённый на Синае.

Господней  Славою Синай был освящён.
Здесь на горе  Всевышний  дал  Закон. 
О том здесь монастырь хранит преданье,
Подобно главам из Священного писанья.
                
Века Египет христианский от гонений
Спасал Синай в оскалах  гор пустых.
Века в  безмолвии – для подвигов святых.

Из тьмы египетской взывает к сердцу притча,
Что сохранилась  в пастырской строке:
О Божьей милости, лисе и  молоке.

***

 Молитвой непрестанной  как дыханьем
Да жменью зёрен жил в скиту монах,
Камней Синая  созерцая прах.

В Пасхальный день спускался он в долину,
Поговорить с крестьянином –   феллахом,
Приятель возгласом приветствовал  монаха.

Под пальмою, среди  корней и листьев
Монах вкушал земной звучащий мир,
Феллах – пасхальный хлеб  и козий сыр.

Крестьянин как-то раз сказал монаху:
 – Я тоже Господа люблю и почитаю

И козье молоко под пальмой в  миске
Для Бога  каждый вечер оставляю.

Ни разу даже капли  не  осталось,
И от козы бывает небу прок,
Жаль  днём под пальму не приходит  Бог…

От слов крестьянина пустынник рассмеялся,
Сказал, что молоко не пьёт Господь – 
Бог – Дух Святой. А Дух – не плоть.

Монах настаивал, феллах не соглашался…
 Решили вместе проследить тайком,
Что происходит ночью с молоком.

День отступил. Недолго в лунном свете
Друзьям досталось  верить в чудеса.
Прокралась к миске сквозь кусты лиса.

Всё вылакала и ушла,
Куда-то протрусила вдоль канала
И за кустами из виду пропала.

Феллах стоял как громом пораженный,
Мерцали безразлично  небеса,
Катилась по худой  щеке слеза.  

На слово доброе монаху он ответил:
«Теперь я вижу: это был не Бог».
Побрёл в своё прибежище и слёг.


Вершины гор чуть тронул робкий  свет.
В свою пустынник направлялся  келью,
Когда увидел ангела  пред дверью.

Он преграждал крылами  путь.
Отшельник на колени пал от страха.
Посланник Господа заговорил с монахом:

 – Крестьянин – простодушный человек.
Ни мудрости, ни знаний не имел он,
Чтоб  Бога чтить иначе, чем он  делал.

И это – главное, ты отнял у него.
Ты думал в гордости, что верно рассуждаешь,
Но только одного мудрец не знаешь.

Господь, под пальму посылал лису,
Из милости, феллаху в утешенье,
Чтоб не было напрасным  приношенье.

                ***
День завершив на заливных полях,
Вернулся к пальме  в сумраке  феллах,
Без подношения. Среди теней  змеистых
Зияла пустотой Господня миска.

Враждебным и пустым казался мир,
Крестьянин в страхе  ощутил как слаб и сир,
Несчастен он,  и слеп и наг –  без Бога.
Ознобом веяло от горного  отрога.

Феллах не уходил, он ждал лису,
Глядел во мрак сквозь ветки тамариска.
Зверёк  не знает, что пустует  миска.

Лиса под пальму так и не пришла.
Молочный свет нахлынул  утром ранним.
Лисица – Божья, понял египтянин.

Наполнив к ночи миску молоком,
Феллах покаялся в монастыре  окрестном.
Наутро  молоко исчезло.



Комментарии 11

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Михаил Тищенко , 13:50:06 30.11.2019

    Оля, это бесподобно! Восхищен и обрадован твоим стихом. Спасибо!

  • Ольга Шишкова , 14:10:47 30.11.2019

    Миша,прочитай еще раз,притча заканчивалась на этом месте.Кончно я ее переработала,сохранив основные мысли.Но мне стало жалко феллаха и я придумала для него выход.Его я только внесла .Я оставила тебе сообщение там..там- там.С поклоном

  • Сергей Гридин , 14:30:22 30.11.2019

    Отлично! С удовольствием читал и перечитывал, браво, Оля!

    • Re: Ольга Шишкова , 14:36:48 30.11.2019

      Сережа,спасибо Вам.Вы меня постоянно поддерживаете.С благодарностью.

  • Михаил Тищенко , 20:31:43 30.11.2019

    Оля, у Чехова есть рассказ - "Пари". А.П. сначала сделал жалостливый конец, но, если мне не изменяет память, Суворин раскритиковал его, и автор жалостливый конец убрал. ....

    Без жалостливого конца стих кажется мне глубже, потому что каждый читатель может дорисовать в воображении любой конец, а с жалостливым - смысл повторяется 2 раза, это немного ускучняет стих.

  • Действительно хорошая вещь! А окончание и правда можно улучшить.

    С уважением, Олег Мельников.

    • Re: Ольга Шишкова , 14:04:59 01.12.2019

      Спасибо,Игорь. Насчет окончания. Интересно,как? Подскажите? С поклоном.

      • Возможно Михаил Тищенко прав, от окончания следует отказаться, поскольку оно лишает стихотворение  драматизма и не дает читателю почвы для размышлений и собственных оценок.

        С уважением, Олег Мельников.

  • Любовь Артюгина , 18:24:02 01.12.2019

    Интересная конструкция стиха в его начале, основанная на признаках сонетной формы. Смело, но нерифмованные строки в терцетах это перебор, на мой взгляд. 

    Тем не менее жаль, что автор окончательно уходит от начатого эксперимента с сонетом в ритурнели и в вариации терцин и вилланелей. 

    Впрочем, сонетная форма безусловно ещё не исчерпала себя. И лично мне ближе не игры с размером, а внутренняя "перезагрузка" сонета, как, например, у Тимура Кибирова в "Двадцати сонетах к Саше Запоевой":


    Любимая, когда впервые мне

    ты улыбнулась ртом своим беззубым,

    точней, нелепо растянула губы,

    прожженный и потасканный вполне,


    я вдруг поплыл – как льдина по весне,

    осклабившись в ответ светло и тупо.

    И зазвучали ангельские трубы

    и арфы серафимов в вышине!


    И некий голос властно произнес:

    "Incipit vita nova!" Глупый пес,

    потягиваясь, вышел из прихожей


    и ткнул свой мокрый и холодный нос

    в живот твой распеленутый. О Боже!

    Как ты орешь! Какие корчишь рожи!

    • Re: Ольга Шишкова , 22:54:55 01.12.2019

      Любушка, простите у меня есть легенда с таким названием, спасибо за внимательное прочтение. Как всегда, дело в том, что притча — отрывок из поэмы, где рисунок повторяется. Но форма никогда меня не сковывает, для поэмы важней передача содержания и приблизить текст к разговорной речи.Скорее всего Вы правы. Но как бывало не раз, если произведение выдающееся, то под него подгоняют теорию, если нет— сойдет и так. Хотя я бы тоже на Вашем месте мне возразила. Но ,слава Богу, подогнали академики теорию под меня. Готовится эпос, чостоящий из 11 полномасштабных поэм к переизданию и внеснию в школьную программу ( для внекласного чтения ) « Край родной — Камчатка».А так как пространство большое, очень большое, то ломка, разнообразие форм выражения необходимы, иначе укачает, приходится устраивать спотыкалки намеренно менять формы, ритмы. Хотя будь я теоретиком, я бы стояла за сохранение формы, особенно это важно для начинающих.Все неоднозначно Любушка и Вы правы. Очень сложно , о чем- то спорить, приходить к единому мнению на бумаге. Живое сообщение между поэтами ничто не заменит. Всего Вам доброго.

      • Re: Любовь Артюгина , 13:23:39 02.12.2019

        Уважаемая Ольга Борисовна, я безусловно ценю Ваш вклад в культуру Камчатского края и Ваше деятельное участие в живом общении между поэтами, но терпеть не могу развязность и амикошонство.

        С наилучшими пожеланиями.