Происхождение государства

Рубрика: Философская лирика | Автор: Виктор Коврижных | 18:11:18 01.12.2019


 

 

...и этих туч насупленный свинец,

и этот куст подёрнутый багрянцем

необходимы, как Новокузнецк

в соединеньи времени с пространством.

 

Природа вся – в ответах на вопрос.

Налево – холм, направо – лес окрестный.

А здесь полынь заполнила откос,

посколь полынь здесь более уместна.

 

И человек, с высот спустившись вниз,

прозреет дух сурового простора.

Задумчивый построит Коммунизм

по чертежам и памяткам Христовым.

 

Отринет он престижный цвет знамён

и постулаты зодчества былого.

Пространство продиктует ход времён

и вещих песен титульное Слово.

 

 

2

... И было так: труды мои венчал

среди граблей, напильников и вёсел

высокий день евангельских Начал

из сумерек наследственных ремёсел.

Оживший бог обыденных вещей

дарил свои секреты мне и знанья,

что даже отблеск гаечных ключей

навеивал легенды и преданья.

Возможно, лишь желание моё –

обычный труд возвысить до Завета.

Но льнёт тесло к рукам и бытиё

даёт полёт и направленье света,

где проступает времени портрет.

И кто-то мне повелевает свыше:

поставить дом крылечком на рассвет,

а на закат – коньку смотреться с крыши...

 

3

Я полагаю: был вначале Труд

поводырём дремучего сознанья.

Во глубине языческих минут

прозрел Господь в процессе созиданья.

Компьютер Он изладил или стул –

неважно то! Сквозь радужные слёзы

дороги человечьи повернул

на фабрики, заводы и в колхозы.

Довольный сел курить у тополей

и разразился в будущее речью:

– От верстака, рубанка и граблей

произойдёт разумный человече!..

И новым смыслом слово озарил,

и спать побрёл в заоблачные кущи.

И смысл усвоив, Труд заговорил

на языке понятном всем живущим.

 

4

Ещё случилась Музыка... Потом

грядущее откликнулось в былом.

 

Где слово стало смыслом и судьбою –

Вселенная вместилась в звукоряд.

Вернулся отражённый взгляд назад:

трава зелёная – зелёною травою.

 

Я думал: всё на свете объяснимо.

Но в сумерках взошла иная даль.

И новый бог своё услышал имя

в минуте не внесённой в календарь.

 

Из тайны отражённой человеком

приходит миг, который станет веком.

 

Комментарии 13

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Михаил Тищенко , 19:47:40 01.12.2019

    Виктор, не могу не процитировать Бродского:

    в автобусе утром я еде туда,

    где ждет меня страшная рожа труда.


    Я много читал про интеллигентных рабочих, но за всю жизнь ни одного не встретил. Несчастных встречал, образованных, относительно, тоже, алкоголиков, потерявших себя в бесконечных обязанностях - много. А интеллигентных и счастливых - ни одного.

    Труд как таковой, по моему, - это Гулаг души, а вот работа над собой творчество - это совсем другое дело, но в них труд - только одно их вспомогательных средств. Не верю я, что труд сделал человека человеком, а вот, что он из человека может сделать нравственного урода - верю.

    • Re: Виктор Коврижных , 03:47:05 02.12.2019

      Жаль, что вам, Михаил, не довелось встретить интеллигентных рабочих. Мне посчастливилось. И более того - работать с ними рядом. 43 года трудового стажа простым рабочим.

      Да, есть в трудовых буднях пьянство и разгильдяйство. Но вот странно и в творческой среде тоже самое. И даже больше. )) Так почему же вы считаете, что люди труда - деградирующий элемент, а творческие - цвет и гордость народа? Или им позволительно в силу их исключительности? 

      Вечный вопрос о первичности духа и материи. Склонен считать второе. Обеспечивать жизненное пространство условиями для проживания - право и святая обязанность Труда. Приоритеты в ценностях человеческого бытия. На каком месте сейчас Труд? Увы. Благодаря креативному сословию где-то на 4-5-м месте. А это в корне неверно. И несправедливо. И задача художника не просто говорить, писать Правду, но и создавать такую Правду, которая должна доминировать и формировать Человека с большой буквы.

      Приведённые строки Бродского - неудачны. Он бездельник, космополит по своей сути и физическая работа ему никогда не нравилась и людей труда он просто презирал. Поэту подобное отношение непростительно.

      • Re: Михаил Тищенко , 15:31:08 02.12.2019

        Я, вероятно, не точно выразился. Я имел в виду под творчеством - творческий труд, а как он выражается - выживанием Робинзона на острове, Бродским, писавшим на двух языках (а изучить иностранный язык во взрослом возрасте, чтобы писать на нем - это огромный труд), работой в шахте (если это спасет твою семью от голода, как это было с моим тестем), просто работой (чтобы заработать на жизнь детей, а по ночам - создавая домашний уют, как это делала всю жизнь моя бабушка,) разминируя  вражеские ловушки, как делал это мой дед во время войны, - все это творческий труд, он дает возможность шага вперед, позволяет выжить тебе или твоим близким, развить свою душу....

        Интересно, что без труда нельзя ни родиться, ни сексом заниматься, ни детей воспитать.... Но мы же не говорим, что надо трудиться, чтобы родиться или чтобы получить удовольствие от близости в постели или чтобы семья была счастлива....

        К сожалению, наше творческая интеллигенция сегодня - весьма своеобразный и живописный пласт, где много людей как раз ищущих не труда, а к чему бы присосаться. Им, для развития, не хватает именно труда, и в первую очередь, работы над собой.

        Но с другой стороны, труд ради труда, я знаю это по собственному опыту - туп и уничтожает человека как личность.

        К примеру, мы же все зависим от пищеварения, работы сердечной мышцы, но мы же не пишем оды хорошему пищеварению или сокращению сердечного желудочка? Труд необходим, как и работа кишечника (в котором кстати, похоже, расположен наш основной интеллект и эмоции), но смысл труда - не труд, а результат. Если результат приносит радость душе, тогда и труд облагораживает. А если результат не нравится, труд становиться пыткой.

        Строчки Бродского считаю замечательными, они как касторка - после десятилетий воспевания труда, апофеозом которого явился Гулаг.Что Вы встретили людей труда и сами с удовольствием проработали всю жизнь. Вы ведь вы и стихи писали? Значит, труд и для вас не был самодостаточным, вам хотелось выразить то, что у вас по-другому не получалось. Думаю, и для ваших друзей, если бы в жизни был только труд, он превратился бы в пытку...

        Наконец, творчество - это гораздо более тяжелый труд, чем любой физически, потому что физический труд приносит радость тела, а интеллектуальный, творческий, - его истощение. 

        Называть Бродского бездельником - несправедливо, он все жизнь трудился, безостановочно, потому что творчество - это уже непрекращающийся труд души. Можно критиковать его взгляды и качество стихов, но называть его бездельником вслед за его судьями прошлых лет - не правильно.


        • Re: Виктор Коврижных , 17:05:57 02.12.2019

          Оставим на совести Бродского его строки. Но, согласитесь, Михаил, что приводить в качестве аргумента эти строки, право, не очень убедительно и корректно.

          Творчество - тот же труд. Тут я с вами согласен. Но только превозносить его, как высшую степень проявления человеческого духа, и ставя труд  физический, направленный на благо человеческого существования, на второстепенные роли означает девальвацию созидательных начал. Надо стремиться к тому, чтоб обычный труд стал фактом творчества прежде всего, а не изнуряющим процессом.

          Собственно об этом и мой цикл "Происхождение государства", своего рода Евангелие от Труда.

          • Re: Михаил Тищенко , 17:23:42 02.12.2019

            Я думаю, что жизнь - как велосипед, где вместо педалей - творчество, если его  нет, в чем бы оно ни выражалось, велосипед буксует. Еще раз подчеркну, я говорю не о творчестве как профессии, а о творчестве как отношении к жизни. Предполагаю, что и крестьянин или рабочий могут относиться к труду творчески, хотя  я таких и не видел никогда в реальной жизни, хотя много ездил по России, и не как турист, а работая и зарабатывая на жизнь.

            Сам я трудоголик, люблю работать - но только над тем, что мне нравится. А как только насилие - вижу эту самую рожу труда, потому и привел цитату.

            Интересно вы высказались:  "ставя труд  физический, направленный на благо человеческого существования, на второстепенные роли означает девальвацию созидательных начал. Надо стремиться к тому, чтоб обычный труд стал фактом творчества прежде всего, а не изнуряющим процессом."  Собственно, вы и говорите о том, что надо стремиться к тому, чтобы видеть  не ужасную рожу труда, а его созидательную, творческую натуру. Получается, что мы с вами об одном и том же говорим)))

  • Какое интересное раскрытие темы! Прочитал с большим удовольствием. И, конечно, Вы правы, созидательный труд несомненно возвышает человека, придает смысл его жизни и вообще, является основой существования всего человечества. Как-то странно, что некоторые об этом забывают.

    С уважением, Олег Мельников.


    • Re: Виктор Коврижных , 17:08:29 02.12.2019

      Спасибо за понимание, Олег.

      Мой оппонент всё прекрасно понял, лишь неточно выразил свою мысль.))

  • Сергей Гридин , 17:09:30 02.12.2019

    Есть два понятия: работа и труд. Сейчас различие между ними стёрты и появилась неразбериха. Вы, Виктор, про труд и это здОрово!

    А страшная рожа может быть только у работы.


  • Михаил Тищенко , 17:38:49 02.12.2019

    Собственно. мы отвлеклись на философские темы, я же написал свой   комментарий с определенной целью, но - унесло в обоснования и объяснения.

    А цель вот какая: я не думаю, что труд сделал человека человеком, думаю, что ведущей частью является любопытство, интерес, умение синтезировать ситуации и делать из них выводы, а труд - да, без него ничего не воплотить в жизнь, так и останешься со своими наблюдениями и выводами. Но и с одним трудом дальше муравья или бобра не сдвинешься))

    Чувствую, что должен еще одно стихотворение выставить, хотя уже и собирался поставить точку на этом сайте. Дело в том, что рассуждения о труде появились до того, как было доказано, что вся материя вокруг нас и мы сами - это остатки, пыль первых звезд во вселенной, все мы когда-то были сверкающими атомами звезд. Оттуда наше начало, а не из обезьяны)

  • Сколько слов о несогласии с содержанием и ничего о художественной ценности произведения. А замечательно ведь написано. Подняться на такую тему, да чтобы в плакатность не скатиться - большое мастерство требуется.

    Ещё случилась Музыка... Потом

    грядущее откликнулось в былом.

     

    Где слово стало смыслом и судьбою –

    Вселенная вместилась в звукоряд.

    Вернулся отражённый взгляд назад:

    трава зелёная – зелёною травою.


    Ведь прочитай эти строки, вдумайся... и споры спорить не захочется.

    Замечательное произведения, Виктор Анатольевич. Поздравляю!

    • Re: Виктор Коврижных , 12:53:23 05.12.2019

      Спасибо, Аркадий, за понимание.

      Вполне объяснимо, если не неприятие, то недоумение некоторых авторов, считающих тему труда в творчестве, как бы второстепенным, не обязательным. И хлеб насущный заслуживает мессы, наравне с небом высоких материй.))

      Оппоненты, как правило, пускаются в умозрительность и философичность, видя перед собой книжные мысли, но не умеющие читать пространство.

  • Дмитрий Зотов , 21:21:08 06.12.2019

    Наверное ещё и о происхождении вдохновенного труда как предтечи отвлеченных понятий, в том числе и об устроении государства.  Сильное, философски насыщенное стихотворение.

    • Re: Виктор Коврижных , 03:38:40 07.12.2019

      Весьма признателен вам, Дмитрий, за понимание значимости темы Труда в творчестве. К сожалению, она сейчас далеко не в приоритете, что несправедливо. Уметь читать пространство и видеть лик промысла Божьего в обычной работе не всем, наверно, даётся.

      Попытался о том сказать. Наверно, получилось.