О чудесах, случающихся в Уймонской долине

Рубрика: Без рубрики | Автор: Игорь Муханов | 11:32:02 23.06.2020




Уймонской долиной еду,
вдыхая ночную свежесть.
Имею буханку хлеба,
да нечем её разрезать!
Я нож позабыл в Харбине,
в старинных книгах военных,
в отказе моей любимой
алтайскою стать царевной.

Такого Алтай не помнит,
считай, со времён Ойротов:
месяц в военной форме
шепчет любимой что-то.

Она вздыхает – Венера,

светило предков далёких!

Щекочет бедные нервы
буханка хлеба в котомке.


– Где нож раздобыть мне острый,  –
спросил я месяц двурогий, –
чтоб запах почуять росный
любви и дальней дороги?      
Чтоб охала селезёнка
от вкуса ломтя и соли
и ветер сушил пелёнки

тумана в пшеничном поле?

Месяц буханку хлеба

видит и голод чует.

Брызжет слюна по небу,

Чуйскому тракту и Чуе.

Ужо вам, дела земные!

Сверкнуло в ночи железо…

На ломтики золотые

месяц мой хлеб порезал!


Комментарии 16

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Владимир Алисов , 13:55:02 23.06.2020

    Отлично, Игорь!


    Ночью в юрте, за ужином грубым

    Мне якут за охотничий нож

    Рассказал, как ты пьешь с медногубым

    И какие подарки берешь.

    "Что же, видно, мои были хуже?"

    "Видно, хуже",- ответил якут,

    И рукою, лиловой от стужи,

    Протянул мне кусок табаку.


    Н.Тихонов


    • Re: Игорь Муханов , 14:49:15 23.06.2020

      Читал эти прекрасные строки и радовался, думая, что это Вы написали!

      Кланяюсь)

      • Re: Владимир Алисов , 15:02:25 23.06.2020

        Игорь, куда уж мне :)

        Но у меня было чем-то созвучное:


        ты на память мой нож заберёшь
        с филигранной узорной насечкой
        и обветренным полем уйдёшь
        захлестнув мою память уздечкой

        • Re: Игорь Муханов , 15:41:47 23.06.2020

          А мне почему-то верится, Что Вы вернётесь к классическому стиху. У нехо столько возможностей!

          Строчки Ваши хороши.

          Кланяюсь)

        • Re: Игорь Муханов , 17:17:26 23.06.2020

          Очень живописная строфа. И есть тайна, которая превращает текст в поэзию.


          • Re: Владимир Алисов , 17:35:10 23.06.2020

            Игорь, я иногда и сейчас пишу в рифму по старой памяти. А почему когда-то перешёл к верлибру — это в чём-то смешная даже история. Я в молодости некоторое время общался с нашим местным отделением Союза Писателей, но мне не понравились их порядки, и я быстро отказался от этих контактов.

            Писал тогда в рифму, и мне там один старший товарищ из СП как-то сказал, что из меня может получиться второй Евтушенко, это он похвалить так хотел. А на меня наоборот это так подействовало, что я забросил рифму. А тогда ещё поэт и переводчик Василий Кочнов, переехавший из Польши, показал мне свои переводы с польского верлибров Тадеуша Ружевича, после этого я и заболел верлибром.

        • Re: Игорь Муханов , 18:23:54 23.06.2020

          Один из моих знакомых с молодости писал верлибры. Эстет, музыкант, авангардист, был знаком с Вознесенским. Тот ему стих посвятил, в своей прозе его упоминал, дарил книги с дарственной надписью. И спустя много лет мой знакомый напрочь отказался от верлибра. Стал писать обычные стихи. Вот вам и другая, противоположная вашей, история.


          • Re: Владимир Алисов , 18:45:22 23.06.2020

            Бывает у всех по-разному... С каким-то авангардизмом верлибры ассоциируют напрасно, ведь нерифмованные стихи на столетия древнее рифмованных. Новаторством скорее надо считать рифму.


            Построены были двери и дома, но они разрушились,
            Жрецы заупокойных служб исчезли,
            Их памятники покрылись грязью,
            Гробницы их забыты.
            Но имена их произносят, читая эти книги,
            Написанные, пока они жили,
            И память о том, кто написал их,
            Вечна.


            Древний Египет, ХХ век до н.э.

        • Re: Игорь Муханов , 18:59:33 23.06.2020

          Было бы интересно поразмышлять о верлибре и классическом стихе. Сравнить их возможности, выявить их схожесть и различие. Здесь это делать, считаю, неуместно, а вот на Форуме можно поговорить.


          • Re: Владимир Алисов , 19:14:57 23.06.2020

            Да, Вик Стрелец вчера предлагал Игорю Белавину как знатоку и теоретику верлибра, но Игорь не очень настроен, так как по своему долгому опыту знает, "что такие дискуссии тут же упираются во взаимное непонимание. а то и обиды". Вообще-то да, я тоже сталкивался с такими печальными результатами дискуссий о верлибре. Но может быть, когда-нибудь такой разговор здесь и получится.

        • Re: Игорь Муханов , 19:34:51 23.06.2020

          Вы, пожалуй, правы. Мы ещё плохо умеем слышать друг друга.

          Пусть, в таком случае, идёт, как идёт.

          Удачного Вам творчества!

  • Еще одна легенда Чуйского тракта! Живописная картинка!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Вик Стрелец , 20:36:51 23.06.2020

    Ужасно нравится это стихотворение. Настолько, что даже случившегося оксюморона не постесняюсь... Хотя то, что это оксюморон – слегка сомнительное заявление. ))  А стихотворение с удовольствием перечитываю...

    Относительно верлибра. Порой мне кажется, что русский верлибр представляет собой продукт... - некоторой слабости русского творческого социума, - пасования перед вдруг распахнувшимся западом, который, кстати, весьма профанально относится к русской поэзии (спорно?), - продукт неумения объективно оценить несомненные и превосходные возможности русского языка в сравнении с ведущими языками запада, - неосознание потрясающих богатств русского языка, богатств, которым потрафляет синтетическая сущность языка (а сущность эта в своей кинетике – поистине необъятна), богатств превосходящих, превосходных...  Логическая сущность, скажем, английского языка такие необъятные возможности предоставить просто не может. Результат – к вершинам поэзии запад идет иными путями. И я задаю себе вопрос: зачем русскому поэту пути, в общем-то чуждые?.. Но вот я сталкиваюсь с работами Игоря Белавина и мои твердыни приходят в некоторое замешательство. Фрагменты творческого мира тасуются и представления начинают походить на картины произвольно складывающиеся в калейдоскопе...

    И тогда я понимаю: все гораздо сложнее. И начинаю взывать к Игорю (например) – не пора ли затеять разговор, в котором очень характерный и интересный литературовед расскажет популярно (а как иначе? ведь предполагаемые слушатели и оппоненты – отнюдь не специалисты) о таинствах верлибра...

    • Re: Игорь Муханов , 20:54:50 23.06.2020

      Спасибо, Вик, за понимание и доброе отношение к моему творчеству!

      По поводу верлибра. Думаю, и Вам можно начать беседу на эту тему. Предчувствую, что получится какофония в силу многих причин. Возникнут споры, разногласия. Но, во-первых, нам всем нужно учиться искусству диалога, а, во-вторых, полезно знать возможности того или иного жанра поэзии. Беседа может получиться не простой, но непременно полезной!

      Кланяюсь)