Любовь бывает только бесконечной Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Муханов Игорь | 05:46:38 20.08.2020
5
0

 

                                                       (эссе о священнике-поэте)                                                                                      


Я встретил его на фестивале поэзии в Майме, небольшом городке под Горно-Алтайском, когда осенние берёзы, став неожиданно золотыми, меняли свои листья на строку.

На сцену местного Дома культуры стремительно вышел человек в серой рясе, с крестом на груди и с гитарой. Зал напрягся, не зная, как на это реагировать.

– Ну, поющим священником сейчас никого не удивишь, – пошутил отец Сергий, как бы заглядывая в будущее. И запел звонко, как на клиросе:

 

                                   Я вас люблю, мои дожди,

                                   Мои тяжелые, осенние,

                                   Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно

                                   Я вас люблю, мои дожди!

 

                                                                                  (В. Егоров)

 

А после были стихи, которые латунно, как колокол, били по ушам слушателей рефреном:

 

«Люди, которые лучше, чем я».

 

Зал затих, переживая свое новое состояние. Ему исповедовался священник! Строчки царапали душу, рождали новые чувства. В чём винил себя отец Сергий? Во всём! Девочка устроилась в ночной бар, а могла бы стать балериной Большого театра – было его виной. В Европе разместили баллистические ракеты средней дальности – было его виной. Кто-то не родился, вырезанный из утробы матери ножом хирурга, кто-то спился, кто-то уехал из России, кто-то не объяснился в любви. Во всём был виноват отец Сергий – священник храма Святого Духа, расположенного в Майме! Его добровольно взятая на себя вина толкалась в жилах, ныла в суставах, не давала спать по ночам. Но зато рождала поэзию, а с нею – искренность чувств. Того самого дорогого, чего нам больше всего не хватает сегодня.

 

Дожди, дожди… Июнь – сплошной каприз.

Как мы с тобой могли мечтать ночами!

Любовь бывает только не случайной.

Мы встретились. И нам не разойтись.

 

Вот так сложилось. Что-то изменить

Нам не дано. Судьба владеет нами.

Мы прикоснулись грезами и снами,

Но сердце – слышишь, как оно звенит!

 

А дальше лето, солнце, облака.

Веселых глаз цветное зазеркалье.

И серебристый дождь в ночном бокале.

И бабочка, вспорхнувшая с цветка.

 

И больше ничего. Ведь всё сбылось.

Лишь хочется обнять тебя за плечи.

Любовь бывает только бесконечной.

А если так – всё только началось!

 

                      

*

 

Стихи отца Сергия приятно проговаривать вслух, ощущая при этом акустику помещения. Чтобы в окна заглядывали облака, а часы, висящие на стене, отмечали долгие столетия. Поэты недаром любят мансарды и чердаки – сказывается тяга к высокогорью. Согласно древнегреческой легенде, племя парнасцев спустилось с гор, желая научить людей видеть Прекрасное.

Отец Сергий умел общаться глазами. Сквозь них проглядывала Душа, чистая и доверчивая. Она не называла меня ёжиком либо как-то ещё. Она умела любить, видеть в человеке главное. А главное всегда прекрасно. Мне было легко общаться с этим человеком.

Люди, знавшие отца Сергия, рассказали, что в молодости он закончил исторический факультет Горно-Алтайского университета. Была у него любовь, первая и последняя. Закончилась она тем, что его возлюбленная вышла замуж за другого. После этого отец Сергий – Сергей Башкатов в миру – решил стать священником.

 

Падают снежинки. Тише, тише…

Падают, и тают на ладони.

Сердце стынет, только ты не слышишь,

Унесли тебя по снегу кони.

 

И тебя за самым дальним лесом

Не найти, там ныне бродит осень.

Почему-то мы не будем вместе.

Почему? Ведь я тебя не бросил!

 

Это в повседневной карусели,

Рельсов убаюканные стуком,

Просто не на тот мы поезд сели

И сошли на станции Разлука.

 

Те же здесь поля и те же крыши,

Тот же снег и те же мчатся кони.

…Только небо пасмурней и ниже,

Только снег не тает на ладони…

 

Обмороженная жизнь, сумерки сознания. Нужна скорая помощь, но другая. Та, что лечит душу, а не тело. Но где взять сил, чтоб подняться?

И снова спасают стихи. Их терапевтическая сила известна давно. Петрарка, Шекспир, ранний Пастернак – лечились стихами. Исповедь обрабатывает рану, самонаблюдение останавливает кровь. Красота, выводя больного на прогулку, учит его заново ходить.

 

 

*

 

Случайно услышанная фраза, румяная заря, посиделки на берегу Катуни рождают строчки, в которые Сергей Башкатов пеленает своё прошлое. Я умышленно не называю его отцом Сергием, чтобы не исказить картину его жизни. Религия указывает ему дорогу, поэзия даёт силы по ней идти.

«При чём тут поэзия? – спросит в этом месте Всезнайка, знакомый с основами христианского учения. – Или каноническая молитва перестала лечить, быть для человека сестрой милосердия?»

Вопрошающий будет прав, но только отчасти. Дороги существуют на земле, их можно зафиксировать с помощью космической фотосъемки. Но в небе навигация иная. У птиц, у самолётов, у майских жуков – у каждого своя. Тем более у человека. Его душа, управляемая свыше, способна притянуться к своему лучшему будущему. В искусстве это называется стилем, индивидуальностью, судьбой…

 

Рисует на стекле осенний дождь

Затейливые чудо-кружева.

Я опоздал, я знаю – ты права

Хотя бы в том, что ты меня не ждешь.

 

А за окном ржавеет листопад

И ветер рвет афиши облаков.

Я не кричу – ты очень далеко,

Мы слишком долго жили невпопад.

 

Закат погаснет, окунувшись в ночь,

И звёзды листьев поплывут в воде.

Нас друг для друга нет почти нигде,

Но друг без друга нам почти темно.

 

И я иду средь выцветших рябин

По полустёртым улицам – к тебе.

Рисует дождь. На стеклах. На судьбе.

Мы далеко. Мы учимся любить.

 

Стихи писали многие христианские подвижники, среди них – Святой Франциск и Григор Нарекаци.  Писали, в основном, стихи-молитвы. Общение было иерархическим, с самим Иисусом Христом.  А у отца Сергия мечется в стихах, как платок тореадора, его земная любовь. И женщина уверенной походкой ведет его в бездну…

Страшно?? Но погодите делать вывод! Отец Сергий садится за школьную парту ученичества. Он говорит о любви после любви. Брошенный любовник винит в своём горе себя самого, утверждает, что любил не так, как положено. И тут в памяти воскресает образ Дон Кихота, и его возлюбленная – Дульсинея Тобосская – машет из окна замка платочком, вдохновляя Дон Кихота на подвиг земного пути.

 

 

*

 

Лирическая поэзия – а именно такой вид искусства близок Сергею Башкатову – глубоко исповедальна. Она приучает человека заглянуть в ночь своего существования, когда звёзды не видны. Почувствовать звёзды сквозь километры серой влаги, скопившейся над головой – значит, осознать проблему. И начать её решать, используя все известные людям методы решения.

Те, кто не пишет стихов, исповедуются отцу Сергию. Сам же он исповедуется Красоте.

Исповедь, самопознание – два пути, ведущие  в небо. Искусство содержит эти пути, и кроме них ещё один, третий. Это путь Красоты. Алтайский религиозный мыслитель Николай Уранов, предпринявший в своё время восхождение на Парнас, всерьёз размышлял об этом. И написал эссе о Красоте, в котором утверждает, что Красота – религия будущего.

           

Ветер. Берёзы. И прошлогодние листья,

И прошлогодние грёзы ветер уносит.

Ты меня спросишь: (губы твои так близко)

– Ты меня бросил? Тихо отвечу – Бросил…

 

А за окном весна и осколки солнца,

Словно осколки счастья – солнца осколки.

Много их сколько! Лето опять вернется.

Первая зелень вновь на берёзах голых.

                   

Новые листья. Весенние, новые грезы.

Все уже было. Летят запоздалые письма…

В мартовской выси ветер целует берёзы.

Первые слёзы дождей. Значит, лето близко.

 

Вокруг дорожки, по которой ведёт Красота, растут цветы недосказанности. Бытовой ум отдыхает под их душистыми лепестками, усыплённый своим господином – Интуитивным Умом. Мысль предстаёт перед человеком полувоплощённой – ему предстоит завершить процесс воплощения мысли самому. Многие Священные тексты написаны именно таким образом.

Налицо мастерская времени, иначе – Школа Богов. Небожители приглашают в соавторы человека, делятся с ним секретами своего звёздного ремесла. Предлагают человеку занять достойное место в эволюции.

Помню неизгладимое впечатление, которое оставила во мне «Песня песней» Соломона. Путь Красоты, открывавшийся в этом произведении, сверкал жемчугами образов и звучал какой-то неведомой музыкой, призывая немедленно покинуть свой дом. Вернее, расширить его до размеров Вселенной. И любить в нём не только человека, но и майского жука, ромашку, ручей. Иными словами, всё, что было создано Творцом Вселенной.

 

 

*

           

Чего ты ждёшь – дождя, цветов, весны?

А любишь ты смотреть на облака?

А знаешь ты, куда уходят сны?

А хочешь знать, о чем молчит река?

 

Не спрашивай меня, где гаснет день,

Где птица вьёт надёжное гнездо.

Я удивляюсь сам – ложится тень,

Звезда с другой беседует звездой.

 

Не спрашивай меня, чего я жду.

Я жду тебя, но я не знаю, где

Твои следы. И вряд ли их найду.

Ведь небо столько вылило дождей!

 

Ты просто посмотри на облака –

И я их вижу, провожая птиц.

Нас всех уносит звёздная река.

Я ждал, но не нашел тебя. Прости.

 

Отец Сергий регулярно посещает заседания местного литературно-поэтического клуба «Повозочка». Смиренно садится за старый, видавший виды стол рядом с шофёром или бывшей работницей фабрики. Слушает, кто чем живёт.

В нём нет профессиональной гордости, нет и честолюбия поэта. Он всем одинаково открыт, как дорога. Хочешь, иди по ней, хочешь, сверни на другую дорогу – не в этом суть. Когда мы пройдем свою дорогу, мы станем другими. Мы станем деревом, травою, проплывающим мимо облаком, солнечным бликом на воде. Мы станем частью человечества. Мы научимся любить.

В 90-е годы институт православия пополнился священнослужителями, за плечами которых были светское образование и богатая опытом жизнь. Отец Сергий – бывший историк. Другой алтайский священник, отец Андрей, в прошлом врач, имеет ученую степень. Именно он освящал часовню Святого Сергия, построенную в Уймонской долине. Украсить храм в селе Усть-Кокса, возводимый по его инициативе, отец Андрей пригласил художницу Илзе Рудзите, дочь поэта, возглавлявшего в 30-е годы рериховское движение в Латвии. Когда один человек, решив перейти в православие, принародно сжёг книги Живой Этики, отец Андрей воспылал. «Не в книгах дело, а в тебе. Следовало отдать их другому!»

Приводя подобные примеры, я вовсе не сглаживаю противоречий, существующих между христианством и новыми духовными движениями, но лишь хочу показать, как может всё быть. И предпосылки к этому имеются.

 

 

*

 

Слёзы, пролитые поэтами всех веков и народов над могилой своей любви, отец Сергий осеняет крестным знамением. Беседуя о Петрарке, качает головой, упоминая стрелковую фразу поэта: «Приближаясь к 40-му году, я совершенно отрешился не только от мерзкого этого дела, но и от всякого воспоминания о нём, так, как если бы никогда не глядел на женщину».

Петрарка отказывается от своей Лауры, отец Сергий ищет в своей любви общечеловеческое начало. Так ручей, стекающий с гор, ищет реку, ведомый чистой мечтой стать океаном…

 

Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,

понимать, а не ждать понимания,

любить, а не ждать любви,

ибо, кто даёт, тот обретает,

кто о себе забывает – находит себя…

 

                                   (Святой Франциск)

 

 

Отец Сергий поливает дерево до тех пор, пока оно не зацветёт. Даже если дерево сухое и бесплодное:

 

Не сбылось, не получилось… Не ропщу.

Лишь усталость накопилась, набралась.

Я искал тебя, но больше не ищу.

Кто мне скажет, почему ты не нашлась?

 

Позади мои надежды, позади,

Только было – я искал, а ты ждала.

Мы не встретились. И ты меня не жди.

Не судьба нам быть с тобою, хоть ты плачь.

 

Жизнь закончится, исчезнут времена,

Но и там, где нет ни грёз, ни сладкой лжи,

Как и я, ты без меня совсем одна.

Лишь друг другу мы с тобой принадлежим.

 

Герой нашего очерка сложил свои пожитки на поезд, уходящий в небо. Это христианство, с его вертикализацией жизни. Здесь, на земле, отец Сергий оставил для себя только любовь, стараясь видеть свою Лауру во всех людях, которые встречаются ему на пути.

 

 

*

 

Последняя книга отца Сергия  «Лунная грусть», спонсированная местной администрацией, вышла тиражом в 100 экз. Не найти отца Сергия и в Интернете – он предпочитает телепатическое общение с жителями этой планеты. Так вот Отец Сергий и живёт, окруженный звёздами и легендами.

Майма – место пограничное. В этом месте Катунь покидает пределы алтайской республики, приобретает статус всероссийской красавицы-реки. Отец Сергий также находится у начала новой, малознакомой людям поэзии, помогающей строить церковь в своей душе. Красота, Чистота и Гармония есть дочери Святого Духа, и с ними стоит дружить. Отец Сергий знает это не понаслышке.

А что же стало с алтайской Лаурой (или с Дульсинеей Майминской), увиденной нами в зеркале поэтического творчества отца Сергия? Она очистилась, воспарила над своим прошлым существованием и стала ещё прекрасней, чем была. Порой даже кажется, что Лаура приобрела черты самой Девы Марии. Во всяком случае, она стала в жизни отца Сергия Берегиней, а не сокрушительницей мужских сердец.

 

Ты, наверное, где-то есть.

Может быть, не сейчас, не здесь,

Не под этой чужой луной,

Посмеявшейся надо мной,

И под солнцем совсем другим

Раздаются твои шаги.

Среди многих влюблённых глаз

Нет лишь тех, что глядят на нас,

Потому что и я, и ты

Друг для друга пока мечты…

Мы не встретимся? Ну и что ж,

Я же знаю, что ты живёшь –

Не сейчас, не со мной, не здесь.

Хорошо, что ты где-то есть!

 

Кончим это эссе благопожеланием. Хорошо, что живёт среди нас отец Сергий – Сергей Башкатов в миру. Человек, священник, учитель, яркое явление алтайской поэзии.




Комментарии 11

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Интересное эссе об интересном человеке.! А стихи просто великолепны!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Муханов Игорь , 15:14:14 20.08.2020
    • Мельников Игорь Глебович , 14:57:22 20.08.2020

      Интересное эссе об интересном человеке.! А стихи просто великолепны!

      С уважением,…

    Я тоже люблю его стихи. Они искренние и чистые. Но кому-то такого рода стихи кажутся чересчур простоватыми. Разные читатели бывают.

    Спасибо, Олег!

    • Муханов Игорь , 15:14:14 20.08.2020

      Я тоже люблю его стихи. Они искренние и чистые. Но…

    В этой абсолютно искренней простоватости и заключается очарование его стихов!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Летняя Юлия , 20:55:57 20.08.2020

    Прекрасно написано! Такая проза лучше многих иных стихов. :)

    А стихи батюшки - от сердца. И рассказ Ваш о нём - тоже... 


  • Муханов Игорь , 21:04:56 20.08.2020
    • Летняя Юлия , 20:55:57 20.08.2020

      Прекрасно написано! Такая проза лучше многих иных стихов. :)

      А стихи…

    Стихи батюшки действительно от сердца... 

    Спасибо большое, Юлия!

  • Тищенко Михаил , 23:12:46 20.08.2020

    Очень интересное и жизнеутверждающее эссе, Игорь!

    Всю сознательную жизнь думаю о монашестве, о священниках, о путях божественного и человеческом желании примкнуть к большому эгрегору, спрятаться от жизни и тех вопросов, которые она ставит перед человеком. Столько неоднозначных личностей и судеб - от первых столпников и эрмитов до святого Августина и старчества, но - и через разврат, обман, стяжательство и интриги.

    Вероятно, как всегда, все зависит от личности, от её симбиоза с тем, во что она верует или к чему примыкает...

  • Зотов Дмитрий , 02:59:09 21.08.2020

    Поэты - апостолы слова. Несущие слово сердцам. У героя Вашего эссе двойное служение. Хорошо написали о светлом и талантливом человеке. Спасибо.

  • Муханов Игорь , 08:21:50 21.08.2020
    • Зотов Дмитрий , 02:59:09 21.08.2020

      Поэты - апостолы слова. Несущие слово сердцам. У героя Вашего…

    Поэт Вяземский утверждал, что искусство - младшая сестра религии. Поэтому Ваши рассуждения о роли поэзии в жизни человека близки и понятны.

    Спасибо!

  • Муханов Игорь , 08:32:49 21.08.2020
    • Тищенко Михаил , 23:12:46 20.08.2020

      Очень интересное и жизнеутверждающее эссе, Игорь!

      Всю сознательную жизнь думаю…

    Да, сложен путь человека. Мне пришлось, в связи с написанием буддийской книги, долго жить в буддийских монастырях (дацанах) и тесно общаться с монахами.  Они разные: многие приняли обет, имея на то причины (неудачная любовь, телесные недостатки и т.д., даже бывшего бандита встречал, по воле Зелёной Тары избежавшего решётки). Но встречались и просветлённые монахи, которым судьба ими быть, которые уже прошли земную эволюцию в прошлых своих жизнях. У всякого свой путь, Михаил.

    Спасибо!

  • Тищенко Михаил , 15:57:23 21.08.2020
    • Муханов Игорь , 08:32:49 21.08.2020

      Да, сложен путь человека. Мне пришлось, в связи с написанием…

    Игорь,

    я никогда не жил в монастыре, но меня это  путь привлекал с юности  - не как служение, а как доступ к книгам и знаниям, и пути к ним. Но и мирского, чувственного было во мне не меньше, поэтому это осталось нереализованным.

    Зато я много читал о монастырской жизни, которая, на Западе,  - сплошные парадоксах. Начиная с того, что слово "монашество" происходит от корня - "моно", т.е. "один", асам орден монашества родился из целого ряда курьезных правил, которые писались на территории бывшей римской империи для обуздания драчливых, самовлюбленных и т.п. адептов, пришедших поучиться мудрости у столпников, эрмитов просветленных людей.

    Так оно закладывалось, так оно, похоже, и осталось.

    И еще я понял, что часто быть преданным Богу, слышать его и следовать его зову гораздо легче в монастыре или имея сан, чем  оставаясь обычным человеком.

  • Муханов Игорь , 16:47:35 21.08.2020
    • Тищенко Михаил , 15:57:23 21.08.2020

      Игорь,

      я никогда не жил в монастыре, но меня это  путь…

    Вы совершенно правы, Михаил. Следовать зову Бога легче в монастыре, чем в миру. Мир меняется, подходы к религии - тоже. Недаром в последнем Учении, данном через семью Рерихов, говорится: "Не уходите от жизни, но ведите себя Верхним Путём".

    Также и поэзию, открывающую в человеке яснослышание, можно рассматривать, как путь религии.