Петр и змея Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 15:30:37 15.11.2020
3
0

-1-
Лежит гранит Адмиралтейства
на хляби северных болот.
Здесь героические действа
веками мучают народ

А  тот живет как в исступленье,
не помня жертв и палачей.
И Петр взирает в изумленье
на результаты дел, речей

Он град создал на стоне рабском,
и беспощадный бумеранг
вернул должок царям "по-царски",
разя «от греков до варяг»

-2-
Вокруг дворцы, мосты, проспекты,
кресты, река и купола,
а у Петра по постаменту
ползет змея, дика и зла

Спешат с утра повсюду люди,
им не до смыслов вековых -
граниты северные будней
обрушил новый день на них

Луч солнца с рябью волн играет...
Но Петр не может раздавить
копытом конским хитрой твари,
что панорамный портит вид

-3-
Штормят эпохи, волны бьют о
доспехи берега, мостов
и каждый день прожитый - будто
благословение отцов

Они, отцы, ушли, оставив
наследство, где - змея и яд,
но упрекать мы их не в праве,
кто не злодей из них - тот свят

Даруй им, Господи, прощенье,
а нас не бей хлыстом судьбы,
сдержи коня, что медный гений
поднял когда-то на дыбы!

Комментарии 19

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Неожиданная аллегория, Миша.   ЗдОрово!

  • Вся история человечества такова... Видимо так было задумано...

    С уважением, Олег Мельников.

  • Тюренков Василий , 16:23:28 15.11.2020


    Модерн – холодный и неброский,
    Проспектов стрелы – град Петров…

    Фасадов глянцевая роскошь,

    Тоска заплёванных дворов)

  • Тищенко Михаил , 17:13:19 15.11.2020
    • Казакевич Геннадий , 15:50:28 15.11.2020

      Неожиданная аллегория, Миша.   ЗдОрово!

    Спасибо, Гена!

    вот истоки этой аллегории:


    Москва и Kиeв задрожали,
    Когда Петр, в треске финских скал,
    Ногой из золота и стали
    Болото невское попрал...

    5 И взвыли плети!.. И в два счета -
    Движеньем Царской длани - вдруг -
    Из грязи невскаго болота -
    Взлетел ампирный Петербург:

    И до сих пор, напружив спины,
    10 На спинах держут град старинный
    Сто тысяч мертвых костяков
    Безвестных русских мужиков!..

    И вот теперь, через столетья,
    Из под земли, припомнив плети,
    15 Ты слышишь, Петр, как в эти дни
    Тебе аукают они?..


    Николай Агнивцев
  • Тищенко Михаил , 17:14:47 15.11.2020
    • Мельников Игорь Глебович , 15:51:54 15.11.2020

      Вся история человечества такова... Видимо так было задумано...

      С уважением, Олег…

    Да, Олег,

    в юности пытаешься искать справедливость, а с возрастом все яснее понимаешь, "что так и было задумано"

    ))

  • Тищенко Михаил , 17:18:25 15.11.2020
    • Тюренков Василий , 16:23:28 15.11.2020


      Модерн – холодный и неброский,
      Проспектов стрелы – град…

    Мы дети сложных парадоксов,

    среди контрастов и  вранья

    нам эта питерская роскошь -

    пусть даже внешняя! - дана

    ))

  • М.Э. , 17:23:44 15.11.2020

    Как же быть простому человеку,

    всю жизнь загнав под ипотеку?)

  • Тищенко Михаил , 17:28:07 15.11.2020
    • М.Э. , 17:23:44 15.11.2020

      Как же быть простому человеку,

      всю жизнь загнав под ипотеку?)

    Вопрос квартирный нас не портил,

    нет, он всегда существовал:

    один мечтал про знатный портик,

    другой - про угол свой мечтал

    ))

  • Гаврилин Виктор , 19:40:51 15.11.2020

    Прекрасные стихи, мудрые, глубокие, поэтичные.  Тема серьёзная, а строка лёгкая.

    Нина Гаврилина.

  • Тищенко Михаил , 20:41:36 15.11.2020
    • Гаврилин Виктор , 19:40:51 15.11.2020

      Прекрасные стихи, мудрые, глубокие, поэтичные.  Тема серьёзная, а строка лёгкая.

      Нина…

    Нина,

    спасибо Вам!

    ))

  • Воронцова Тамара , 06:39:37 16.11.2020

    Тема очень интересная, Миша! Основная мысль понятна - во время строительства северной столицы массового гибли люди - помимо продолжительного голода строителей были и неблагоприятный климат, и болезни... Историки до сих пор спорят - сколько же жизней человеческих пало жертвой, чтобы поднялся великий город... 

    А я вспоминаю историю со змеёй, когда Фальконе искал третью точку опоры коня, без которой нельзя было обойтись. И когда ему пришла идея  - пустить под ноги змею, царица далеко не сразу дала на это согласие. Да ещё и враги скульптора нашёптывали ей разные гадости о нём... Но  Фальконе нашёл выход - он  аллегорически сравнил змею со злом и завистью. Таким подходом  Екатерина была очень даже довольна...)

  • Михаил Эндин , 09:19:26 16.11.2020

    Очень большой темы Вы коснулись, Михаил, и написали яркое, образное стихотворение!

    О Петре спорили и спорят до сих пор, но он единственный император, на могиле которого в Петропавловской крепости всегда лежат цветы - от петербуржцев - основателю города.

    Максимилиан Волошин вот так написал о Петре:


    Великий Петр был первый большевик,
    Замысливший Россию перебросить,
    Склонениям и нравам вопреки,
    За сотни лет к её грядущим далям.
    Он, как и мы, не знал иных путей,
    Опричь указа, казни и застенка,
    К осуществленью правды на земле.
    Не то мясник, а может быть, ваятель —
    Не в мраморе, а в мясе высекал
    Он топором живую Галатею


    Для меня эта Галатея  - Санкт-Петербург; о мясе забылось, мрамор остался.

  • Тищенко Михаил , 09:57:45 16.11.2020
    • Воронцова Тамара , 06:39:37 16.11.2020

      Тема очень интересная, Миша! Основная мысль понятна - во время…

    Тома,

    тема эта бесконечна, но она больше, чем о погибших при строительстве, это тема исторического бумеранга и методов управления, путей развития государства и личности. То, с чем боролся Петр, осталось и обернулось против его же наследников.... Похожее видение можно встретить у Волошина, например, в поэме Россия, которую ниже цитирует Миша Эндин.

    Спасибо тебе за интересную историческую справку, неисповедимы, как известно, пути.... в том числе и создающие символические образы!

  • Тищенко Михаил , 10:08:14 16.11.2020
    • Михаил Эндин , 09:19:26 16.11.2020

      Очень большой темы Вы коснулись, Михаил, и написали яркое, образное…

    Спасибо, Михаил!

    И за комментарий, и за цитату...

    Я ни в коем случае ничего не оспариваю и не осуждаю, я вообще не понимаю взгляда на историю с позиции "если бы..." Мы все часть России, которую создавал и создал Петр (слава Богу, что не только он).

    Но мне близок взгляд Волошина, называющего Аракчеева первым коммунистом, а Петра большевиком.

    Кстати, я пытался найти в инете, кто обеспечивает ежедневные букеты на могиле Петра? Если бы они были спонтанны, она была б периодически завалена ими, очень вероятно, что это делается организованно, мэрией, например...

    Да, остался мрамор. И не только мрамор. Остались революция, Гулаг... И идея светлого и прекрасного будущего  (города?), для которого не жалко жертвовать настоящим...

  • Воронцова Тамара , 11:18:31 16.11.2020
    • Тищенко Михаил , 09:57:45 16.11.2020

      Тома,

      тема эта бесконечна, но она больше, чем о погибших при…

    Так и есть, Миша, тема шире, чем то,  что я отметила - рабский стон, миллионы спящих в земле, эпох прошедших стоны  - акцентировали моё внимание  на жертвах... 

  • Тищенко Михаил , 11:46:41 16.11.2020
    • Воронцова Тамара , 11:18:31 16.11.2020

      Так и есть, Миша, тема шире, чем то,  что я…

    Тома,

    конечно, в некотором смысле мы все - жертвы. Но здесь, даже, казалось бы, противореча смыслу стиха, интересно себя спросить: а что такое жертва? Пока мы остаемся в плане бытия, быта, социальных иерархий, мы все оказываемся жертвами чего-либо, и счастливы только те люди, во внутренний мир которых мы не заглянули...

    Но как только мы выходим из этого плана в другой, план судьбы и взаимоотношений с миром не нашего тела, а нашей души, все меняется, и из жертв люди превращаются, например, в камни, которые гранит судьба. Но, в отличие от камней, люди делают ежеминутно выборы, и эти выборы превращают кого-то в песок, а кого-то в бриллиант... И мы не можем сказать - жертва ли это или правильный выбор, как, например, тот, который сделал Христос...

    И даже когда человек, казалось бы, не участвует в выборе, а погибает, например, на стройке пирамид, в печи концлагеря или на лесоповале - даже в этом случае, возможно, словно грудной ребенок, он избавлен от гораздо более мучительных страданий и просто "сдал свой экзамен" раньше, чем остальные...

    А вот эти остальные - другое дело, на них ложится ответственность и вина - и то же с каким-то смыслом, который, может быть, совсем не виден в нашем бытийном плане....

  • Воронцова Тамара , 12:30:38 16.11.2020
    • Тищенко Михаил , 11:46:41 16.11.2020

      Тома,

      конечно, в некотором смысле мы все - жертвы. Но здесь,…

    В некотором смысле все мы жертвы - это не в противоречие стихотворения,  Миш,

    это за его рамками -  тематика  обширная и очень увлекательная, особенно, если рассматривать

    жертву в религиозном аспекте. Я сталкивалась в своё время, когда увлекалась русскими философами - 

    Розановым, Соловьёвым, Бердяевым... -  с их философскими воззрениями  о  понятии  жертвы ...

    Но это, как говорится, совсем другая история...)))

  • Тищенко Михаил , 13:09:38 16.11.2020
    • Воронцова Тамара , 12:30:38 16.11.2020

      В некотором смысле все мы жертвы - это не в противоречие…

    Тома,

    Философия, религиозная или мирская - это познания ума, логики, для меня эти мысли и чувства пришли откровением, т.е. знанием, само собой разумеющимся. Жаль, что оно не пришло раньше, я бы избежал много ошибок и растраченного времени! 

    ))

  • Воронцова Тамара , 01:25:34 17.11.2020
    • Тищенко Михаил , 13:09:38 16.11.2020

      Тома,

      Философия, религиозная или мирская - это познания ума, логики,…

    С этим нельзя не согласиться, Миша, тем более, что и у меня по  некоторому незнанию,

    неразумению тоже столько напрасного происходило...И времени жаль, это точно!