Современность: я стану звать тебя Нина Rating 10/10

Рубрика: Верлибр | Автор: Чуднова Ирина | 23:44:21 11.03.2021
3
0

псориазные руки пианиста

гениальные пальцы в струпьях 

лапы динозавра

нескладного древнего ящера

на белых как кость клавишах пианино 

которыми допотопный он

разговаривает с пустыней 

у себя внутри

поливая пространство меж звёзд

мёртвой водой 

просыпая нотную грамоту как пепел  

в пустоту

сочась наружу экземой созвездий

мучаясь невозможностью 

выразить словом 

звук запах цвет имя 

выкашливая 

застрявшее в пространстве между альвеол 

безымянное —

неназываемое невыразимое


он 

берёт разбег от фа-бемоль долетает 

до космоса 

а потом смотрит в её глаза — 

глаза с вишнёвой поволокой 

выцветшими серыми

смотрит на её шею —

шею нездешней птицы

натыкается взглядом 

на что-то внутри себя 

и вдруг говорит:

— Я стану звать тебя Нина!


и оба знают —

как бы она ни ответила

на этот раз

ничто не поможет 

соединению неразделимого. 


01.02.2019г. г.Томск, улица Кирова — гостиница «Рубин»


Комментарии 29

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Открывая Ваш текст, Ирина, ждал чего-то особенного и не ошибся!

  • Вмешиваюсь и менно потому, что полагаю

    сайт должен выйти профессиональный уровень

    (хотя кому должен? а вот самой литературе и должен!)

    Прежде всего, данное стихотворение а) профессионально

    б) это не реализм (скорее всего один из вариантов экспрессионизма)

    понимать образы этого стихотворения как реалистические довольно наивно

    например, "белых как кость" не имеется в виду сравнения клавиш по цвету,

    кстати, у концертных нынешних роялей цвет клавиш чисто белый и понятно, почему

    тут выражению "белая кость" присваивается метафорический смысл

    так выстроены все эти стихи, и читать их следует не так, как заблагорассудится

    некоему гордому читателю

    а так, как задумал автор

    и это проблема, поскольку тогда сайт должен  искать "своего читателя"

    каков бы ни был спектр авторов на сайте

    про склонение "по Зализняку" в стихах 

    да еще экспрессионистических (почитайте Пастернака)

    упоминать не буду


    • , 03:00:00 01.01.1970

    Обратите внимание, Лина, что Вашего имени я не упоминал

    и вы ли работаете на собственное имя, или имя работает на вас

    мне совершенно все равно

    я упоминал исключительно филологию, в которой хоть и имеются разные подходы

    но все они базируются на одних и тех же основаниях

    (а вот выше "оснований", да, там можно спорить)

    в современной литературной ситуации нет ни имен (кроме раскручиваемых

    теми или иными продюсерами условных представителей),

    ни какого-то читательского круга, на который рассчитывает тот или иной автор

    это все хорошо бы понимать

    а вы, Лина, лично можете высказываться как угодно и о чем угодно

    в комментах - в особенности

    не об этих конкретных высказываниях речь

    я их использовал исключительно в качестве примера

    ничего личного

     

  • Ларин Андрей , 12:43:59 12.03.2021

    'Извините меня, пожалуйста, что я, не будучи знаком, позволяю себе… но предмет вашей ученой беседы настолько интересен, что…' (с) 

    Не смог пройти мимо :))) 

    Считаю, претензию относительно клавиш, костей и цвета, вполне уместной. Это, безусловно, сравнение, а сравнение это выглядит некорректным потому что белые клавиши не костяные, но бывают и костяные, которые не белые, как резонно заметила Лина. 

    Кроме того, я сильно сомневаюсь в идиоматике выражения 'белый как кость', хотя 'белели кости' сверхраспространенный штамп. Есть идиома 'белый как снег' и 'белая кость, голубая кровь', но она говорит вовсе не о том, что все кости белые, а скорее – наоборот. 

    Ну, и традиционно, порадовал Пастернак, который за всё в ответе и за всех ответит :))) 

  • Чуднова Ирина , 13:11:17 12.03.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Лина, приветствую! 

    > "Покрытие клавиш костью (слоновой или моржовой) не белое, а бежевое, причём не очень равномерно. Белым бывает только синтетическое покрытие."

    Да я вроде бы и не сказала, что клавиши костяные.  Они белые, как кость, а не "как кость клавиш". 

     

    >"Нота с бемолем склоняется (от фа-бемоля). И зачем вообще ноту ми называть фа-бемолем, к чему такие сложности?

    Не склоняется у меня, так как это своего рода эллисис "он берёт разбег от [ноты] фа-бемоль".  К чему такие сложности? Это же не строго научно-музыковеческая работа, а художественная. Фа-бемоль -- это целая фраза в звукописи, и тут это желательно. Как разбег, о котором идёт речь. 


    Собственно, вот те самые руки на тех самых клавишах: 

    s.poembook.ru/theme/64/2c/42/103c3a9eb70931344ea8703b5f53d8dc42b11864.jpeg

  • Тюренков Василий , 13:19:10 12.03.2021
    • Белавин Игорь Песни , 08:50:25 12.03.2021

      Вмешиваюсь и менно потому, что полагаю

      сайт должен выйти профессиональный уровень

      (хотя…


    “сайт должен выйти на профессиональный уровень”

     

    Да-да, о чём должна быть получена справка соответствующего образца за всеми необходимыми подписями, скреплённая печатью Отдела Ярлыков. Данную справку необходимо вывесить на видном месте, дабы никто не усомнился)

     

    А чтобы понять метафоричность фразы “белый как кость” нужно, наверное, вспомнить выражение “белая косточка, голубая кровь.” Т. е. речь идёт о клавишах, покрытых костью всяких графьёв и прочих аристократов)

     

    А Пастернак, бедный, уже какое десятилетие в гробу переворачивается – потомки на него не навесили разве что загрязнение российских рек в XXI веке)

  • Тюренков Василий , 13:39:24 12.03.2021


    Меня лично здесь “фа-бемоль” просто мучает и безмерно раздразнивает любопытство. Поскольку между нотами “ми” и “фа” всего один полутон, то фа-бемоль – это и есть ми. Начинаешь искать, что же под этим бемолем зашифровано. Видимо это символизирует деградацию, упадок? Векторное направление. Вот если бы было си-диез вместо до, то было бы развитие, движение по возрастающей, а фа-бемоль вместо ми – наоборот, Т. е. си-диез свидетельствует о возрастании функции на данном отрезке, а фа-бемоль – об убывании)

    • Ларин Андрей , 12:43:59 12.03.2021

      'Извините меня, пожалуйста, что я, не будучи знаком, позволяю себе… но предмет…

    Серьезное высказывание тут у Ларина

    Поэтому отвечаю не лично «уважаемому мной критику», а вообще, то есть по сути.

    Согласен, что автор, пусть даже работающий не в реалистическом

    ракурсе восприятия действительности, обязан учитывать нюансы восприятия

    своих текстов «со стороны».

    Реалист и даже «реалистический символист» не станет говорить «красный смех» (Андреев) до всяких большевиков, или сталкивать вне времени своих лирических героев (Булгаков). Это как бы азы литературы... Но вопрос к Ларину: а кто нынче видал тот уровень литературы (Андреев, Булгаков), с кем мы пытаемся сравниться? Нынешние авторы вообще живут вне литературного пространства!

    Вот с этих высот (Андреев, Булгаков) могу согласиться с тем, что «белых как кость» это постмодернистское высказывание, не очень точное по самому существу постмодернизма (берем старое, выдаем за новое, только в юморном ключе). Белых как «какая» кость? Слоновая? Но в тексте стиша нет слонов, а есть странные псориазные пальцы «музыканта», коего ни на одну концертную площадку не допустили б. Просто потому, что других конкурентов есть без числа, а если оный музыкант типа Флиер или Глен Гульд, то мог бы и перчатки надеть.

    Но тогда уровень разговора это как минимум Форум, куда и прошу спорщиков.

  • Ларин Андрей , 15:23:11 12.03.2021
    • Белавин Игорь Песни , 14:01:33 12.03.2021

      Серьезное высказывание тут у Ларина

      Поэтому отвечаю…

    Охотно отвечу на Ваш вопрос, Игорь... 

    Чтобы достичь уровня, особенно если уровень настолько высок, к нему необходимо стремиться. А если опираться на позицию недостижимости, то никогда и не увидим даже ничего подобного. 

    Что касается упомянутого мной Пастернака - меня просто позабавила ситуация: позавчера Лина за него пряталась, а сегодня Вы размахиваете им перед ней. Так что – ничего личного ;)) 

    «уважаемому мной критику» 

    'Хоботов, я оценила' (с)

    • Ларин Андрей , 15:23:11 12.03.2021

      Охотно отвечу на Ваш вопрос, Игорь... 

      Чтобы достичь уровня, особенно если…

    Может, я не вполне ясно выразился, тогда уточню

    Уровень литературы лишь отчасти зависит от "стремления"

    на мой взгляд, тот же Глуховский сильно уступает Булгакову

    (а Булгаков уступает Достоевскому"

    Если Глуховский вдруг рискнет написать философский роман, то скорее всего

    потерпит крах

    Каждый автор обязан (!) всего лишь писать профессионально в рамках своего жанра

    Кто-то из критиков (ну, мы знаем, кто) будет выискивать "блох" у Глуховского

    а кто-то у Пастернака

    что же с них взять, ну не годятся сложные стихи для простого восприятия!?

    но литературная блошка есть не только авторский эксперимент

    (ясно, что речь не о дилетантских ошибках)

    а еще и способность читателя (увы, где они, родимые!) уловить суть метафоры

    чем больше интертекста, тем скупее авторские амбиции

    и одно дело подражать Пастернаку, а другое - учиться у него

    будучи  самостоятельным атором


  • Ларин Андрей , 16:22:52 12.03.2021
    • Белавин Игорь Песни , 15:53:34 12.03.2021

      Может, я не вполне ясно выразился, тогда уточню

      Уровень литературы лишь…

    Это уже всё не относится к стихотворению Ирины. Поэтому, я не буду спрашивать почему Вы выбрали Глуховского для сравнения с Булгаковым и как сравнивали Булгакова с Достоевским.

    По вопросу клавиш, костей и цветов остаюсь при своём мнении. 

    Был на Форуме – новой темы не обнаружил. 

    • Ларин Андрей , 16:22:52 12.03.2021

      Это уже всё не относится к стихотворению Ирины. Поэтому, я…

    Да, Андрей, тема куда интереснее конкретики

    Глуховский современный лидер спроса, выдающий себя за серьезного автора

    хорошо владеет литературными приемами

    Булгаков лидер спроса "другого времени", но еще и оставшийся

    в сознании потомков

    Достоевский вне конкуренции

    на Форуме я пока дал себе зарок не мелькать

    но в серьезную беседу (для Вас, Андрей!) ввяжусь

    а что может быть интереснее нового обоснованного логикой мнения?


  • Чуднова Ирина , 17:37:49 12.03.2021
    • Белавин Игорь Песни , 14:01:33 12.03.2021

      Серьезное высказывание тут у Ларина

      Поэтому отвечаю…

    Игорь, но ведь это же не концертный рояль. Это пианино, которое может быть где угодно, а у всякого музыканта жизнь так организована, что оно под рукой. 

    s.poembook.ru/theme/64/2c/42/103c3a9eb70931344ea8703b5f53d8dc42b11864.jpeg

    Это те самые пальцы -- прототипа героя истории на тех самых клавишах. 


    В словах "на белых как кость клавишах пианино" слышится тактильное ощущение прикасания неэстетичного визуально к музыкальному инструменту. Я видела эти клавиши костяными и белыми, поэтому написала о них так, как написала. 

    Он берёт разгон от фа-бемоль -- тут в самой длительности фразы есть этот разгон. 


    Этот текст много кому не нравится, но зато и много кого не оставляет равнодушным. 

    • Чуднова Ирина , 17:37:49 12.03.2021

      Игорь, но ведь это же не концертный рояль. Это пианино,…

    Я вижу смысл таких «разговоров о текстах» шире, чем сами тексты

    дают возможность себя интерпретировать

    в частности, речь о пограничном восприятии опубликованного текста как самим автором, так и

    его антиподом (условно- критиком).

    Удивительно, что автор зачастую вкладывает в текст такие аллюзии, на которые даже

    не намекает «словесно», то есть с помощью ассоциативного ряда.

    Ну, где в Вашем тексте «пианино», да еще домашнее? Кроме того, ни один из знакомых мне серьезных исполнителей не станет играть «для дэвушка» дома, это что называется, ниже достоинства.

    Да и зачем концертирующему пианисту кого-то соблазнять? Так эти дела не делаются, это – другой мир. Или ваш «пианист» - дилетант?

    Вы что же всерьез полагаете, что к вашему тексту надо прилагать тик-токовские картинки,

    иначе, мол, никто и не поймет ничего?

    Мало ли какие пальцы на мало ли каком пианино на мало ли какой фотке! У всех знакомых мне известных музыкантов пальцы к старости скрюченные, подагрические, а не псориазные (псориаз в принципе лечится, зачем его выставлять напоказ?).

    Иначе говоря, вы написали очень сильный стиш, но не о том, о чем говорите сейчас.

    Я вот вижу в вашем лирическом герое парочку своих знакомых, замечательных концертирующих пианистов, которые подписались бы под вашими метафорами: Нина – жизнь.

    Но автор и не обязан понимать сам себя. Понимать – это дело критиков (а не читателей).

  • Чуднова Ирина , 19:19:04 12.03.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Лина, я люблю сдвиги всякого рода,  кроме того, чисто личное звуковое -- мне фа звучит как-то более фонически подходяще, хотя и музыкально для сведущего человека странно. Но другие музыкально грамотные говорили, что нормально (я не только от вас слышу, что фа-бемоль -- это ми). 

    Посмотрим дальше.


    Спасибо за неравнодушие.  

    • Чуднова Ирина , 19:19:04 12.03.2021

      Лина, я люблю сдвиги всякого рода,  кроме того, чисто личное…

    А мне вот что подумалось

    если "фа-бемоль" отсутствует на клавиатуре

    (все же "ми" это белая клавиша, а не черная, бемольная)

    то можно трактовать образ как "из ничего, из черной дыры до космоса"

    что-то в этом есть...

  • Ларин Андрей , 20:39:10 12.03.2021
    • Белавин Игорь Песни , 18:37:16 12.03.2021

      Я вижу смысл таких «разговоров о текстах» шире,…

    Игорь, шутите? Псориаз не только не лечится, но толком никто не знает, что это такое, и все применяемые схемы лечения в лучшем случае приводят в временному исчезновению наружных проявлений. Псориаз это навсегда, в смысле – на всю жизнь. 

    • Ларин Андрей , 20:39:10 12.03.2021

      Игорь, шутите? Псориаз не только не лечится, но толком никто…

    Вы всерьез полагаете, Андрей, что я говорю о том, чего не знаю

    на личном опыте?

    Ну-ну...

    Вопрос может быть лишь о термине: что есть лечить и вылечить.

    Но мы же не специалисты, верно?

    • , 03:00:00 01.01.1970

    Я вовсе не спорю с Вашими знаниями по теории музыки, Лина

    тем более, что мы о стихах

    я повторюсь, что рассматриваю поэтические тексты

    с  точки зрения психологии восприятия означающего и означаемого

    (в подробности вдаваться не буду)

    вот с этой точки зрения посмотрите на означающее "фа-бемоль"

    и на изображение клавиатуры (это в данном случае - означаемое);

    вы увидите, что между "ми" и "фа" отсутствует черная клавиша

    (я называю ее "бемольной", что для не-музыканта и в контексте разговора

    не такой уж и просчет)

    с точки зрения контекста - это пустота, отсутствие, "черная дыра"

    думаю, поэтому автор и выбрал такое странное с точки зрения музыканта сочетание

    фа  с бемолем (это кроме всяких звуковых ощущений)

     стихи штука тонкая, надвое не делится


  • Ларин Андрей , 23:03:55 12.03.2021
    • Белавин Игорь Песни , 22:17:21 12.03.2021

      Вы всерьез полагаете, Андрей, что я говорю о том, чего…

    Игорь – более того, после Вашего поста о нарезных пулях, я это точно знаю :) 

    Ничего страшного в этом нет. Errare hominum est. А все мы люди, все – человеки(с) 

    А что касается псориаза, под словами 'не лечится', я имел ввиду именно 'нельзя вылечить', я хоть и не специалист в этом вопросе, но у меня 3 живых примера перед глазами периодически мелькают. 

    Упс.. Вот и я ошибся: не три, а четыре :)) 

    Кстати, я тему на форум добавил, но она почему-то на на последней странице валяется.