Не май Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Никита Зонов | 21:10:35 05.04.2021
2
0

Уже не май месяц,
и не цветут вишни.
Уже не плюс десять,
а минус сто с лишним.
И не скользят сани
по насту слов к югу,
где мы с тобой – с Вами? –
любили друг друга.


Тебе не я ль грежусь
в своём плаще мятом?
Уже не май месяц
в календаре пятым.
Недостаёт мая,
а жить ещё долго,
и я уже знаю,
куда впадёт Волга
и отойдёт лето,
смывая сны снами…

Представь, что всё это
произошло с нами.

Комментарии 18

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Лина Маго , 21:35:22 05.04.2021

    Никита, редкий случай - песенность Ваших стихов не перетягивает одеяло на себя, как это бывает у большинства авторов, не диктует поэзии свои условия. 
    Буду Вас читать.)

  • Конечно, это стилизация, отчасти даже пародия

    Какой большой ветер

    Напал на наш остров!

    С домишек сдул крыши,

    Как с молока - пену,

    (Новелла Матвеева)

    но получилось заинтересовать читателя...

    и свой взгляд на вещи есть

    мне тоже понравилось!

  • Никита Зонов , 23:22:18 05.04.2021
    • Лина Маго , 21:35:22 05.04.2021

      Никита, редкий случай - песенность Ваших стихов не перетягивает одеяло…

    Спасибо, уважаемая Лина Маго.

  • Никита Зонов , 23:47:13 05.04.2021
    • Игорь Белавин Песни , 22:02:19 05.04.2021

      Конечно, это стилизация, отчасти даже пародия

      Какой большой ветер

      Напал на наш…

    Уважаемый Игорь, подскажите пожалуйста: а в чём именно стилизация?

    Я вот пока не увидел ничего общего (кроме размера, разумеется); Новеллу Матвееву безусловно уважаю.

    И песню эту люблю.

    Поясните как специалист.

    С уважением, Никита.

  • Геннадий Казакевич , 04:12:50 06.04.2021

    Лучше не дожить до возраста, когда уже не знаешь, куда впадает Волга...  замечательные стихи,  Никита!

    • Никита Зонов , 23:47:13 05.04.2021

      Уважаемый Игорь, подскажите пожалуйста: а в чём именно стилизация?

      Я вот…

    Возможно, настанет время, когда будут полезны обсуждения

    технических особенностей современной поэзии

    вопросы приближения терминологии к современным позициям

    пока скажу очень поверхностно

    Вы взял не просто "размер" стихотворения, но воссоздали "ритмический рисунок"

    довольно оригинального, легко узнаваемого автора

    одно это говорит о стилизации (с моей, естественно, точки зрения)

    но не только, ибо у вас присутствуют стилевые ходы, характерные для источника

    прежде всего прием лирической гиперболы

    Я вовсе не хочу этим сказать, что вы подражаете Матвеевой

    (иначе я бы так и сказал в комменте)

    но профессионал, каким вы являетесь, осознает источник пусть и подсознательно

    то, что старая ритмо-схема наполнена отчасти новым содержанием

    саму схему не отменяет

    форма - это часть содержания в стихах

  • Лина Маго , 10:54:06 06.04.2021
    • Игорь Белавин Песни , 09:11:31 06.04.2021

      Возможно, настанет время, когда будут полезны обсуждения

      технических особенностей современной поэзии

      вопросы…

    Игорь, с моей стороны было бы безумием спорить с Вами о теории, просто очень хочется понять. Приведённое Вами стихотворение Новеллы Матвеевой действительно построено на приёме лирической гиперболы, это ясно даже мне. Но вот стихотворение автора мне видится построенным не на гиперболах, а на метафорах. Не могли бы Вы пояснить, в чём я не права - коротко, просто с примерами гипербол из текста.

    • Лина Маго , 10:54:06 06.04.2021

      Игорь, с моей стороны было бы безумием спорить с Вами…

    Тема "о метафорах в современной поэзии" далеко выходит за рамки комментов

    думаю, выходит даже за рамки Форума на этом сайте

    в структурализме есть понятие "Общая риторика" (есть даже известная книга

    бельгийских ученых по этому поводу)

    в рамках этой теории гипербола как литературный прием - тоже метафора, точнее, троп

    дело не в том, что автор Матвеева присвоила себе литературный прием

    но вот авторскую ритмо-схему она действительно изобрела

    дело не в ямбах-хореях (это метрические соответствия)

    и тем более не в количестве стоп (стиховой размер)

    а в специфике строфы ы целом (спор, логаэд ли это, оставим потомкам)

    автор Зонов взял эту ритмо-схему и наполнил ее относительно иным содержанием

    имеет право!

    Но греки, например, начали изобретать логаэды, когда их ритмические схемы стали повторяться

    Мало того, Матвеева наполнила свой текст метафорами типа "гипербола" (вряд ли реальный ветер мог сдуть все крыши с домов зараз), а автор Зонов применяет этот же метод (вряд ли в реальности температура может

    быть стоградусной)

    вот это сочетание ритма и стилистики вызывает у меня ощущение стилизации

    читателю об этом знать не обязательно, а профессионалу надо знать свои корни

     

  • Лина Маго , 11:50:48 06.04.2021
    • Игорь Белавин Песни , 11:43:19 06.04.2021

      Тема "о метафорах в современной поэзии" далеко выходит за рамки…

    Спасибо за ответ, Игорь!
    Пошла разбираться с метафорами типа "гипербола". )

  • Никита Зонов , 18:15:48 06.04.2021
    • Геннадий Казакевич , 04:12:50 06.04.2021

      Лучше не дожить до возраста, когда уже не знаешь, куда…

    Спасибо, уважаемый Геннадий.

    Вероятно, я уже дожил до этого возраста -- не знаю точно куда впадает Волга, есть две точки зрения на этот вопрос.

    А вот куда впадёт -- знаю, все там будем...))

    Никита.

  • Никита Зонов , 18:27:03 06.04.2021
    • Игорь Белавин Песни , 09:11:31 06.04.2021

      Возможно, настанет время, когда будут полезны обсуждения

      технических особенностей современной поэзии

      вопросы…

    О! Вот с этим совершенно согласен.

    В первом ответе на Ваш комментария я и хотел использовать именно "ритмический рисунок", да постеснялся; написал -- "размер".

    Дело в том что у меня практически все стихи изначально исходят от некоего пульсирующего внутри ритма, который в конечном счёте определяет всё.

    А слова просто становятся на своё место согласно требуемого звучания.

    У Бродского было эссе на эту тему, так помнится.

    С интересом буду ждать Ваших комментариев, особенно на ещё пару-тройку стихов с заёмным (это уже постфактум осознаётся) ритмическим рисунком, Ирина Чуднова называет его "просодией", как понимаю.

    Их есть у меня!

    С уважением, Никита.

    • Никита Зонов , 18:27:03 06.04.2021

      О! Вот с этим совершенно согласен.

      В первом ответе на Ваш…

    Спасибо за интерес к этим достаточно общим рассуждениям

    Договориться даже внутри профессии сложно

    мало того, что существуют разные теории стиха,

    часто не вполне стыкующиеся,

    но по Инету бродят термины, участниками литпроцесса едва ли осознающиеся

    как нечто определенное, тем более "научное" 

    поэтому будем проявлять осторожность и стараться понимать друг друга постепенно

    "просодия" имеет скорее отношение к огласовке,  чем к иктам (то есть расстановке ударений)

    а термин "ритмический рисунок" я применяю именно к набору иктов

    на этом давайте остановимся, чтобы не выйти за рамки более-менее понятного всем разговора

    до встречи на сайте!

  • Геннадий Казакевич , 02:24:52 07.04.2021
    • Никита Зонов , 23:47:13 05.04.2021

      Уважаемый Игорь, подскажите пожалуйста: а в чём именно стилизация?

      Я вот…

    А ведь это совершенно не важно, есть стилизация или её нет.  Русская поэзия вообще начиналась как стилизация античной и западноевропейской. 

     «Боязнь влияния, боязнь зависимости – это боязнь – и болезнь – дикаря, но не культуры, которая вся – преемственность, вся – эхо.» (Иосиф Бродский)


    С огромным уважением ко всем участникам этого разговора, 


    ГК

  • Тамара Воронцова , 05:39:14 07.04.2021

    С удовольствием прочла Ваши стихи, Никита, и разговор о них!

    Вы пишете, что "все стихи изначально исходят от некоего пульсирующего внутри ритма, который в конечном счёте определяет всё" - получается, что ритмический рисунок выбран интуитивно, а не  преднамеренно.

     И выбран удачно - спондей, то бишь два ударения подряд, всегда оживляет стихи, можно сказать,  ощутимо

    встряхивает размер для максимального его   воздействия -  музыкальности, акцента. В трёхстопном ямбе это очень выразительно. Браво!


    • Лина Маго , 11:50:48 06.04.2021

      Спасибо за ответ, Игорь!
      Пошла разбираться с метафорами типа "гипербола". )

    Меня до сих пор гложет мысль, Лина

    что Вы всерьез "пошли разбираться" с проблемой, которая в чистом виде неразрешима

    в упомянутой мной "Общей риторике" эта проблема ставится так:

    если некто обозвал меня "гадюкой" за приставучесть и въедливость,

    то, во-первых, это метафора в аристотелевском смысле, поскольку для такого сравнения

    есть общий признак (гадючий яд критической мысли)

    а во-вторых, уже на уровне металогики или референции, это гипербола,

    поскольку критический яд не так страшен, как настоящий гадючий

    То есть, один и тот же образ (слово) и аристотелевская метафора (метасемема), и гипербола в одном флаконе

    снять такое противоречие, на мой взгляд, можно только переведя термин "метафора" на другой уровень общности

    хотя Аристотель вряд ли на это согласится

  • Лина Маго , 16:32:47 07.04.2021
    • Игорь Белавин Песни , 16:15:19 07.04.2021

      Меня до сих пор гложет мысль, Лина

      что Вы всерьез "пошли…

    Игорь, огромное Вам спасибо за беспокойство.
    Я, конечно, блондинка, но всё-таки в определённых пределах.)

  • Никита Зонов , 19:33:25 07.04.2021
    • Геннадий Казакевич , 02:24:52 07.04.2021

      А ведь это совершенно не важно, есть стилизация или её…

    Тут вот в чём дело, уважаемый Геннадий, мне важно понять: что именно понимают разные люди под термином "стилизация". И как его трактует профессиональное литературоведение.

    Я всегда полагал, что это сознательный акт освоения (или пробы) индивидуальной поэтики другого автора, но опирающийся на общие особенности языка данного автора.
    Игорь же показал мне, что есть и другое понимание сего термина, за что ему огромное спасибо!

    С уважением, Никита.

  • Никита Зонов , 19:39:06 07.04.2021
    • Тамара Воронцова , 05:39:14 07.04.2021

      С удовольствием прочла Ваши стихи, Никита, и разговор о них!

      Вы…

    Спасибо, Тамара.

    Даже не интуитивно (а уж тем более не сознательно -- я не умею сознательно).

    Просто приходит ритмический рисунок, ударения, акценты -- потом слова и фразы.

    А уж "ямба от хорея" я отличу только с поисковиком или справочником, но через полчаса снова забуду: зачем мне это?

    Всё ведь и так слышно внутри.