Музыка Rating 10/10

Рубрика: Философская лирика | Автор: Гойхман Феликс | 08:56:25 16.04.2021
2
0

Среди книжной апатии время катится вспять,

Как плебей среди знати, там застряла тетрадь.


В недрах этой тетрадки, убранной в переплет,

в жертвенном беспорядке – нерестилище нот.


И похоже на диво, что до нынешних дней

только

духи

архива

колыхались над ней.


Но когда-нибудь

все же

покачнется звезда.

Полагаю, что позже - лучше, чем никогда.


И забвению в пику музыкант-звездочет

неземную музЫку, словно меч, извлечет


из распахнутых ножен.

И тогда ты поймешь: хэппи-энд невозможен,

если это – не ложь.


Что же это,

дремавший,

смертоносный клинок,

или попросту нашей глухоты эпилог?


2

Это – не колумбарий,

музыки компромат,

а мистерия арий

и мираж серенад.


Их волшебные звуки,

что стройны и легки,

словно тянут к нам руки

и берут за грудки.


Сотрясается воздух,

звуковой окоем,

зарождается отзвук

в тихом сердце моем.


Этот отзвук по нотам,

словно мысль о былом,

обернется полетом,

развернувшись крылом.


Не крылом, так обузой,

на позор иль фавор.

Меж фортуной и музой –

непростой разговор.


Горячились богини,

забывая дышать.

Остается доныне

их долги погашать


не грошовой подачкой

из ошметков и брызг,

а бедовой раскачкой,

где горенье и риск,


не укромным соседством,

что теснит и грозит,

а несметным наследством,

что связуя, разит,


не война после драки,

соловьи –

се ля ви,

то ли нотные знаки,

то ль родство на крови.

2017

Буду рад критическим комментариям

Люблю экспромты под своими текстами

Комментарии 6

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Первая часть получилась более выразительной, на мой вкус...

    С уважением, Олег Мельников.

  • Гойхман Феликс , 02:31:52 17.04.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 14:59:04 16.04.2021

      Первая часть получилась более выразительной, на мой вкус...

      С уважением, Олег…

    Спасибо, Олег, за этот отклик и за слово 'получилась'. Это слово еще раз напомнило мне, что не все в нашей власти. Думаю, Толстой в преамбуле к Анне Карениной имел в виду нечто другое. Проблема, что рассуждение о том, что злодеи интереснее праведников, уже в то время, 130 лет назад могло показаться банальным. Он вывел это на несчастные и счастливые семьи. Хотя в Крейцеровой сонате он и выставил на вид всю лживость и вероломносьво института семьи, в Анне Карениной он еще на распутьи. Пусть он там и остается. Надеюсь, что вы уже поняли мой посыл, в том числе и месседж Музыки. Ее тайная жизнь, когда над ней колыхались лишь духи архива выразительней ее жизни в раскрепощении. Думаю, вы самый тонкий критик из всех, кто подбирался к моей Музыке.

    Спасибо!

  • Михаил Эндин , 08:53:02 17.04.2021

    Вот эту строчку "то ль родство на крови"  можно понимать совершенно в разных смыслах: кровное родство, повязанные кровью, вместе проливавшие кровь или даже Спас-на-крови.

    Но... музыка, порождающая кровь или музыка, порождающая родство?...

    Мне вспомнились совершенно неоднозначные строчки Александра Городницкого:


    Родство по слову порождает слово.

    Родство по крови порождает кровь.


    Я завидую тем, кто может не слушать музыку, а читать её; он не зависит от исполнения и лишь его дух колышется над ней, но не дух архива, как Вы написали в комментарии ; архив - это немота, молчание.

  • Гойхман Феликс , 10:01:34 17.04.2021
    • Михаил Эндин , 08:53:02 17.04.2021

      Вот эту строчку "то ль родство на крови"  можно понимать…

    Привет, Михаил!

    Все так, у многих тропов в моих текстах могут быть разные толкования. Чаще всего, я придерживаюсь принципа Оккама (лезвие), верно ближайшее толкование. Другой вопрос, что разные люди считают ближайшим разные вещи. Что ж, для поэта практикующего микропластику идиом, это - неизбежное зло. В данном случае, ближайшее - две другие идиомы: клятва на крови и духовное родство. В данном случае, слияние. Не проливающее кровь, а кровь, как символичный залог. Вам, Михаил, как поэту, это должно быть понятно, ведь поэзия для нас, это - не хобби и не профессия, и тем более, не рента, это форма родства, но родства не духовного, больше чем духовного, значительно больше. Что до духов архива, то это сложно, поскольку привлечены очень разные явления: архив, пассивное чтение и воспроизведение. Кто-то скажет, что пассивное чтение, это - уже отчасти воспроизведение, по крайней мере - интерпретация, но я так не думаю. И тут тоже Вы, Михаил, меня должны понять, если Ваше имя не Иосиф, а фамилия не Бродский. Нас с Вами читают, имена наши на слуху, но кто нас читает, и у кого на слуху наши имена? Далеко это ушло от духов архива? Мне кажется недалече, особенно сейчас, в пору информационного взрыва и падения акций неприкладной поэзии.

    Спасибо Вам за отзыв.

  • Тищенко Михаил , 14:39:27 17.04.2021

    Феликс,

    мне тоже первое показалось более удавшимся, несмотря на периодические столкновения между ритмикой строфы и ударениями. 

    Во втором, мне показалось, за -нанизыванием метафор расплывается и смысл, и чувство, словно резкости не хватает.  Несмотря на отдельные удачные строки.

  • Гойхман Феликс , 15:27:46 18.04.2021
    • Тищенко Михаил , 14:39:27 17.04.2021

      Феликс,

      мне тоже первое показалось более удавшимся, несмотря на периодические столкновения…

    Что вам сказать, Михаил? Вторая часть и впрямь несколько заурядна. Как написала одна критикесса на БЛК, музыка - то, музыка - это, и не вполне заурядные контрасты, что я там нанизал, не меняют это впечатление. Разумеется, я добивался другого. То, что вы, Михаил, и остальные коллеги в большей или меньшей степени указываете на это, укрепляет меня в мысли, что работа над стихом не закончена. Подобные ошибки не случайны, ведь, когда пишешь стихотворный текст так или иначе идешь по нехоженному полю. Замечу вскользь, что ни один конструктивно-критический вывод, полученный здесь, не пропадает втуне. Работа идет.

    Спасибо.