Марши* Rating 10/10

Рубрика: Гражданская лирика | Автор: Гойхман Феликс | 19:42:39 18.04.2021
1
0

1

Легко ли поддаться испугу?


У страха глаза велики.


Ходить обезумев по кругу,


держать на виду кулаки,


 


стоять в стороне, на приколе, 


иль сеять свинец 'в молоко', 


молить о пощаде легко ли, 


когда промолчать нелегко,


  


когда назревает под спудом 


навязанный жизнью кошмар, 


и больше не кажется чудом 


таинственный песенный дар,


 


и музыка давит на жалость, 


похоже что просит взаймы 


быть может, она издержалась,


как дождь накануне зимы. 


 


Какие проснутся печали


под этот негромкий мотив?


Легко разориться вначале,


чужие долги заплатив.


 

2

Какое там к черту «пиано»?!


Озвучат удары судьбы 


тугая щека барабана, 


и огненный узел трубы. 


 


А время снаружи и свыше


навалит такого песка,


что грохот, как будто по крыше


шагают в атаку войска,


 


покажется детскою шуткой,


представится выдумкой час,


который казался нам жуткой


десницей, карающей нас.


 


Мы станем глупее и старше,


чем были в начале пути.


Но хватит рассудка под марши


не плакать, а в ногу идти.


1981-2021

* опыт переработки текста спустя годы. Первая часть написана недавно, в марте этого года, а часть вторая - чуть ранее в 1981 году.

Что скажете?


Комментарии 9

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 19:58:05 18.04.2021

    Феликс,

    строчки опубликовались через интервал, лучше лишние интервалы убрать...

    Мне кажется, что стихотворение умное и яркое, но объем физического текста в нем больше его поэтического объема, не знаю, как это сформулировать четче, так чувствую, но могу ошибаться))

  • Добрый день, Феликс

    Вторая (то есть более ранняя часть) мне кажется гораздо лучше.

    В четырех строфах передано реальное ощущение

    столкновения думающей (нонконформистской) личности

    с эпохой (точнее - с косностью жизни как таковой).

    Очень точно сказано  "Но хватит рассудка под марши

    не плакать, а в ногу идти". Можно было б выставить себя в ярком свете,

    сказав, мол, "я стоял до конца", что было б лирической неправдой.

    .В такой исповедальной поэзии любая фальшь ощущается на раз.

    Поэтому вторая часть - настоящая, невыдуманная. Свежак-с!

    А вот первая чересчур умозрительная, описательная.

    Строф тут так много, что теряешься среди фраз и теряешь нить повествования.

    Вы скажете: но строф-то всего 5? Ну, - отвечу я, - а кажется, что их много больше...

    мне понравилась только четвертая сверху (а музыка давит на жалость)






  • Гойхман Феликс , 08:34:51 19.04.2021
    • Тищенко Михаил , 19:58:05 18.04.2021

      Феликс,

      строчки опубликовались через интервал, лучше лишние интервалы убрать...

      Мне кажется, что…

    Михаил, спасибо! Сказано, эксперимент . Если обратиться к библейской символике, ситуацию можно сравнить с исходом евреев из Египта и их сороколетним путешествием по пустынн. Вопрос ставился так: сможет ли убеленный  сединами Моисей войти в землю обетованную (собственную, забегающую вперед, юность) или все случится согласно пророчеству? Мне нужно сторонее мнение, чтобы решить. Спасибо!

  • Гойхман Феликс , 08:40:10 19.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 19:58:17 18.04.2021

      Добрый день, Феликс

      Вторая (то есть более ранняя часть) мне кажется…

    Вы правы, Игорь, семги второй свежести не бывает. Я не цепляюсь за количество строк, тем более, вся наша работа оценивается не построчно, а pro bono. Мне тоже больше нравится музыка из первой части. Буду думать.

    Спасибо!

    • Гойхман Феликс , 08:40:10 19.04.2021

      Вы правы, Игорь, семги второй свежести не бывает. Я не…

    Вряд ли надо что-либо менять в поздней зарисовке

    или "думать"

    технических сбоев там нет, а поведение

    нашего "социокультурного поля" мало зависит от наших

    сиюминутных желаний

    ясно, что вступая в старую воду мы работаем с полустершейся памятью

    а не с ощущениями

    другое дело - профессиональный разговор,

    в рамках которого есть смысл находиться

  • Гойхман Феликс , 12:21:36 19.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 10:20:22 19.04.2021

      Вряд ли надо что-либо менять в поздней зарисовке

      или "думать"

      технических сбоев…

    Игорь, старая шутейная истина: ломать - не строить. Состояние Гейневского филистера нашей молодости было пронизано политикой, причем политикой самого скверного толка, политикой обскурантизма, когда почти чистая идея, питаемая энергией масс пройдя через эпоху волюнтаризма, выродилась в эпоху выхолощеной доктрины. Кто-то скажет, что это все отжило, и является объектом ностальгии по Советскому Союзу, но выхолощенная доктрина вполне актуальна и сейчас, опустившись в монитарную область. Как говаривал Жванецкий ремонт нельзя начать, в него можно войти, и закончить нельзя, можно только выйти. Таким образом, предлагаю вам увидеть на фасаде моих Маршей табличку со словом "ремонт".

    • Гойхман Феликс , 12:21:36 19.04.2021

      Игорь, старая шутейная истина: ломать - не строить. Состояние Гейневского…

    думаю, Феликс, мы не только видели  "одну" реальность

    но и ракурс зрения у нас с вами схож

    Но на этом сайте я предпочитаю говорить о профессии литератора

    (то есть о плане выражения)

    а воззрение (тем более "миро")  оставляю за кадром (не всегда получается)

    в ранней поэзии, видимо, вы ощущали "всем социокультурным полем"

    эту саму "реальность" (которую в общем не видели массы, даже интеллигенция,

    метавшаяся между одинаково безумными полюсами смысла)

    и ваше "поле" (по Лотману - "поэзия есть свертка языка")

    превращалось максимально естественным образом в свертку или

    говоря терминами, поэтический код

    позднее мы (простите за это "мы") осмысляем, рассазываем

    а не свертываем собственную кровь


  • Гойхман Феликс , 20:24:53 19.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 10:20:22 19.04.2021

      Вряд ли надо что-либо менять в поздней зарисовке

      или "думать"

      технических сбоев…

    Так получилось, Игорь, что Владимир Цюпин предложил мне презентовать первоначальный текст в лонге на БЛК,  это меня и заставило взглянуть на Марш другими, взрослыми глазами. Где-то с 2014 по 2018 год я находился в процессе перехода от метафорической поэзии к поэзии умозрительной, то есть не связанной с метафорами и реалиями обычной жизни. Сейчас это период закончен, и теперь я могу совмещать одно с другим, границы возможного раздвинуты. Марш стихотворение - прогноз, отсюда возникла мысль сотворить систему зеркал. Я попытался уловить стиль метафорики сороколетней давности, когда, между прочим, я не был свободен от заимствований и влияний, что естественно. Не знаю, Игорь, как вы относитесь к кулинарии, но заимствования и влияния для неокрепшего дарования сродни специям, которые начинающий повар сыплет в котел не по рецепту, а как бог на душу положит. В результате может получиться очень эффектное блюдо, рецепт которого заведомо утрачен. Вероятно, я не буду продолжать творить этот синтез, а просто воспользуюсь новыми строфами, как новой заваркой, для нового чая. К слову, сейчас я нахожусь в новой для себя ипостаси. Марши были пробным камнем. У меня на повестке несколько больших текстов написанных в умозрительную пору, их реанимацией я сейчас и занимаюсь.

  • Гойхман Феликс , 22:04:27 19.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 13:25:04 19.04.2021

      думаю, Феликс, мы не только видели  "одну" реальность

      но и ракурс…

    Понимаю, Игорь, о чем вы говорите, и да, это похоже на правду, тем более, что и 'тогда' и 'сейчас' мы с вами, скорее всего, либо принадлежим к одному страту либо к соседним стратам, и это дает широкие возможности для полноценного диалога. Думаю, разница между мною теперешним и мною тогдашним была в том, что тогда я был, подобно многим 'слеп', а сейчас, скорее всего, 'зряч'. Осмысление - да, нарратив - да, но еще и чувство, усугубленное нарастающим зазором между физическим потенциалом и потенциалом когнитивным. Скажу больше, с возрастом все меньше вещей и явлений мешает чувству диктовать строку.