Язык молчания Rating 10/10

Рубрика: Любовная лирика | Автор: Гойхман Феликс | 19:58:59 25.04.2021
1
0

твои немые берега-пустыни...

               Струна, 1984


Ты закрываешь глаза, отдыхая.

Немного погодя я прикасаюсь к тебе, и вижу, как светлая тень промелькнула по твоему лицу.

Вероятно, ты думаешь обо мне.

Не торопись говорить, с меня довольно и этой тени.

Думаю, за долгие годы я научился различать многие грани твоего молчания. Их сотни, возможно, это даже целый язык.

Мне кажется, я освоил этот язык, язык молчания.

Молчание - согласия, крайне редко, в виде исключения.

Молчание - несогласия, намного чаще, если не постоянно.

Молчание - возражения, возражения тихого, мотылькового, или - нарастающего, как ураган, или на грани срыва.

Молчание - ожидания, с большим запасом и на исходе.

Молчание - любопытства, едва шевельнувшегося и пожирающего.

Молчание - вопроса, в том числе немого.

Молчание - ответа, уклончивого и прямого, без права на апелляцию.

Молчание - предвкушения, детского и слегка разочарованного.

Молчание - удаленности,  когда нужно кричать, шепотом или во все горло.

Молчание - отсутствия, когда не докричаться.

Молчание пробуждения, когда не хватает кого-то рядом в самый первый момент, или напротив, моё присутствие неотступно.

Молчание - нежности, несказанной, испытующей, невзначай.

Молчание - истомы, благодарной, настороже, через не хочу...


Я бы продолжал, но ты подаешь голос. Спрашиваешь: Ты спишь? И открываешь глаза.

2019

Комментарии 8

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Да, язык молчания гораздо глубже выражает чувства, чем язык слов...

    Интересное стихотворение!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Гойхман Феликс , 20:33:05 26.04.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 15:04:29 26.04.2021

      Да, язык молчания гораздо глубже выражает чувства, чем язык слов...

      Интересное…

    Спасибо, Олег! Может когда-нибудь я так назову целую книгу стихов.

  • Тищенко Михаил , 23:25:14 26.04.2021

    Феликс,

    очень понравилось!


    Есть между всем молчание. Одно.

    Молчание одно, другое, третье.

    Полной молчаний, каждое оно -

    есть матерьял для стихотворной сети.


    А слово - нить. Его в иглу проденьте

    и словонитью сделайте окно -

    молчание теперь обрамлено,

    оно - ячейка невода в сонете.


    Чем более ячейка, тем крупней

    размер души, запутавшейся в ней.

    Любой улов обильный будет мельче,


    чем у ловца, посмеющего сметь

    гигантскую связать такую сеть,

    в которой бы была одна ячейка!


    1968


    Леонид Аранзон

    Одно из мои самых любимых стихотворений))

  • Гойхман Феликс , 15:32:34 27.04.2021
    • Тищенко Михаил , 23:25:14 26.04.2021

      Феликс,

      очень понравилось!


      Есть между всем молчание. Одно.

      Молчание одно, другое, третье.

      Полной молчаний,…

    Спасибо, Михаил! Чудесный поэт - Аронзон, не мой, но я узнаю его по когтям. Да, это - некий вариант обращения с мировой немотой. Обращает на себя внимание образная цепочка: нить, сеть, ячейка сети, улов. Две вещи держат меня в удалении:

    1 но я из тех, кто выбирает сети, когда идет бессмертье косяком.

    2 нить - не материал для сети-связывания, запутывания, улова, а напротив, путеводная нить Ареадны, из русских сказок, нить в клубке. Похоже, мне это ближе: мордой покатой в бедро тычется глупая пряжа (1998); и что за несчастья пророчит нетленного сердца клубок (2003)...

    Аронзон, точно по слову Пастернака, вечности заложник, у времени в плену - тяга не свободы, а реванша, восстановления справедливости, отсюда сети. Язык молчания не предполагает реванша, а только ищет возможность контакта, и снова, не запутывание, не улавливание, связь, ускользающая, свободная даже от гипотезы Ролана Барта, что речь фашист, не затыкает рот, заставляет говорить.

    С уважением

    Феликс

  • Тищенко Михаил , 20:44:28 27.04.2021
    • Гойхман Феликс , 15:32:34 27.04.2021

      Спасибо, Михаил! Чудесный поэт - Аронзон, не мой, но я…

    Феликс,

    всегда интересно увидеть неожиданный взгляд на поэта и на метафорические смыслы его стихов и судьбы.

    Я это вижу иначе. 

    По-моему, редкий поэт может быть свободнее Арансона, ни о каких реваншах он не думал, ему надо было на хлеб зарабатывать, они с женой голодали практически, а его стихи - это как раз плетение такой сети в одну ячейку, в которую можно (советская публика все равно не поймет!) "поймать" Бога.

    Разумеется, это не для того, чтобы спорить, а - просто поделиться с Вами совершенно другими взглядом и пониманием)

  • Гойхман Феликс , 08:34:26 28.04.2021
    • Тищенко Михаил , 20:44:28 27.04.2021

      Феликс,

      всегда интересно увидеть неожиданный взгляд на поэта и на метафорические…

    Согласен, Михаил, взгляд у каждого свой, особенно взгляд на поэтов и их поэзию. Я уже писал на страницах Фонарей, что в критике, в критическом воприятии я - поклонник Оккама, его лезвия: ближайшее верно. Поэтому для мня точка отсчета в поэзии - не жизнь и судьба поэта, а архетипы, они не солгут. А подробности жизни, даже самые драматичные могут обманчивы, уже хотя бы потому, что 'болевой' порог у каждого человека свой. Для примера приведу вам замечательные по-моему стихи вашего тезки Михаила Александровича Дидусенко. Уверен, ему в жизни пришлось хлебнуть лиха не меньше Аронзона.

    Ах, если б я дышал глубоководной смесью,


    как просто было б мне с корзиной колпачков


    из Друскенинкай к вам без всяких декомпрессий,


    с единственной слезой за стеклышком очков.


    За двадцать пять часов, что я провел в глубинке,


    два или три дождя из Польши занесло,


    две или три строки придумал, по старинке


    считая, что стихи всего лишь ремесло.


    А между тем у вас такие перемены:


    ослабло все вокруг, и осень началась,


    и ветер, как станок на приводе ременном,


    во всех своих частях поскрипывает всласть.


    Наш медленный вагон. Наш медленный, наш медлен-


    ный вагон – ну, как вам объяснить,


    что мы из-за меня так бесконечно едем,


    как будто из клубка выпутываем нить.


    Видите, не сеть - клубок. Кстати, это стихотворение будет эпиграфом к моей книге рассказов и миниатюр.

  • Тищенко Михаил , 10:50:32 28.04.2021
    • Гойхман Феликс , 08:34:26 28.04.2021

      Согласен, Михаил, взгляд у каждого свой, особенно взгляд на поэтов…

    Кончно, Феликс, 

    каждый из нас вьет из симпатичных и понятных ему образов свое гнездо, свою избушку, свой дом, свою вселенную...

    Мне кажется - именно в этом и заключается наше общее богатство!

  • Гойхман Феликс , 10:48:04 01.05.2021
    • Тищенко Михаил , 10:50:32 28.04.2021

      Кончно, Феликс, 

      каждый из нас вьет из симпатичных и понятных ему…

    Аминь!