Пиррова победа Rating 10/10

Рубрика: Рассказ | Автор: Гойхман Феликс | 22:26:47 04.05.2021
2
0

 В том мире, где я родился и рос, люди вели бережливое существование. То есть, себя они не щадили, но они хорошо знали подлинную цену вещам, и зачастую, в каком интерьере рождались, в таком и умирали. Вот именно, умирали люди, а вещи продолжали существовать. Дети, а потом и внуки, а потом и правнуки, наследуя шкафы, буфеты, кровати с панцирными сетками, пуховиками и подушками, тоже все это ценили и берегли. Это касалось и мелкой кухонной и прочей утвари, чайников,  кастрюлей, слоников, полочек, салфеток. Утварь эта дарилась на свадьбы и вписывалась в завещания. Можно сказать, что люди жили в мире, принадлежавшем вещам, пока не наступили совсем другие времена. Деньги были важны, тема средств часто всплывала на семейных советах, когда речь заходила об их нехватке, о ценах на базаре, вообще о текущих расходах семьи. Это могло касаться даже курортных планов на лето, даже лекарств, даже снаряжения школьников, но никогда мебели, и всего связанного с долгосрочным обустройством жизни. Когда речь заходила о подобных вещах, и кто-то интересовался ценой какой-нибудь более или менее драгоценной обновы, моя мама отвечала уклончиво. "Не дороже денег", - улыбалась она, и все понимали, что вопросы такие лучше не задавать. В детстве я принимал подобные ее ответы за проявление великодушия. Сейчас же, склоняюсь к другому. Мои родители принадлежали к поколению, во взрослом состоянии заставшему этот перелом, когда вещи сделались не дороже денег, когда они начали терять свою цену, а деньги, напротив, стали эту цену обретать. И теперь на свете живет неизмеримо больше людей, знающих цену деньгам, нежели людей старой формации. Родителей моих тоже больше на свете нет. Можно ли сказать,  что это - сокрушительная победа денег над вещами? Можно, если бы деньги не одержали победу над людьми, а вещи остались лишь молчаливыми свидетелями их поражения.


 Но вернусь обратно, в детство, время, когда перелом только назревал. Я видел несколько раз, как обновы появлялись в нашем доме, привлекая общее внимание, почти паломничество, становясь не совсем формальным поводом для хлебосольных застолий. Должно было пройти время, чтобы обнова перестала бросаться в глаза и сделалась привычной деталью интерьера. Иногда, очень редко вещи продавались. Это случалось, когда вырастали дети, и им становилось тесно в определенных при их рождении пределах. Так ушла из дома моя детская кроватка, и появилось раскладное (а какое же еще) кресло. Но когда кто-то рождался или, не дай бог, умирал, вещи из дома не уходили. 


Парадоксально, но в этом переломном мире случалось моральное старение вещей, явление немыслимое при старых порядках. Полагаю, что технический прогресс, это еще одна грань, описываемой мною катастрофы, того что деньги обрели выраженную абстрактной стоимостью цену. Помню, как у нас появился цветной телевизор, а старый Рекорд был торжественно отдан, словно домашнее животное, в хорошие руки. Вспоминаю, как появился новый бобинный магнитофон, а старые, тяжелые, словно из черного эбонита, пластинки были тоже отданы коллекционеру за небольшие, почти символические деньги. Что любопытно, проигрыватель, для которого не нашлось покупателя, не ушел в никуда, а остался в семье. Массивное радио с изумрудным поисковым глазом, который меня упорно гипнотизировал, сперва утратило свое значение, из-за не замолкающей радиоточки и телевизора, а затем тоже было отдано, и тоже в хорошие руки. 


Но свято место не пустеет, и на месте старого радио появился новичок, портативный Вэф, с более мощным коротковолновым, безглазым поисковиком. Новый агрегат появился очень кстати, в начале семидесятых, когда западные голоса научились вещать на советскую глубинку, а ГБ еще не научилось их глушить. 


Вспоминается единственный случай, когда из дома ушла даже не вещь, а кит, на котором покоилась семейная вселенная, он уплыл не в качестве морально устаревшего хлама или предмета, знаменующего натиск новой жизни, а в качестве трофея. Это была просторная, двуспальная лежанка. Полагаю, что на ней меня зачали. Она была крепкая, я бы сказал, монументальная, и никогда не жаловалась, в смысле не скрипела пружинами, хоть и считалась старой. Может быть, и родители оказались не первыми её хозяевам, может, на ней уже кто-то, когда-то родился, и прожив неочевидную, но полнокровную жизнь, умер. Я любил эту лежанку, тугую, пружинистую, с двумя большими валиками по бокам. Мне нравилось прыгать на ней, а еще во время уборки, папа отодвигал ее от стены, и я, сидя на ней, верещал от щенячьего восторга. Посреди мокрого пола я представлял себя капитаном какого-нибудь фрегата. Вот и наша тахта очень долго называлась "лодочкой", пока, не став трофеем кровососущих пиратов, не превратилась в "клоповник". 


Не помню я, когда и как они появились в нашей комнате. Может, они убежали из другой квартиры, где прошла тотальная дезинфекция, может пришли с новой неновой мебелью, а может, и это – скорее всего, появление обоев на наших стенах спровоцировала их набег и, в конечном счете, иго. 


Меня они не трогали, а если и трогали, то я об этом благополучно забыл. Единственное, что я помню, это бесконечные разговоры взрослых, как проще всего от них избавиться. А еще я помню, заделанные дустовым мылом сочленения моего раскладного кресла, и конечно великий плач по поводу тахты "лодочки". В общем, кончилась эта история тем, что вместо обоев, на стенах снова запестрела накатка, а вместо внушительной и безмолвной тахты по имени "лодочка", появился тоже раскладной и вечно ноющий отзывчивыми пружинами, диван по имени "софа". Был ли это реванш уязвленных вещей? Возможно, но отомстили они не деньгам, которые незаметно захватывали власть, а слабым, и по большому счету, беззащитным людям. 


А клопы ушли, ушли навсегда, но по ночам, во сне они ко мне иногда возвращались, чтобы пожаловаться на судьбу, как будто они тоже стали жертвами. Конечно, я давным-давно забыл об этом. Но вчера ночью спустя много-много лет, они снова ко мне наведались и опять завели старую песню. Что вы тут ноете, - спросил я, желая побыстрее от них отделаться, - вы же победили, и взяли такой трофей, мою любимую "лодочку". Теперь вы можете на ней прыгать сколько душе угодно, а раньше на ней прыгал я". "Что победили!? - опять запричитали клопы, - это - пиррова победа, прыгать нам есть где, но кушать нечего".


Проснувшись, я заглянул в сонник. Жалующиеся на судьбу, клопы во сне ничего хорошего не сулят, в худшем случае болезни, в лучшем - огорчения. И я бы огорчился, если бы верил во всю эту чушь



Буду рад критическим комментариям

Люблю экспромты под своими текстами

Комментарии 10

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Замечательное эссе. Спасибо. 

  • Тищенко Михаил , 09:41:52 05.05.2021

    Феликс,

    интересный текст, но тема вещи-люди-деньги и борьба между ними, мне кажется, только обозначена, жаль, потому что она благодатная и представляется мне  еще более многосторонней... 

    Но, возможно, я вижу только только отдельные тексты из сборника, а все вместе - они составят "убедительную" мозаику. В любом случае - редко кому удается увидеть что-то давно известное по-новому, а это неизменно присутствует у Вас))

  • Гойхман Феликс , 19:31:07 05.05.2021
    • Демиховский Леонид , 03:44:30 05.05.2021

      Замечательное эссе. Спасибо. 

    Вам спасибо, Леонид, за внимание и сочувствие! Эссе ли это, я не знаю. Одной жестоковыйной даме на Фонарях я написал как-то,  что художественный вымысел делает из жизни историю. Не историю с большой буквы, но нарратив, композиционные свойства которого включают подобные человеческой жизни этапы, такие как детство, мужание, старение и смерть.

  • Гойхман Феликс , 19:50:48 05.05.2021
    • Тищенко Михаил , 09:41:52 05.05.2021

      Феликс,

      интересный текст, но тема вещи-люди-деньги и борьба между ними, мне…

    Спасибо, дорогой Михаил, за столь проницательный отзыв. Вы абсолютно правы насчет мозаики. Когда-то, в период созревания меня, как поэта, в несколько периодов, потому что их было несколько, четко очерченных более или менее продолжительными онемениями, в те времена я полагал, что для написания достойного стихотворения нужно особое стечение обстоятельств и вдохновение. Слава богу, сейчас все по-другому, для написания достойного художественного текста мне нужно только одно: тема. Сейчас в файле, который я назвал Рассказы и другие тексты находится около 500 таких тем. Порядка 40ка уже написаны и более или менее завершены, я говорю об отделке. Тематически и концептуально эти темы, как я их представляю укладываются в пять русел: детство, любовь, семья, упомянутый треугольник и дочь. Выйдет ли пять панорамных книг в результате, я не знаю. Знаю только, что мы с Вами, Михаил, освоили уникальный опыт жизни в двух мирах.  Кто-то испытывает по поводу этого ностальгию, отчужденность, сожаления. В моих книгах все это будет, но на вторых ролях, как фон, главное же, что мне хотелось бы внушить читателем, что мы с ними стали свидетелями, участниками и уцелевшими жертвами  великой драмы, имя которой наша жизнь.

  • Василенко Ольга , 22:49:45 05.05.2021

    Феликс, здравствуйте.

    Вот не удержалась, хоть, стараюсь не часто писать отклики)И с опечатками беда, и врать не умею и не хочу, а из вежливости хваоить не приучена...да и унизительно это для автора..Овен, тут не особенно "рахгуляешься".Ваши написангия, мемуарного характера скорее.Они написаны очень простым, оргвничным разговорным языком.И создаётся впечатление дружеской беседы...некий такой вечер воспониманий.И, вроде, как и свои пару строк вставила в беседу.Прежде , каждая покупеа приносила радость в дом.Может быть оттого, что , как теперь говорят, "покупательские способности были весьма ограничены, а "разносолы" были веьса скромны.Обновы... сейчас наверное даже не говорят так....а я помнбю, что бабушка, которая знала уже, что мне и брату "куплено что то", проверяла ноготочки на руках, и показывала беленькие пятнышка, говоряЮ, что нас ждут обновы....сердечко начинало колоиться и ждать...ну, когда же, когда.Пмню, что мы были неделю в салике "на круглосоточных", и в выходные попадали домой.Целая неделя была в запасе для фантазий, которые заканчивались всегда одинаково... "да какая разница что..."

    Кстати, клопов я впервые увидела году так в (не с4кажу, хих_), когда мы переехали в новую квартиру.и тогда же впервые увидела моль(Ыещи долго лежали в коробках...пока мебель в длме появилас...а кровати нам тогда кто то отдал.Дети подросли и спть на одной атаманке с бабушкой(Именно такая, как Вы описали, с валиками), а только она и помещалась в нгашей прежней 9-ти метровой комнтаке, не считвая родителькой кровати, стола,и шкафа(Шифоньера).Остального не помнююю.... да, пока серёжка , брат, был совсем маленьким, была кроватка...с сеткой) ...  Думаю, что клопов мы тогда плучили довееском(Я всё просила бабушку показать, как они выглядят...почему то казалось, что это страшные жуки)

    ТА вот, почему то мы даже не озадачивались, ыещизмом мы больны, или нет.Просто покупали и радовались.

    Сейчас огромный выбор...но, знаете...страно...  что то не так пошло. Мало чт запоминается из купленного и отслужившего своё век.Да и "век" то у вещей короток.

    Спасибо.

    То, о чём Вы пишете, вроде бы и не "глобальные темв", но это "Глыба"...

    Спсибо.

    с уважением.Ольга

  • Гойхман Феликс , 19:37:15 06.05.2021
    • Василенко Ольга , 22:49:45 05.05.2021

      Феликс, здравствуйте.

      Вот не удержалась, хоть, стараюсь не часто писать отклики)И…

    Вы все точно говорите, Ольга: предметы обихода, мебель ожидались, приближались, как гости, прибывающие издалека. И пятнышки на ногтях были как бы телеграммами об их прибытии. Я бесконечно благодарен Вам за новую в моем списке тем тему: белые пятнышки. Я показал жене Вашу рецензию, и она очень обрадовалась за меня, что тексты мои воспринимаются, как раскованные беседы по душам, при том, что она знает подноготную, знает, что моменты и детали живых воспоминаний не выливаются на страницу, как развернутое перечисление, а включаются живыми, диалектически развивающимися элементами в строящуюся синхронно композицию.  Когда-то еще в Москве, где я учился, мне попался сборник прозы Сэмюэля Беккета. Там был рассказ, которого увы нет в интернете, Молчание. Начинался он так:

    Ты лежишь в темноте, на спине, и к тебе обращается голос. Ты не знаешь, к тебе ли он обращается и рассказывает ли он о тебе. Возможно, он обращается к кому-то другому, кто тоже лежит в темноте, и рассказывает о ком-то другом....

    Теперь спрошу у Вас, дорогая Ольга, будет ли то, что голос рассказывает в темноте мемуарами? Я не уверен.

  • Василенко Ольга , 16:11:22 07.05.2021
    • Гойхман Феликс , 19:37:15 06.05.2021

      Вы все точно говорите, Ольга: предметы обихода, мебель ожидались, приближались,…

    Ну, а почему бы нет?Вы же рассказываете о том времени в которм сами были.И это Ващи впечатления выложены в рассказе. Я думаю, что даже те, что не осознают, или не хотят верить, или признаваться, что верят в такую "ерундистику", иной раз ведут беседы со своим внутренним "Я".Давно уже пнялаЮ, п крайней мере у себя, что есть некий внутренний сторож, который всегда открыто говорит мне, где я , мягко гворя, "слукавила", где попростцу не честна с собой.Не важно по какой причине.Святых не земле нет.Это помню ещё из рассказов бабушки))))

  • Зонов Никита , 16:36:26 07.05.2021

    Спасибо.

    Прав Михаил: больная тема "вещи-люди-деньги". Многое в ней.

    Вот прямо сейчас ремонтирую старую лампу классической формы из коричневого карболита, а в перырыве прочёл Ваш текст.

    Задумался.

  • Гойхман Феликс , 08:57:59 08.05.2021
    • Василенко Ольга , 16:11:22 07.05.2021

      Ну, а почему бы нет?Вы же рассказываете о том времени…

    Золотые слова, Ольга! В один из первых моих 'наскоков' на Фонарях одна прекрасная дама со мной закусилась за то, что я имел неосторожность соавнить одни факты литературы с фактом ее рассказов о бесподобном, почти святом, да что там, святом, близком человеке. А за кадром было именно то, о чем Вы говорите: святых людей нет. Осталось только принять эту несвятость, не со стыдом, не с гордостью, не с ожесточением, а спокойно, с легкой иронией, как неизбежное, как старение или смерть.

  • Гойхман Феликс , 09:03:36 08.05.2021
    • Зонов Никита , 16:36:26 07.05.2021

      Спасибо.

      Прав Михаил: больная тема "вещи-люди-деньги". Многое в ней.

      Вот прямо сейчас…

    Правда, Никита! Это - единственное, чего я жду, как литератор, не выбросить лампу, не отреставрировав, продать ее, не оставить себе, в наущение потомкам, а задуматься. Наступают годы, когда, чтобы придать хот какой-то смысл ускользающей жизни, надо почаще задумываться.

    Спасибо!