Лабиринт: часть 1, главы 9 и 10 Rating 10/10

Рубрика: Поэмы | Автор: Игорь Белавин Песни | 14:45:06 05.05.2021
1
0

Когда год Шестьдесят Восьмой

Шагал мятежной Прагой,

Мы шли на подвиг трудовой

С любовью и отвагой.

Приехав строить коммунизм

В цветах и при оркестре,

Мы проявляли героизм

На трудовом семестре.

Работа шла за будь здоров,

Мы были духом стойки.

Весь мир в лучах прожекторов

Лежал в процессе стройки,

Первичным хаосом застыв.

Казалось, труд упорный

Прервав, рабочий коллектив

Ушел дорогой торной…

И мы отряд передовой

В работе замещали,

Хотя изнанки теневой

В те дни не замечали.

Так иногда в театре драм,

Пока слепят софиты,

Детали сцены по углам

От глаз бывают скрыты,

И мы на сцене видим храм,

И алтари, и хоры,

Но все – монтаж разъемных рам,

Работа бутафора.

Из мглы магических зеркал

Во всем богатстве красок

Вдруг возникает карнавал

Хрестоматийных Масок;

Все так осмысленно глядят,

И все детали метки,

И все красиво говорят,

Но все – марионетки.

И что ни век очередной,

Они опять в движенье,

Стремясь войти любой ценой

В такое положенье.

И вот, не сразу и не вдруг,

На гребнях всех печалей

Друзья входили в этот круг,

И мы друзей прощали.

Казалось, скоро весь народ,

Слетев, как листья с веток,

Вольется в этот хоровод

В костюмах всех расцветок!

Мы шли уже в небытие,

Хотя казалось – в гору,

Сиротство горькое свое

Считая за опору.

                

Нет, наши деды и отцы,

Верша свой суд суровый,

Конечно, были не слепцы

В известном смысле слова.

Они крушили, как могли,

Наследие царизма

И звали массы всей земли

Под знамя коммунизма,

И замышляли всем гуртом

Бороться с силой грозной;

Однако мыслили при том

Вполне религиозно.

Вот, например, такой фантом,

Знакомый с колыбели:

Мы, взявшись за руки, идем

К одной заветной цели;

Не в самом лучшем из миров

Идя к заветной цели,

Мы, как в лучах прожекторов,

Всегда на авансцене.

За сценой – тьма. Из этой тьмы

С надеждой на кумира

Глядят глаза, как из тюрьмы,

Людей иного мира,

Желая знать, не как-нибудь,

А в самом лучшем виде,

Куда ведет нас торный путь,

Живем ли не в обиде.

Итак, мы – труппа в театре драм;

Мы на свету, а в зале

Сидят народы разных стран,

Как мы уже сказали.

Мы все за ротой запевал

Идем легко и споро,

Вливаясь в пестрый карнавал

По знаку дирижера,

И если кто-то в коммунизм

Идет, сбиваясь с такта,

И разрушает механизм

Великого спектакля,

То в зале слышен шум и стук,

И вмиг того актера

Единым махом тащит в люк

Помощник режиссера

И за собой ведет во тьму,

По всем спиралям ада.

Там света нет и потому

На бис играть не надо.

























Комментарии 14

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Владимир Алисов , 15:46:29 05.05.2021

    Интересно о фантомах, Игорь!

    Как сейчас помню — открываю в 70-е годы книгу Евтушенко, а там:

    "С нас многое спросится эпохой и вечностью.
    Мы — первая просека всего человечества!"

    И думаю — ну, уж если Евтушенко так пишет, что же говорить об остальных.

    А о том, как тащат в люк и ведут во тьму — здесь у меня аналогия с романом Мориса Симашко "Маздак".

    Не знаю, читали ли Вы эту замечательную книгу, и как её вообще пропустили в печать при советской власти:

    "Черные люди стояли во дворе с поднятыми крючьями, и шли в полосе света сословия…
    С тихой реальностью приближались висящие в ночи крючья. Тускло поблескивали острые загнутые наконечия. Над головой уже покачивались они. Что–то ледяное коснулось уха…
    Только когда завопили за спиной, оглянулся Авраам. Черные тени плясали там, и слышалось тихое шуршание. Армянина Вуника утаскивали во тьму…"

    • Владимир Алисов , 15:46:29 05.05.2021

      Интересно о фантомах, Игорь!

      Как сейчас помню — открываю в…

    К сожалению, Мориса Симашко я не читал,

    в те времена (поэма стала контурно вырисовываться где-то к 1982)

    я вообще пренебрегал современной русской прозой, кроме изданий "Посева" и  т..п.

    да и "Дни поэзии" скорее пролистывал, чем читал

    уже позднее я стал иначе относиться к текущей литературе,

    стал видеть неоднозначность в работе редакций разных журналов

    понял всю многослойность и сложность процесса

    и только к середине 90-х мне объяснили, что брежневская цензура

    была полем культурологических баталий,

    а не только идеологическим "топором"

    до 1956, да, можно было загреметь по невинным поводам

    да и то, как мне объяснили, часто это была конкурентная борьба

    доносили, чтобы местечко для себя освободить

    поскольку для интриг были убийственные инструменты

    которые стали слабеть после 20 съезда


  • Владимир Алисов , 16:15:17 05.05.2021
    • Игорь Белавин Песни , 16:00:04 05.05.2021

      К сожалению, Мориса Симашко я не читал,

      в те времена (поэма…

    Симашко покруче "Посева", тем более, что каким-то чудом был издан у нас. У него в романе откровенно описана вся история Ленина и Сталина, только действие для маскировки перенесено в Древнюю Персию, но так, что читателям было хорошо понятно, о чём идёт речь. После перестройки писали, что глава Таджикистана, а потом директор Института востоковедения Гафуров так и сказал автору, что сразу понял, где в книге Ленин и Сталин.

    • Владимир Алисов , 16:15:17 05.05.2021

      Симашко покруче "Посева", тем более, что каким-то чудом был издан…

    Я о том и говорю, что напрасно не интересовался тогда

    напечатанной в СССР литературой

    Конечно, я читал Трифонова и Искандера, Владимова и Аксенова

    но свято верил, что лучшая советская литература печатается исключительно на Западе

    конечно, это была молодая полудиссидентская дурость, но так было 

    звоночки начали звучать, когда я жадно проглотил "Архипелаг Гулаг"

    и вдруг понял, что книга крайне скучная и во многом пропагандистская

    (то есть анти-художественная)

    но мудрость приходит с опытом

    если бы у меня не было почти свободного доступа к "тем" изданиям

    я бы, верно, совершил меньше глупостей и куда раньше понял,

    что есть мир вокруг нас


  • Михаил Тищенко , 10:48:11 06.05.2021

    Много ярких строк, и сама общая метафора хороша.

    А такие строки просто максимально реалистически  точные:


    И все красиво говорят,

    Но все – марионетки.


    • Михаил Тищенко , 10:48:11 06.05.2021

      Много ярких строк, и сама общая метафора хороша.

      А такие строки…

    Спасибо, Михаил!

  • Никита Зонов , 18:11:53 07.05.2021

    Несколько неожиданно, уважаемый Игорь.

    Только благодаря Вашему комментарию сообразил, что написано в 80-х.

    И что фрагмент поэмы.

    С уважением, Никита.


    • Никита Зонов , 18:11:53 07.05.2021

      Несколько неожиданно, уважаемый Игорь.

      Только благодаря Вашему комментарию сообразил, что написано…

    рад, что читаете, Никита

    я лично предпочитаю не ставить даты под стихами

    это что-то вроде костылей у нищего

    но что ж... спасибо!

  • Никита Зонов , 18:25:08 07.05.2021
    • Игорь Белавин Песни , 18:15:51 07.05.2021

      рад, что читаете, Никита

      я лично предпочитаю не ставить даты под…

    Я тоже предпочитаю.

    Но иногда сие просто необходимо (я исключительно о своих).

    Не как костыли, разумеется, -- контекст иногда существенен.

    Да и время слишком уж неравномерно порой в России.


    • Никита Зонов , 18:25:08 07.05.2021

      Я тоже предпочитаю.

      Но иногда сие просто необходимо (я исключительно о…

    Давайте так, Никита

    у меня создается впечатление, что вы следите

    за литературной жизнью

    ну, скажем, какие, на ваш взгляд, у этого сайта конкуренты?

    а зачем вообще нужны в этой нише сайты типа... и т.д.?

    могу накидать уйму таких вопросов

    мне была бы любопытна ваша точка зрения

    я бы предпочел Форум, хотя ясно, что сайт для критик не созрел

    ну да лиха беда начало

  • Никита Зонов , 19:08:55 07.05.2021
    • Игорь Белавин Песни , 18:40:51 07.05.2021

      Давайте так, Никита

      у меня создается впечатление, что вы следите

      за литературной…

    "слежу за .. жизнью"

    Красиво звучит!

    и даже (в некотором смысле) участвую..))

    Конкурентов настоящего сайта назвать не смогу, поскольку непонятно: в чём именно состоит конкуренция?

    Сверхзадача публично не заявлена.

    Ряд сайтов элементарно рубят деньги, порой не очень красиво;

    некоторые тешат эго,  другие -- аналог старых добрых посиделок на кухне.

    Есть сайты (сообщества, группы в сетях) для галочки, по их контенту отчитываются бюджетные и около организации, включая отчёты по грантам. Даже региональные писательские организации СПР и СРП грешат этим, молчу уж про библиотеки и прочие культорганизации, особенно под гнётом дистанционности.

    Сайты нужны и важны как средства общения.

    Конкуренцию составляет реал, но он доступен не всем.

    Что до критики -- она нужна. Очень нужна. Но тоже не всем.


    это я поверхностно, тема широкая и важная, тут можно (и нужно) сутками напролёт






    • Никита Зонов , 19:08:55 07.05.2021

      "слежу за .. жизнью"

      Красиво звучит!

      и даже (в некотором смысле) участвую..))

      Конкурентов…

    Мои посты часто провокативны. Если вы работали в журналистике, то вам будет понятно, почему.

    Ну а я еще и получил психологическое образование (среди 5 прочих). Вполне классный лирик-«интонационщик» Тюренков вообще называет меня «умником». Это зря!

    А вот скажите, Никита, смысл сетевой публикации, он ваще – в чем?

    Вот сайт (ну, говоря мощно, пусть будет «журнал») «Тропы», или журнал «Новая Юность», это что? Это ниша сайта «Улица неспящих...»? Несмотря на... я не о том, чтобы кого-то поставить в тупик.

    А может уже произошел 2-й конец литературного света? Был «свет», да весь вышел?

    Вы правильно задаете вопрос: а в чем конкуренция? На мой взгляд, конкуренция в той читательско-спонсорской массе, от которой происходят «денги» и зрелища. Ясно, если писательская братия платит за журнал сама, то «денги» от нее, родимой, а она их выкачивает за счет рекламы (это увы не про поэзию, ту чего мало).

    Ну, кубок Балтии, сама Стихира, всякие «союзы» - схема работы в общем понятна.

    И тут явился новый сайт!!!

    Кстати, можно написать Чудновой, она человек вполне адекватный (хотя как мы все битый).

    Бюджетные, гранты... ну это из другой жизни, я лично тут не валялся.

    А «реал» - это что?


  • Никита Зонов , 21:40:17 07.05.2021
    • Игорь Белавин Песни , 19:29:56 07.05.2021

      Мои посты часто провокативны. Если вы работали в журналистике, то…

    про "реал"...

    Приведу стихотворение сына Матвея, тогда ещё совсем юного:


    Селфи


    Фотографию люди придумали для
    доказательства правды. Нельзя
    не юля, не скользя,
    ничего не тая,
    заявить: это ложь, это вымысел. Гля,
    это факт. Это злая змея.
    Это поле: пшеница, овёс, спорынья,
    конопля.
    Это лектор Елютин квантует поля.
    Это в космосе наша старушка Земля.
    Это мама моя и сестра. Это я
    существую
    на фоне Кремля.


    примерно так, если по поверхности ходим


    Думаю, смысл любой сетевой публикации в конечном итоге сводится к тому же реалу.

    Взаимодействие людей в сети в любом случае приводит к реальному изменению этих самых людей, к общению в реале и публикациях в бумаге.

    Как бы мегателефон (в смысле домобильной связи), мегателеграф и мега ксерокс в одной бутыли.


    Журнал "Тропы" - маркер. Маркер "годен" (по мнению редакции журнала). Получал как-то две Балтии подряд их призы симпатий. А опубликоваться всё недосуг.

    "Новую Юность" не читал, старую знаю. Тоже маркер, для меня "негоден" - но где-то в 85-м, сейчас не юн.


    Конкуренция за внимание ( и редакторов, и читателей, и прочей среды с последующей монетизацией) существует, тут соглашусь, но вот в именно в поэзии конкуренция бессмысленна как таковая.

    И вот почему.

    Моя поэзия не может конкурировать с Вашей. С поэзией Ирины Чудновой. С поэзией Васи Пупкина.

    Она другая. Всё другое: ритмы, звуки, язык, строки.

    Поэтика разная.

    Бродский и Соснора не конкуренты как поэты.

    Меж собой конкурируют их школы, их ветви развития русского языка.


    Так думаю.


    Ирине пишу прямо здесь: АУ!

    • Никита Зонов , 21:40:17 07.05.2021

      про "реал"...

      Приведу стихотворение сына Матвея, тогда ещё совсем юного:


      Селфи


      Фотографию люди…

    Ирине Чудновой да написать полезно

    остальное для меня вне реала (ну как модно говорить есть время off-onn)

    я публикуюсь как переводчик (редко, поскольку не ставлю

    перед собой "публикаторских" задач практически не ставлю; глупо быть бедным)

    как оригинальный поэт за всю  свою жизнь публиковался раз, наверное два (может 5)

    зато кое-что понял в "этой жизни"

    Удачи!