Прощание Славянки Rating 10/10

Рубрика: Гражданская лирика | Автор: Гойхман Феликс | 14:25:27 31.05.2021
1
0


1

Захудалое солнце не светит,

не сквозит с обмелевших высот,

а мерцает, как облако смерти,

и, как время, уходит в песок.


Узурпатор по городу бродит,

соглядатай пустыни, хамсин,

он знакомую песню заводит

заунывным молчаньем своим.


Тишина, даже птичьи ватаги

не галдят в паутине ветвей,

и слова застревают в гортани:

“духота”, “глухота”, “суховей”.

2

Но мерещится солнце иное,

брезжит время иное в груди,

заводное, хмельное, больное,

с целым морем надежд впереди.


Ностальгии тут нет и в помине,

разве только немного, чуть-чуть.

По гигантской, цыганской равнине

поезда разбегались как ртуть.


Города на припеке дымились,

задыхаясь в кольце пустырей,

купола у деревьев ломились

от пернатых зверей - звонарей.


А Кавказа  зевающий профиль

нависал над землей и водой.

и летал, как печеный картофель,

чей-то крик из ладони в ладонь.


Но отзывчивей горних созвучий,

и доходчивей дольних музык,

настигал нас великий, могучий

нецензурный наш русский язык...

3

Что до нашей державы  - усталость

доконала имперский замес.

И считай, ничего не осталось

от помпезных, железных завес,


за которыми прятался Запад,

и когда обнажился ландшафт,

горожане метнулись на запах,

от имперской любви подустав.


Я и сам горожанин по крови,

к нам свобода, как совесть, строга:

если ты обретался в покое,

значит время пускаться в бега.

4

Но однако ж душа замерзала

на невидимом том рубеже,

от скупой укоризны вокзала

к отбывающим на п.м.ж.,


от глухой толчеи на перроне,

от последних кромешных минут,

от нелепого чувства погони

(испытавшие это поймут):


то ли гонится кто-то за мной,

то ль бежит от меня без оглядки.

5

Мы теснимся в преддверьи посадки,

посреди суматохи земной.


Неизбежная близость дороги

пробирает вагон до болтов,

и бросается ужасом в ноги

тем из нас, кто отчалить готов


из родного дремотного плена,

где “еврейский вопрос” не решен,

где толпа оседает, как пена,

а евреи стоят нагишом.


И как будто очнувшись по гонгу,

заспешат на прожектора свет,

и подумает кто-то вдогонку:

“До чего же знакомый сюжет!”

6

Только вдруг из динамиков грянет

оркестровый разболтанный глас,

и Отчизна немытая глянет,

из-под облака глянет на нас


и платочком махнет, как живая,

в ореоле небесных зарниц,

и запляшут в глазах, уплывая,

кружева человеческих лиц.


Вот тебе завершенье стоянки

перед долгим кружением вскачь,

вот тебе и прощанье Славянки,

разожми кулаки и заплачь.

1999




Комментарии 23

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Садовский Юрий , 15:24:44 31.05.2021

    Душевно-духовно близкие мне строфы!
    В 2000 году я издал книгу "Капля", а в ней, написанная в 90-х поэма "Нечаянный изгнаник"... В Переделкино в доме Булата Окуджавы подарил эту книгу Юрию Карякину, он высоко оценил сборник, но главу, в которой я нелестно прошелся по Солженицу, он подверг критике по причине иного мнения об Александре Исаевиче...

    poezia.ru/works/130175

  • Гойхман Феликс , 20:40:52 31.05.2021
    • Садовский Юрий , 15:24:44 31.05.2021

      Душевно-духовно близкие мне строфы!
      В 2000 году я издал книгу "Капля",…

    Прочитал поэму. Много боли, много страсти. Чувствуется, что написана по горячим следам, оплачена собственным кровоточащим опытом. Вспомнил первые переведенные на русский книги Карнеги, пример оттуда, возможно, вымышленный, о том, что в прусской армии разрешалось жаловаться на обидчика только спустя сутки. Солдат, пожаловавшийся раньше, отправлялся на губу. С поэзией все непросто, как обычно. Что лучше, выражать свои эмоции здесь и сейчас, или набраться терпения? Я, как Вы могли догадаться, набрался терпения, Вы - нет, в каждой строчке чувствуется злоба дня. Правильно ли это, я не знаю. Вот и Солженицын, его фигура во многом противоречива, как и фигуры Сахарова или Толстого. Должен ли писатель, мыслитель, пророк идти по пути доктринерства и волюнтаризма, я не знаю. Мне ближе Шаламов, Жигулин, Штейнберг, но о вкусах не спорят.

  • Садовский Юрий , 21:27:48 31.05.2021
    • Гойхман Феликс , 20:40:52 31.05.2021

      Прочитал поэму. Много боли, много страсти. Чувствуется, что написана по…

    Верные слова говорите, Феликс! 
    Сегодняшнее мое отношение к творчеству, ни то что бы близко Вашему пониманию, но Ваши мысли воспринимаю без протеста. Возможно, мои лучшие стихи, написаны спустя многие годы после ярких событий... Но мне судить сложно. Вот, к примеру: sleepless.pro/works/3286/,
    sleepless.pro/works/3289/, sleepless.pro/works/6000/... 

  • Тищенко Михаил , 22:33:59 31.05.2021

    Феликс,

    мне сюжет совсем не знаком, но чувства за строками чувствуются, и чем ближе к концу, тем они становятся, мне кажется, "шире" сюжета.

  • Гойхман Феликс , 09:36:25 01.06.2021
    • Тищенко Михаил , 22:33:59 31.05.2021

      Феликс,

      мне сюжет совсем не знаком, но чувства за строками чувствуются,…

    Михаил, скажем так, дело не в сюжете, а в отправной точке. Во многих городах Союза, и в частности, в Одессе, при отправлении Московского поезда, включалась Прощание Славянки. Жена рассказывала, когда провожала меня с побывок на учебу, не могла сдержать слез. Музыка била по чувствам. Мы уезжали через Москву. Я, скорее всего, не слышал марша, но провожающие нас, друзья и близкие слышали. Нам еще казалось в 90том году, что разлука наша навсегда. Писалось стихотворение спустя 9 лет после нашей эмиграции. До этого было 9 лет молчания. Вот - сюжет. Задачу, которую я перед собой поставил можно определить так: написать на тему, пронизанную сантиментами и привычными ходами, непривычно и не сентиментально, но все-таки добиться от читателя этим несентиментальным текстом чисто эмоционального ответа. Да, ощущение изгосйства, разлитого в воздухе представителям коренных этносов не понять, разве что их самих центробежно выбросит куда подальше (Полонез Огинского), но вот это чувство выдачи точно было, когда ни по языку, ни по культуре, ни по образу жизни, ни по образу действий, евреев нельзя было отличить от среднесоветского типа, и все же, все же, все же. А оссоциации, Михаил, это - последнее, что приходит.

  • Гойхман Феликс , 09:38:54 01.06.2021
    • Садовский Юрий , 21:27:48 31.05.2021

      Верные слова говорите, Феликс! 
      Сегодняшнее мое отношение к творчеству, ни то…

    Юрий, доброе утро. Вчера я находился в месте с ограниченным вайфаем, и Ваши ссылки давали устойчивую ошибку. Сейчас я повторил попытку, но по-прежнему,  три ссылки, три ошибки.

  • Тищенко Михаил , 12:32:06 01.06.2021
    • Гойхман Феликс , 09:38:54 01.06.2021

      Юрий, доброе утро. Вчера я находился в месте с ограниченным…

    там надо точк убрать в конце...

  • Тищенко Михаил , 12:38:16 01.06.2021
    • Гойхман Феликс , 09:36:25 01.06.2021

      Михаил, скажем так, дело не в сюжете, а в отправной…

    Феликс,

    вероятно, на всех, кто это прошел,стих воздействует сильнее, чем на тех, кто с этим не знаком.

    Но ведь не только этнос "сдали", целые поколения - под разные мелодии. 

    И изгоями многие почувствовали себя, не выезжая из страны.

    Может, это одна из причин взрыва словесного творчества - люди "достраивают"  в виртуальном то, чего их лишили в реальном.

  • Гойхман Феликс , 19:33:53 01.06.2021
    • Тищенко Михаил , 12:38:16 01.06.2021

      Феликс,

      вероятно, на всех, кто это прошел,стих воздействует сильнее, чем на…

    Совершенно верно, Михаил! В Советском союзе, на его руинах, не нужно было быть евреем, чтобы почувствовать настроения выдачи. Я не спроста напомнил бессмертную Мелодию Огинского. Польский этнос - не самый мой любимый, по многим причинам, но их поэзия, музыка, искусство порой потрясают и делают тематику моей микропоэмы универсальной. А у поэта, руки коротки, хочешь не хочешь, а вещи надо назвать своими именами, а дальше: кто не спрятался, я не виноват. В качестве примера нерешенного, и обоюдоострого, между прочим, вопроса, хочу Вам показать фору этого стихотворения на стихи.ру. Выступает некто Шевцов, не исключаю родственность со знаменитым Иваном Шевцовым (роман Тля), почитайте. Повод для размышления у представителя коренного этноса там есть.

    stihi.ru/comments.html?2016/07/07/10271

  • Тищенко Михаил , 00:10:04 02.06.2021
    • Гойхман Феликс , 19:33:53 01.06.2021

      Совершенно верно, Михаил! В Советском союзе, на его руинах, не…

    Феликс,

    ну, такого - и не только - в сети  много.

    Кстати, не меньше, чем того, что пишет ВАм следующий оппонент - поборник русского языка, где вас защищает супруга))

    Это все к  вопросу о мифах у нас в головах. 

    Касаешься какой-либо темы - у уже знаешь, что можешь услышать в ответ.

    Это вообще делает беседу иногда невозможной: в головах у многих клише и эмоции, мало кто способен думать, из последних немногие способны выражать корректно свои мысли, и, наконец, у последних - очень мало у кого не натерты уже мазоли и не набиты синяки.


  • Гойхман Феликс , 01:06:50 02.06.2021
    • Тищенко Михаил , 00:10:04 02.06.2021

      Феликс,

      ну, такого - и не только - в сети  много.

      Кстати, не меньше,…

    Ну я с г-ном Шевцовым старался разговаривать коректно, не опускаться до его уровня. Возможно, поэтому  наша 'беседа' так затянулась. Похоже, ему понравилось говорить со мной.

  • Гойхман Феликс , 01:13:55 02.06.2021

    Ну я с г-ном Шевцовым старался разговаривать коректно, не опускаться до его уровня. Возможно, поэтому  наша 'беседа' так затянулась. Похоже, ему понравилось говорить со мной. И кстати, Михаил, предложил я ознакомиться Вам с тем форумом, для того, чтобы поняли, настроения, толкнувшие меня написать стихотворение, живы. И кстати, недавние события в наших палестинах, подчеркивают бессмысленность Шевцовского энтузиазма, по той простой причине, что у палестинцев есть весомые основания нас не хотеть, а вот у господ типа Шевцова, подобных оснований нет.

  • Тищенко Михаил , 09:06:37 02.06.2021
    • Гойхман Феликс , 01:13:55 02.06.2021

      Ну я с г-ном Шевцовым старался разговаривать коректно, не опускаться…

    Мне кажется,  что палестинцы не приняли бы любой этнос, которые бы поселился на землях, которые им принадлежали много веков, а  ваш оппонент просто "подключился" к "каналу " неприятия и поиска виноватого, который существует на протяжении тоже многих веков. Именно таким образом  люди оказываются заложниками того, что существовало задолго до их рождения.  И попадают в порочный круг., точнее воронку... Но у палестинцев, пожалуй, и выбора особого нет, а вот у Шевцова был, какие-то его склонности привели его к тому, что он выбрал именно этот "канал".

  • Михаил Эндин , 11:24:17 02.06.2021

    Я думаю, Феликс, что Вы не хуже меня знаете, что в любом народе есть убийцы и герои, подлецы и праведники.

    Именно поэтому употребление Вами понятия "польский этнос" (как и обобщения любого другого народа) в данном контексте кажется мне совершенно некорректным и неприемлемым.


  • Гойхман Феликс , 19:38:06 02.06.2021
    • Михаил Эндин , 11:24:17 02.06.2021

      Я думаю, Феликс, что Вы не хуже меня знаете, что…

    Михаил,

    Извините за неточность, это элипсис элипсиса, вытекающий из контекста фразы. Нужно было написать, представителей польского этноса. Но подумайте еще раз над фразой: этнос - нет, но искусство этноса - да. Не находите, что так не бывает, что нацисты, ненавидевшие евреев, не делали исключения для 'их' искусства. Книги жгли, музыку и визуальные виды искусства тоже уничтожались разнообразно. А вот меня искусство поляков ПОРАЖАЕТ. Чувствуете нюанс? Так что, Мицкевич, Норвид, Огинский, Найман, и многие, многие другие - не поляки. Или не поляки устраивали погромы в1946 году. Кого они громили?!!! И после чего? Или не на Польской территории были обустроены многие лагеря уничтожении. А сейчас они водят туда экскурсии. Многое, многое могу рассказать об этом этносе. И все равно, оддергивать меня на предмет ползучего нацизма как-то не того.)))

  • Гойхман Феликс , 19:49:30 02.06.2021
    • Тищенко Михаил , 09:06:37 02.06.2021

      Мне кажется,  что палестинцы не приняли бы любой этнос, которые…

    Так и есть, Михаил, о том и речь, но у палестино-израильского перманентного конфликта есть множество разнообразных аспектов. Вот один, к примеру, узнанный мною недавно. Испокон участок побережья Средиземного моря, где сейчас расположен Израиль, был свободен для выяснения отношений между "северными" и "южными" арабами. Евреи селились в предгорьях (Иерусалим...). Никогда прежде перешеек этот приморский не принадлежал ни "южанам" ни "северянам". То, что сейчас он принадлежит евреям.... Ну Вы поняли...)

  • Михаил Эндин , 20:01:36 02.06.2021
    • Гойхман Феликс , 19:38:06 02.06.2021

      Михаил,

      Извините за неточность, это элипсис элипсиса, вытекающий из контекста фразы.…

    Я, как еврей, прекрасно знаю всё то, о чём Вы говорите. Но я также знаю, что именно аппеляция к этносу и нации , как таковых, и приводит в итоге к нацизму и национализму. Давайте всё-таки говорить о людях, о представителях, как Вы выразились, даже если их было тысячи и тысячи.

  • Гойхман Феликс , 20:24:19 02.06.2021
    • Михаил Эндин , 20:01:36 02.06.2021

      Я, как еврей, прекрасно знаю всё то, о чём Вы…

    Давайте. Сам всегда и всюду призываю не обобщать, но амбивалентность чувств не выбросишь в окошко. Прорывается порой помимо воли. И если у Вас, Михаил, никогда ничего не прорывается, могу Вас поздравить!)

  • Михаил Эндин , 20:36:02 02.06.2021
    • Гойхман Феликс , 20:24:19 02.06.2021

      Давайте. Сам всегда и всюду призываю не обобщать, но амбивалентность…

    Не надо меня поздравлять, Феликс, - много чего прорывается и у меня, но никогда ничего близкого к национальному уничижению - я, как ни странно это звучит в наше время, интернационалист от природы

  • Гойхман Феликс , 22:06:15 02.06.2021
    • Михаил Эндин , 20:36:02 02.06.2021

      Не надо меня поздравлять, Феликс, - много чего прорывается и…

    Узнал, что Вы интернационалист и еще раз порадовался, ведь и я национальность человека во главу угла не ставлю, но меня зацепило слово унижение. Михаил, где Вы увидели унижение в выражении "я не долюбливаю польский этнос"? Если я не долюбливаю компот из сухофруктов, значит я его унижаю?)