Памяти матери Rating 10/10

Рубрика: Философская лирика | Автор: Гойхман Феликс | 23:55:29 20.06.2021
1
0

...Я не умею молиться.

              Иннокентий Анненский



Ночи прозрачное чрево,

гибельный звездный тупик.

Где ты моя королева,

в доме червей или пик?


Что там в небесной ограде,

мне не дано понимать,

слова прощального ради

Бога вотще поминать.


Я не умею божиться.

На парапет алтаря

новая жертва ложится.

Слышишь меня? Это я!


Кто твои недруги - други,

с кем ты теперь визави?

Вспомни меня на досуге,

вспомни и назови.


Как ты меня величала,

мне ли не знать назубок?

Сладостный трепет начала -

золотоносный песок.


Может ли все повториться, 

чтобы вернулся назад

в нежных лучах материнства

детства нехитрый уклад?


Целая жизнь миновала

с тех незапамятных пор,

то ль мишура карнавала,

то ли пустой разговор.


Я просадил и растратил

горы бесценных крупиц.

Кто-то заметит, что спятил

твой расточительный принц.


И растолкует мне кто-то

что неприятность с тобой -

это фатальная квота

это фантомная боль.


Но ни единого часа

мне не дано воскресить,

и до тебя докричаться,

чтобы об этом спросить.


Где тебя носит, родная?

Что у тебя на уме?

Звезды горят не сгорая,

не исчезая во тьме.


Звезды горят, не сгорая,

не превращаясь в золу.

Горькие слезы глотая,

я все зову и зову.


Тысяча скорбных попыток,

и ни полслова в ответ.

То ли свеча, то ли свиток –

слиток пережитых лет.


То ль немота, то ли прочерк

между негаданных дат,

промельк нечаянных строчек,

проблеск судьбы, наугад.


апрель 2015 года

Комментарии 17

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Воронцова Тамара , 09:40:51 21.06.2021

    Щемящие строки,Феликс! Память об ушедшей матери всегда жива, пульсирует и не истощается - напротив, пополняется нашими ошибками, чувством вины, желанием вынуть из неё самые дорогие минуты и вновь их прочувствовать...

    Очень хорошо написано, только вот " где тебя носит, родная", на мой взгляд, не  удачный выбор строки. Обычно этот вопрос  задаётся всегда с оттенком неудовольствия.  Явно просматривается использование устойчивого 

    выражения - " где тебя , нелёгкая, носит", только слово "нелёгкая"опущено... А "нелёгкая", как известно, это нечистая сила.

    Возможно, это не так, но при прочтении  упомянутая идиома невольно возникает, Феликс...


  • Тищенко Михаил , 11:15:27 21.06.2021

    Согласен с Томой, я бы эту строфу убрал вообще....

    Сильное стихотворение. И вечная боль -  невозможность вернуть самые близкие отношения.... если повезло и они были.

  • Сильные, но весьма сложные чувства звучат в этих строчках...

    С уважением, Олег Мельников.


  • Гойхман Феликс , 19:21:09 21.06.2021
    • Воронцова Тамара , 09:40:51 21.06.2021

      Щемящие строки,Феликс! Память об ушедшей матери всегда жива, пульсирует и не…

    Спасибо, Тамара, за живое отношение. Устойчивость, о неуместности использования которой Вы написали, не самый простой момент в этом тексте, и очень жаль, что Вам он не показался. На самом деле в качестве ЛГ используется несколько фигур, каждая из них - опосредованная жизненном опытом автора знаковая система. Фигур несколько, но образ матери един. Что я еще могу сказать о лирическом герое? Он - агностик, и в этом я вижу новаторство текста, что агностик - пытается найти ключи к сугубо мистическому феномену, смерти близкого человека, в попытке осмыслить саму возможность запоздалого диалога. Чувствует ли он досаду за свое сиротство, отчуждение, родство, связанность, любовь? Скорее всего, да. На кого обращена эта досада? На мать, на посторонних людей, на себя самого? Он толком не знает, он - в шоке. В этом и других вопросах рассыпанных по тексту я вижу попытку расшевелить загробный мир, в возможности которого ЛГ не уверен.

  • Гойхман Феликс , 19:35:42 21.06.2021
    • Тищенко Михаил , 11:15:27 21.06.2021

      Согласен с Томой, я бы эту строфу убрал вообще....

      Сильное стихотворение.…

    Спасибо, Михаил! Я пока к этому не готов. Для уважаемой Тамары я попытался, может быть, слишком путанно, объяснить, почему. Тамара, и возможно, Вы не вполне правомочно достраиваете идиому, хотя в стихе она уже достроена. Где носит выражает полную страдательность, и даже дополнение ее не преодолевает. Мысль об окончательном распаде белковых систем невыносима, проще поверить в пассивную преднамеренность личности, но представить, что любимая и утраченная тобой мать отныне присоединена к нетленным звездам и до нее не докричаться, невозможно. Что же прикажете делать скорбящему агностику? Сказать верую и закончить на этом?

  • Гойхман Феликс , 19:39:48 21.06.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 15:39:40 21.06.2021

      Сильные, но весьма сложные чувства звучат в этих строчках...

      С уважением,…

    Спасибо, Олег! Очень важные для меня слова.

  • Гойхман Феликс , 19:39:56 21.06.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 15:39:40 21.06.2021

      Сильные, но весьма сложные чувства звучат в этих строчках...

      С уважением,…

    Спасибо, Олег! Очень важные для меня слова.

  • Гойхман Феликс , 19:40:16 21.06.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 15:39:40 21.06.2021

      Сильные, но весьма сложные чувства звучат в этих строчках...

      С уважением,…

    Спасибо, Олег! Очень важные для меня слова.

  • Алисов Владимир , 20:09:43 21.06.2021

    Феликс, идея бессмертия как вечного продолжения жизни личности после смерти с любой точки зрения вызывает мало доверия. Но приведу другой взгляд на вопрос — философа О.Ященко:

    "Поскольку смерть равносильна концу всякого опыта, постольку наше состояние после смерти может быть адекватно представлено нами только как небытие. Но если бы нам была доступна противоположная точка зрения, то мы бы в одночасье узрели, что бытие и небытие отнюдь не противопоставлены друг другу, а само различие между этими понятиями лишено всяческого смысла. Оттого-то в глубине моего сердца и теплится надежда, что после смерти мы обретаемся в таком свете, в сравнении с которым свет полудня — затмение."

  • Зонов Никита , 21:04:34 21.06.2021

    гм

    бл я

    молчу вообще


    !!!!!

  • Тищенко Михаил , 21:31:51 21.06.2021
    • Гойхман Феликс , 19:35:42 21.06.2021

      Спасибо, Михаил! Я пока к этому не готов. Для уважаемой…

    Феликс,

    это вопрос не смыслу, а к языку, смысл я бы не осмелился критиковать.

    В данной строке использовано несколько речевых клише, что всегда, на мой взгляд, вредит поэтическому качеству текста.

  • Гойхман Феликс , 21:36:02 21.06.2021
    • Алисов Владимир , 20:09:43 21.06.2021

      Феликс, идея бессмертия как вечного продолжения жизни личности после смерти…

    Что тут скажешь, Владимир. Со всем уважением 'теплится надежда' - красивая мина... для меня тема  (в аспекте осмысления) смерти близких людей, это - искус примерно того же пошиба, что и чашу эту мимо пронеси. Задумайтесь, для агностика, это - самая слабая, самая противоречивая точка. Я могу сколько угодно сомневаться в Господнем присутствии и в загробном мире, но испытывая подлинное чувство утраты, агностик оказывается в плену традиционных представлений, и тогда ему ничего другого не остается, как теплить надежду в душе.

  • Гойхман Феликс , 21:36:24 21.06.2021
    • Зонов Никита , 21:04:34 21.06.2021

      гм

      бл я

      молчу вообще


      !!!!!

    Аминь!

  • Алисов Владимир , 22:14:54 21.06.2021
    • Гойхман Феликс , 21:36:02 21.06.2021

      Что тут скажешь, Владимир. Со всем уважением 'теплится надежда' -…

    Феликс, я тоже могу назвать себя агностиком, но дело не в загробном мире. Проблема глубже. Бессмысленно говорить, что жизнь личности после смерти продолжается, но столь же бессмысленно и то, что она не продолжается. Поскольку после смерти исчезает время, а с ним и само понятие продолжительности. Исчезает "Я", но лишь "Я", живущее во времени. Истинная же реальность находится вне времени, "по ту сторону", а часть нашей личности принадлежит этой вневременной реальности. Только в этом смысле и можно говорить о нашем бессмертии, а не о "будущей загробной жизни", поэтому Ященко и пишет о "свете". Примерно то же сказано и в работе Шопенгауэра "Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа".

  • Гойхман Феликс , 22:20:35 21.06.2021
    • Тищенко Михаил , 21:31:51 21.06.2021

      Феликс,

      это вопрос не смыслу, а к языку, смысл я бы…

    Михаил, не вполне понимаю, о чем Вы. Я постоянно работаю с речевыми клише и масками, внедряя в них слова и понятия заведомо другого ряда. Где тебя носит (пренебрежение) родная (не фигура речи, почему, потому что в предыдущем довольно длинном тексте я долго объясняю, что никакой другой родной, кроме усопшей, нет и быть не может), что у тебя в голове (маска, снижающая пафосность до основания). Вот еще один аналогичный пример из этого текста. Кто твои недруги-други (маска контраста для загробной размытости), с кем ты теперь визави (клише аналогического действия)? Вспомни меня на досуге (еще одно клише контраста: делу(небытию) - вечность, досугу час), вспомни и назови. Подобных примеров несколько, в этом тексте. Но может, Вы имеете в виду что-то другое?

  • Тищенко Михаил , 22:46:10 21.06.2021
    • Гойхман Феликс , 22:20:35 21.06.2021

      Михаил, не вполне понимаю, о чем Вы. Я постоянно работаю…

    Феликс,

    я не думаю. что читатель будет так глубоко вдумываться в смыслы. Его будут нести слова и ассоциации.

    "Где тебя носит.... родная... звезды горят не сгорая" - для меня - это те самые речевые клише, которые только отвлекают внимание читающего от смысла.

    Но я могу ошибаться и заранее в этом споре сдаюсь!))

  • Гойхман Феликс , 23:24:48 21.06.2021
    • Алисов Владимир , 22:14:54 21.06.2021

      Феликс, я тоже могу назвать себя агностиком, но дело не…

    Одна из любимейших моих формул, Владимир, здесь и сейчас. Протяженности (продолжительности) после смерти нет. Кто же с этим спорит? Но это рассуждение вчуже, хотя и с полной ответственностиью. В других своих текстах я продвигаю именно такие мысли: жизнь, это - частный случай, вечности поворот (стрелочник), но тут - другое дело. Смерть близкого человека не только знаменует его переход в состояние, где нет я во времени, наша собственная жизнь теряет свою целостность и тяготеет к замиранию.