Человек с ружьем Rating 10/10

Рубрика: Рассказ | Автор: Гойхман Феликс | 15:15:25 13.07.2021
1
0

Мы приехали ночью, и самолеты тут не при чем, в смысле, нелетная погода. До семнадцати лет я вообще отрывался от земли, только сидя на качелях. Был еще один случай незапланированного полета, но об этом как-нибудь в другой раз. Думаю, нас привез поезд. Родители не доверяли самолетам, хотя поезда тоже неплохо умеют отрываться от земли. 


Мы приехали ночью, потому что так было составлено расписание пассажирских перевозок, и потому что транзитным пассажирам выбирать не приходится. Главенствует принцип: ешь, что дают. Забыл сказать, наш поезд прибыл в Ростов откуда-то с Кавказа или из Крыма, где мы с родителями тогда отдыхали, плыли на теплоходе, не-то "Россия", не-то "Адмирал Нахимов". Тогда еще существовали подобные круизы в рамках СССР, из Одессы морем до Крыма, там Сочи, Сухуми, Батуми, со стоянками, и обратно. Думаю, как раз на обратном пути в Сочах  у родителей и возникла счастливая идея, завернуть в Ростов, до которого как бы рукой подать, навестить маминого брата, который там проживал. Это более чем возможно, совмещение приятного с полезным, в их духе. Сказано - сделано, билеты исправлены, отправление поздним вечером. 


Мне было тогда примерно четыре года, и меня сморила дорога, поэтому я совершенно не помню обстоятельств нашего отправления и прибытия на место, как нас там встретил дядя Арам и как привез к себе домой. Проснулся я уже в его квартире, на его простынях, когда все транспортные неурядицы остались позади. Мне предстояло знакомство с моим сказочным дядей, его дочуркой, моей двоюродной сестричкой Ирмочкой и тетей Эллой, дядиной женой. Ничего этого я тоже не помню, обстоятельства знакомства канули в небытие. 


Единственное, что я помню, и помню весьма отчетливо, это - еще одно волшебство дяди Арама. Сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, чем обернулась для него родительская импровизация. После рабочего дня,  поездка заполночь на ж/д вокзал к поезду, встреча, возня с багажом, поиски свободного такси, поездка через ночной город, подъем вручную багажа на этаж, поскольку папа нес меня, а мама была без сил, и тихое, под сурдинку, чтобы никого, не дай бог, не побеспокоить, устраивание для сестриной семьи спальных мест. Уверен, вся эта волокита заняла не менее половины ночи. 


И вот приходит утро, дядя Арам собирается на работу, которую никто не отменял, и за завтраком, как ни в чем не бывало, спрашивает: "Ну, и кому что привезти из города?"


Повторюсь, сейчас, представив себе, сколько натерпелся по нашей милости этот нечужой человек, я бы воздержался о чем-либо его просить. Полагаю, мои родители тоже не стали этого делать, хотя ручаться за них не могу. Поставив во главу угла принцип совмещения, человек может забыть о многом, о деликатности, например. Мне же было всего 4, и я о деликатности вообще ничего не знал, а тем более о пассивно-агрессивном стиле общения. К тому же, у меня была в высшей степени уважительная причина, озвучить желание мне предложил не простой человек, а добрый волшебник,  дядя Арам. Никто его за язык не тянул. Короче, я не мог упустить этого шанса. 


В то время, у меня была две главные мечты: как теперь говорят, достойные колеса и ствол. Другими словами, мне хотелось иметь трехколесный велосипед и настоящий пистолет, который стреляет пистонами. Насчет велосипеда папа и мама меня твердо заверили, если я буду себя хорошо вести, то дед Мороз на Новый год раскошелится, и подарит мне отличный трехколесный велик. С пистолетом же возникла проблема: папа с мамой ничего такого мне не обещали. 


Уместен вопрос, почему они не хотели меня вооружать? Едва ли из-за своей прижимистости, ибо трата была смехотворной, и не из-за, прости господи, своего пацифизма. У меня до сих пор нет уверенности, что они знали, что это такое. Думаю, наученные горьким опытом покупки мне барабана с палочками, они элементарно побоялись добавления шума. Это скорее всего. И вот, сказочный жест дяди Арама: кому что привезти из города?


Будь, мой дядя Арам обычным человеком, вроде моих родителей, я попросил бы у него пистолет. Но это был настоящий волшебник, и я решил, что он может обидеться на такую простую просьбу, поэтому сказал, чтобы из города он мне привез ружье. Напомню, это был 1963 год, в Советском Союзе, который изо всех сил боролся за мир во всем мире, игрушечные ружья на улице не валялись. Детское стрелковое оружие даже в специальных игрушечных магазинах следовало поискать. 


Как отнеслись к моей дерзости родители, я сказать не берусь. Полагаю, они попытались заставить меня усомниться в том, что дядя Арам вообще исполнит обещанное. Это ж надо такое придумать, посеять сомнение в дяде Араме? Для этого им пришлось бы перевернуть все мое тогдашнее мировоззрение, всю мою веру в добрых и злых волшебников, в домовых и фей, в деда Мороза и Снегурочку. Итак, я ждал возвращения из города моего баснословного дяди и не мог дождаться. 


Как прошел день, сказать затрудняюсь. Смутно припоминаю, как дворовая компания моей новообретенной сестрёнки играла в поварих, что-то там как бы готовилось, как бы жарилось, как бы варилось и как бы елось. Компания была девчачьей, я был для них слишком мал, к тому же противоположного пола. Мальчики в эти игры не допускались, но для меня, как для несмышленыша и гостя, было сделано исключение. В повара я не годился, не знал популярных рецептов, и кухоной утварью не владел, поэтому я играл роль мужчины, путь к сердцу которого лежит через желудок. Сейчас, целую жизнь спустя, я думаю, это была удача, что Ростовские маленькие чертовки не накормили меня землей. Уверен, соблазн был велик. Тут, думаю, сработал Ирмочкин авторитет. Она не позволила этому случиться, как настоящая старшая сестра. Не об этом ли я мечтал, когда наблюдал за детьми, которым повезло больше моего, у которых имелись братья или сестры. Помню, я дружил в детском саду с одной девочкой, у нее был брат-близнец, и какими бы доверительными ни были между нами отношения, связь ее с братом была во много раз крепче. 


Тогда, в четыре года я плохо представлял себе жизнь. И о том, что между братом и сестрой, или между братьями далеко не всегда складывается нечто безоблачное, не думал. В добавок, в мои расчеты не входил вариант многодетной семьи, члены которой живут друг у друга на голове, младшие дети донашивают вещи старших, а у родителяй, тянущих лямку домашнего хозяйства, ни на что другое не остается ни сил, ни времени. С другой стороны, практически любой советский ребенок знал, отнюдь не понаслышке, что в тесноте - да не в обиде, когда двенадцатиметровая комната для семьи из трех-четырех человек, казалась просторной. Да, я рос и воспитывался в одиночестве, и плохо представлял оборотную сторону этой медали.


В этом смысле, общение с Ирмочкой меня нисколько не разочаровало, но в тот день я ждал от жизни совсем другого. Дядя Арам должен был скоро вернуться с работы и принести мне подарок. Я не мог все это перебороть и переключиться. Если бы мы играли не в кухню, а, например, в доктора, я бы, пожалуй, отвлекся немного, но котлеты из земли и пюре из песка аппетита у меня не вызывали. Помню, как невзирая ни на какие фантазии, я лихорадочно дожидался вечерних сумерек, когда по моим расчетам, и мог появиться мой маг и волшебник. 


Итак в назначенный час он пришел, и в руках у него было новенькое, настоященькое ружье. Правда, пистонами оно не стредяло, не было на это рассчитано. Оно просто громко щелкало, когда я нажимал на курок, но и этого было достаточно, фантастично. 


Прошли годы, и сейчас у меня другие представления о том, чего в этой жизни достаточно и что фантастично. Но вот, о сестрах и братьях нет-нет приходят грустные мысли, и когда они приходят, я вспоминаю Ирму, ту нашу встречу.


Примерно через десять лет мы снова с ней встретимся и даже проживем бок о бок недели три, но сблизиться у двух разнополых подростков шанса больше не будет. Я тогда искал ее общества, а она норовила побыстрее отделаться от меня, и убежать на танцы или еще куда-то. Помню я кис из-за ее невнимания-пренебрежения, и злился даже, срывался на ком-то, на ней.  Она удивлялась, лениво огрызаясь, и опять исчезала с концами, а я оставался, чувствуя себя злым и несчастным. Я тогда еще не знал, что мужчина должен быть выше женского холодного удивления, которое ранило меня как никогда.


Больше мы с ней не пересекались. Потом она выйдет замуж, родит дочку, заболеет неизлечимой болезнью и умрет, не дожив до сорока. Вот об этом всём мне и пришлось задуматься недавно, когда я листая один из фото альбомов, оставшихся от покойной матери в наследство, наткнулся на одну старую-престарую фотокарточку. На ней изображен четырёхлетний мальчик. Не знаю почему, вид у него, не молодцеватый, а испуганый, хотя в руках у него настоящее, игрушечное ружье.


 



Комментарии 14

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Есть какое-то очарование в этих простых историях... Наверное потому, что будят они воспоминания о подобных историях в собственной жизни...

    С уважением, Олег Мельников.



  • Гойхман Феликс , 15:51:31 13.07.2021

    Хотелось бы верить.

    Спасибо, Олег!

  • Здравствуйте, Феликс!
    На одном дыхании, без суеты, но с лёгким волнением прочитал Ваш искренний рассказ!
    Было бы чище и светлее, если бы не подростковые трения между двоюродными братом и сестрой и не ранняя смерть сестры.
    Воспоминания...
    Мои тексты - это сплошные воспоминания из прошлой жизни!
    Благодарю Вас за тёплоту слога!
    С уважением, Александр Бочаров.

  • Воронцова Тамара , 08:10:42 14.07.2021

    Знакомо состояние, когда старая фотография ( фотокарточка, - как говорила моя мама), вызывает целый ряд событий,  аккуратно сложенных в памяти. Листая их, натыкаешься на ещё более глубокие пласты...

    Спасибо, Феликс, за рассказ, захотелось пересмотреть альбом  своих, бережно хранящих чёрно-белых снимков...

    "...на улицах валялись пьяные мужчины и женщины".... - вот это как-то не воспринялось...

  • Гойхман Феликс , 08:51:45 14.07.2021
    • Воронцова Тамара , 08:10:42 14.07.2021

      Знакомо состояние, когда старая фотография ( фотокарточка, - как говорила…

    Спасибо, Тамара! Скорее всего, Вы правы. Когда я в который раз редактировал текст, тоже запнулся на этих пьяных. Оставил пока, по чисто поэтическим причинам: перевод идиомы в житейскую плоскость. По сути, для меня, чурающегося натуралистических деталей, это - натурализм. Другой вопрос, что у конкретного текста есть своя логика и своя парадигма,  и Человнк с ружьем такого натурализма не принимает. В общем, Тамара, я убираю этот пассаж. Спасибо за стилистическую чуткость.

    Кстати, как Вам финальный образ? На самом деле, такой фотографии нет, но, как мне кажется, у маленького, заплаканного человека с ружьем все шансы стать символом.

  • Воронцова Тамара , 10:40:41 14.07.2021
    • Гойхман Феликс , 08:51:45 14.07.2021

      Спасибо, Тамара! Скорее всего, Вы правы. Когда я в который…

    Феликс, финал меня также натолкнул на размышление - почему человек заплаканный?  Из-за небрежного отношения  к нему двоюродной сестры? Так нет - это было гораздо позже...Слёзы предчувствия трагичности земной жизни? Мальчик этого не мог осознавать...В то время он был безумно счастлив и благодарен дяде-волшебнику и фотоаппарат должен был запечатлеть этот миг.

    Такое фото может стать символом, но  с иной преамбулой, с иной предшествующей историей, например,

    в связи с событиями на Донбассе...

  • Гойхман Феликс , 11:09:17 14.07.2021
    • Воронцова Тамара , 10:40:41 14.07.2021

      Феликс, финал меня также натолкнул на размышление - почему человек…

    Что Вам сказать, Тамара, я вижу это иначе. Почему слезы, если описывается момент счастья? На мой взгляд многое объясняет ружье, человек с ружьем - защитник, часовой, бессильный против натиска судьбы. Символ - уход от конкретики. Краткое жизнеописание умершей сестры, по сути, виньетка, вставная часть, мало стилистически связанная с телом истории, иллюстрирующая опасность, угрозу. По сути мой рассказ связан с двумя текстами: Стойкий оловянный солдатик и Честное слово, Л.Пантелеева. Донбасс, это - слишком.

  • Воронцова Тамара , 11:35:52 14.07.2021
    • Гойхман Феликс , 11:09:17 14.07.2021

      Что Вам сказать, Тамара, я вижу это иначе. Почему слезы,…

    Донбасс - это пример не к рассказу, конечно, Феликс. К символу...

    Как написал Олег Мельников " Есть какое-то очарование в этих простых историях.."

    И это так !  Такое  очарование резонно должно закончиться улыбающимся мальчиком.

    Меня, как читателя,  плачущий мальчик с ружьём не уносит вглубь до размышления о

    натиске судьбы и пр. Я приняла малыша здесь и сейчас, с его  мечтой, которая осуществилась.

    Понятно, что восприятие, конечно, субъективное и может не совпасть с замыслом автора.

    Я с большим удовольствием прочла Вашу публикацию, Феликс!

  • Гойхман Феликс , 11:46:45 14.07.2021
    • Бочаров Александр 55 , 20:11:01 13.07.2021

      Здравствуйте, Феликс!
      На одном дыхании, без суеты, но с лёгким волнением…

    Здравствуйте, Александр! Спасибо Вам за приязненный отзыв. Долго думал, чем и как Вам ответить, чтобы быть понятым верно. Я, разумеется пошел на Вашу страницу и прочел несколько текстов. Нравится мне в них нешуточность повода для написания, каждая история из тех, что я прочел, крупным планом берет вещи важные, трагические, жизненные. Но есть одно но. Какой бы серьезной ни была тема воспоминаний, она не обязательно оправдывает средства для ее реализации. Казалось бы все верно, что помню, каждое лыко - в строку, но по-моему,  это ошибочный путь. Вот пример, из первого же текста. Бизнесмен погибает в ДТП.  Что нам следует знать? Что машина всмятку, что бизнесмен не выжил. Все! А Вы сообщаете, что это была иномарка, стоившая недавно ломовых денег. Ваши мысль понятна, жалко бизнесмена, жалко машины. Кому? Наследникам? Кредиторам? Родственникам? Зевакам на улице? Что я готов Вам предложить? Минимум. Рождается фраза, Ваша логика и память подсказывают подробности, которые нужно озвучить. Может быть нужно, может быть нет, может эти подробности стоит озвучить в другом месте этого текста или другого, может быть там они больше скажут читателю. Знаю по себе, ибо не вчера родился, и кое-что понял в написании художественных текстов. Спешка автора, его боязнь не успеть проговорить что-то,  опоздать, толкает его на разные промахи: гробовая тишина повисла над обеденным столом. Гроб и обед  спорят друг с другом. Ладно, боюсь зарапортоваться в Ваших глазах. Если, паче чаяния,  у Вас, Александр, родятся вопросы, спрашивайте. Отвечу. Если нет, жаль, но помните, что написал я это Вам, толкаемый глубочайшим уважением.

  • Гойхман Феликс , 12:11:20 14.07.2021
    • Воронцова Тамара , 11:35:52 14.07.2021

      Донбасс - это пример не к рассказу, конечно, Феликс. К…

    Что ж, Тамара, похоже, Вы меня убедили, вернее заставили всерьёз задуматься над концовкой. Понимаю, про Донбасс Вы говорили фигурально. Все так. Преамбула - не совсем то слово, тем более композиция строится как зеркальная ретроспекция: увидел - вспомнил от начала и дальше. Композиция - верное слово. Парадоксально, но чтобы оставить плачущего человека нужно меньше добавочных средств, нежели с смеющимся человеком с ружьем. Рассказ этот составляет композиционную пару со Смертью героя, общие персонажи. Там в финале: трехлетка в счастливом предвкушении, тут, случись, по-вашему: четырехлетка в счастливом обретении. Для меня, это - повтор. Что надо сделать, чтобы этот повтор преодолеть, я пока не знаю. Буду думать.

  • Воронцова Тамара , 12:43:56 14.07.2021
    • Гойхман Феликс , 12:11:20 14.07.2021

      Что ж, Тамара, похоже, Вы меня убедили, вернее заставили всерьёз…

    Но это же два разных  самостоятельных  произведения  и повтор ничуть не умаляет

    финальный поворот " Человека с ружьём". Так мне кажется...)))

    • Гойхман Феликс , 11:46:45 14.07.2021

      Здравствуйте, Александр! Спасибо Вам за приязненный отзыв. Долго думал, чем…

    Здравствуйте, Феликс!
    Рад общению с Вами!
    Ваши строки мне ясны и понятны, хотя написаны немного настороженно.
    Да это и понятно - всё мы стараемся не обидеть друг друга.
    Дело в том, что я пишу не рассказы, а заметки воспоминаний о тех людях, которых знал.
    В не художественном тексте "Улыбка на её лице" меня затронула одна единственная фраза, услышанная мною на похоронах погибшего:
    "Отец со слезами на глазах своими руками вынес из пожарища "обугленный кокон" весом не более трёх килограмм, примерно столько весил в синеньком конверте их младенец, когда его забирали из городского роддома сорок лет назад..."
    Вы представляете, как это выглядело на самом деле?
    Феликс, мне бы хотелось, чтобы Вы прочитали внимательно заметку "Беглец" и написали своё мнение о прочитанном тексте:
    sleepless.pro/works/7081/
    С уважением, Александр Бочаров.

  • Гойхман Феликс , 08:42:58 15.07.2021
    • Бочаров Александр 55 , 13:03:18 14.07.2021

      Здравствуйте, Феликс!
      Рад общению с Вами!
      Ваши строки мне ясны и понятны,…

    Здравствуйте, Александр! Когда я писал о художестве в художественном тексте, не имел в виду стилистические красоты, нет. Речь о полноценной связи между говорящим и слушающим. Важно ли нам, чтобы он услышал, или увидел, как в случае с обугленным свертком. Мой ответ: не вижу. Чтно роднит две ситуации? Один вес кокона и конверта с новорожденным. Этого мало, и уточнение в виде обстоятельства места: там - пепелище, тут - роддом, проблемы не устраняет. Прочитав фразу несколько минут в голове недоумение, о чем речь? А Вам, если не ошибаюсь, надо было, чтобы фраза била наповал. Однако, недоумение и наповал - спорят друг с другом. Сейчас пойду посмотрю по Вашей ссылке.

    • Гойхман Феликс , 08:42:58 15.07.2021

      Здравствуйте, Александр! Когда я писал о художестве в художественном тексте,…

    Феликс!
    Меня трудно читать, ибо я пишу так, как думаю, а думать я не силён!
    Тем более, что я не сравниваю себя с тем казахским акыном, который поёт о том, что видит.
    Признаюсь, что в своих опубликованных текстах я кое-где слишком подробно описываю картину, для создания у Читателя "эффекта присутствия в кадре", а в иных местах упускаю подробности, чтобы тот же Читатель сам домыслил.