Забытая Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Воронцова Тамара | 07:27:29 22.07.2021
3
0


Художник Сергей Кичко. Забытая


Случайно в интернете встретила репродукции потрясающего художника  С.Д. Кичко и душа откликнулась поэтическими строчками. Грустно...но именно такие ассоциации у меня вызывает его талантливая работа -


Осенний вялый дождь. Поникших яблонь плач.

Висят безвольно вымокшие прутья.

Оголены сады. У одиноких дач -

Незрячие окошки и безлюдье.

Под моросью сыпной надсадно дышит день

И смотрит нам вослед с тоской щенячьей…

А мы спешим в тепло, в бетонный улей, где

Иной докукой время озадачит.

Ещё вернутся в сны осенние гужи

И яблокопадёж в честь Исаака…

И будет до весны былое сторожить

Покинутая дачником собака.



Комментарии 15

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тюренков Василий , 13:13:22 22.07.2021


    Осенний вялый дождь. Поникших яблонь плач.

    Висят безвольно вымокшие прутья.

    О как ты всемогущ, похмельных снов палач!

    Спешу в ларёк лечить больную грудь я)


  • Воронцова Тамара , 15:43:29 22.07.2021
    • Тюренков Василий , 13:13:22 22.07.2021


      Осенний вялый дождь. Поникших яблонь плач.

      Висят безвольно вымокшие прутья.

      О как…

    О как ты всемогущ,   похмельных снов палач !

    Спешу в ларёк лечить больную грудь я,

    Но на ларьке -  замок амбарный и хоть плачь,

    И вся собачья жизнь моя -  в лоскутья...)))


  • Гойхман Феликс , 16:11:15 22.07.2021

    Настроение передано, природа заговорила. Один вопрос, Тамара: сыпной день по аналогии с сыпным тифом? Довольно  мрачно для мрачной картинки. Может цепной день? Тоже не вполне понятно, но вопросов меньше, и если считать стихотворение пасьянсом, то с цепным днем он получится, как мне кажется.

  • М.Э. , 16:22:39 22.07.2021

    Ох, как жалко собаку ...

    А стих удачно сложился )

  • Воронцова Тамара , 16:41:01 22.07.2021
    • Гойхман Феликс , 16:11:15 22.07.2021

      Настроение передано, природа заговорила. Один вопрос, Тамара: сыпной день по…

    Спасибо, Феликс! 

    Ну, почему же по аналогии с сыпным тифом? 

    Есть сыпной тиф, есть сыпной товар, а есть сыпной дождь, мелкий очень, 

    его появление на предметах как сыпное высыпание. Морось такое явление вызывает....)

  • Воронцова Тамара , 16:43:59 22.07.2021
    • М.Э. , 16:22:39 22.07.2021

      Ох, как жалко собаку ...

      А стих удачно сложился )

    Да, Рита, собачат жаль. У нас во дворе две бездомных прижились. Уже который год

    на подачках живут, а зимой на теплотрассе спасаются...



  • Гойхман Феликс , 16:54:41 22.07.2021
    • Воронцова Тамара , 16:41:01 22.07.2021

      Спасибо, Феликс! 

      Ну, почему же по аналогии с сыпным тифом? 

      Есть сыпной…

    Не слышал таких выражений. Сыпучие товары - слышал. Мне всегда казалось, что прилагательное сыпной от слова сыпь., но я могу ошибаться.

  • На картине упадок и в душе такой же возникает...

    А стихотворение попадает в унисон настроению.

  • Хорошие стихи. Настоящие.

  • Воронцова Тамара , 02:10:15 23.07.2021
    • Соловьёва Виктория , 16:59:03 22.07.2021

      На картине упадок и в душе такой же возникает...

      А стихотворение…

    Спасибо сердечное за отклик, Вика!

  • Воронцова Тамара , 02:11:34 23.07.2021
    • Демиховский Леонид , 23:15:01 22.07.2021

      Хорошие стихи. Настоящие.

    Моя признательность, Леонид!

  • Воронцова Тамара , 02:25:00 23.07.2021
    • Гойхман Феликс , 16:54:41 22.07.2021

      Не слышал таких выражений. Сыпучие товары - слышал. Мне всегда…

    Феликс, да просто представьте, как день мелко мелко сыпет  (сыплет) дождём, моросью...

    С русским языком  бывают вопросы, это нормально... Однажды на мои стихи -

     Затихают на тёплых шестках петухи,

    Темнота во все тяжкие ринется -

    В это время охотно слагаешь стихи,

    Загоняя в анапест кириллицу......................

    откликнулась читательница с возражением, что 

    "Стихотворение интересное, мысли глубокие, но петух не сидит на шестке. Шесток - пространство перед русской печью, типа стола, может быть покрыто жестью. Стравят на него чугунки и сковороды и противни перед тем, как поставить в печь и достают, тоже ставят горячее. Петух сидит на насесте. Жердь такая в курятнике"

    Я ответила:

    Галя, спасибо за отклик. Вы ошибаетесь, ссылаясь на то, что петух не сидит на шестке. Обсуждаемый нами термин имеет два значения: ШЕСТО́К, -тка́, м.

    1. Площадка между устьем и топкой русской печи. 

    2. Перекладина для птиц, насест

    - источник : словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;  ещё ссылка: насест — нашест, шесток, перекладина, жердочка, нашесть, насесть. Практический справочник. М.:Русский язык. З. Е. Александрова. 2011

    Это, так скажем, официальные упоминания, если из жизни - я росла в деревне, с куриным обиходом знакома не понаслышке...Интересен ещё такой момент - когда утром после того, как куры и петухи слетят с шестка, потрогать его - он ощутимо тёплый, т.к. температура у этих домашних птиц 41-42 градуса... "Шесток" легко рифмуется со словом "петушок", поэтому нередко встречается в детских стишках: -«Золотистый петушок спать пошел на свой шесток…»

    Залетая на шесток.

    Похвалялся петушок:

    "Спать я солнышку не дам,

    Если голос свой подам!"

    ( Мармазов А.)

    Хоть крылатая – не птица.

    Даже в небо не стремится.

    Целый день зерно клюёт,

    Ночью на шесток идёт.

    Одомашненная птичка –

    Вам к утру снесёт яичко:

    Замечательный омлет,

    Будет завтра на обед!

    ( Мазанко Е.)

    И знаете, каков был ответ Беловой:  "Извините, но у нас так не говорят..."     Я была, конечно, удивлена...

  • Гойхман Феликс , 16:51:29 23.07.2021
    • Воронцова Тамара , 02:25:00 23.07.2021

      Феликс, да просто представьте, как день мелко мелко сыпет  (сыплет)…

    Понятное дело, Тамара, я в деревне не рос, как говаривали 'помещики' из  пьес Островского, бывал наездом-с, поэтому достойным оппонентом быть не могу. Петух? Может быть, но для меня шесток - убежище сверчка. Насчет рифмы легкой шесток-петушок, скажу, отличное консонансное созвучие штк/тшк, но рифма это или нет, я не знаю. Скажу так, дело вкуса. Вопрос же эпитета сыпной остается открытым. Опять сошлюсь на свой в высшей степени сомнительный вкус, идиоматика побеждает.

  • Тищенко Михаил , 01:13:32 24.07.2021

    Тома,

    и картинка хороша, и настроение в стихе передано удачно.

    Но есть, по-моему, "тонкие" места:

    1. У одиноких дач были окошки и безлюдье (я специально поставил в прош. время и убрал прилагательное, чтобы подчеркнуть синтаксическую шероховатость)

    2. Согласен с Феликсом: сыпная морось - озадачивает...

    3. У меня есть сомнения по осенним гужам. Возможно, это что-то из дальневосточного диалекта, потому что я в словарях не нашел значения, которое бы объясняло смысл предложения в стихе (понятный из контекства, но на уровне слов - туманный)

    4. в сны - не благозвучно, лучше бы во сны или ко снам - в зависимости от смысла)


    И мне показалось. что концовка могла бы быть более сильной (если сохранять, например, гужи)


    Ко снам вернутся осени гужи

    И яблокопадёж в честь Исаака…

    И будет с грустной мордой сторожить

    былое - позабытая собака.


    Извини за многослов))

  • Воронцова Тамара , 02:17:20 24.07.2021
    • Тищенко Михаил , 01:13:32 24.07.2021

      Тома,

      и картинка хороша, и настроение в стихе передано удачно.

      Но есть,…

    Миша, привет! Я рада твоему появлению и тому, что ты обратил повышенное внимание на стихи.

    Знаешь, я человек въедливый, скрупулёзный и почти не бывает такого, чтобы я опубликовала

    работу, которая сырая. Над "Забытой"  долго работала, шлифуя строки. Единственное,  с чем

    соглашусь, что " в сны" звучит неблагозвучно, но ошибки здесь нет - достаточно проверить,

    вставив слово "вернутся в мои сны", а не " вернутся во мои сны".

    1." Оголены сады. У одиноких дач -

     Незрячие окошки и безлюдье"    Миша, а какая тут шероховатость? Синтаксическая конструкция

    выстроена по всем правилам: здесь  неполное предложение с отсутствующим сказуемым, оно ещё

    называется эллиптическим ( для стихов очень привлекательная  краткая форма выражения мысли, я нередко её использую), пауза при опущенной связке оформляется тем, что ставится тире.

    2. Если в русском языке есть сыпной товар, то почему не может быть сыпного дождя? Нормальный

    эпитет как образное художественное определение. Наверное,  это прилагательное , прочно связанное 

     со словом "тиф" создаёт стереотип восприятия, но я думаю, что, если у человека поэтическое мышление 

    и богатый словарный запас,  то он заметит, что такой эпитет  освежает слово, возвращает ему  девственность, ведь сыпной от слова " сыпать" - самое подходящее слово для мелкого дождя...)))

    3.Осенние гужи. Гуж, как одно из определений - живая тяга. В основном, лошади. Но и человек. Особенно осенью, во время копки картошки. И не только. Стоит посмотреть, как из дачного посёлка к электричке тянется "верёвочка" женщин, нагруженная корзинками и сумками. Ну чем не гужи? Снится иногда. Отсюда картинка вначале последней строфы. 

    4. И будет до весны былое сторожить

    Покинутая дачником собака.

    Здесь три ключевых момента -   собака покинутая; собака - сторож, привязана к месту, с которым

    её связывают  воспоминания, а значит, будет преданно ждать , и -  весна , которая даёт надежду  на

    то, что выживет собачонка и дождётся своих...

    Каждое слово, Миша, выверенное - потянешь, вся ткань стихотворения порвётся...