Дыхание Rating 10/10

Рубрика: Городская лирика | Автор: Михаил Эндин | 09:35:24 08.08.2021
2
0

Я всё ещё не надышался всласть.

Я выхожу из суетного дома,
где повседневность предъявляет власть
во имя исполнения закона
обыденности, то есть разных дел
необходимых — такова природа
всей нашей жизни... Если б я умел
понять, где начинается свобода!

Быть может, там, в домашней суете,
а может, у любовницы в постели,
а может быть, на горной высоте,
а может быть, в лесу на самом деле?
Ответа нет, и я  готов пропа́сть,
свалиться в про́пасть и подняться снова.
Ловлю, как воздух, трепетное слово.

Я всё ещё не надышался всласть.


Комментарии 18

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Гойхман Феликс , 10:09:57 08.08.2021

    Боюсь, Михаил, что свобода начинается на дне той самой пропасти, куда Ваш ЛГ рискует свалиться. Знаю порой нам кажется, что свобода - синоним воли, а воля - синоним власти. Но это не так. Все места, что Вы перечислили, там свобода заканчивается, ибо там зарождается власть. Хорошие стихи, очень важные раздумия и признания, но подумайте над знаками, где следует поставить +, а где -.

  • Михаил Эндин , 10:32:48 08.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Спасибо, Лина!

    Здесь мой ЛГ с Данте об одном и том же размышляют, тому, правда, Вергилий повстречался, много чего показал...

    Вы правы, как почти всегда, подходя с точки зрения толковых словарей, но для меня в поэтическом понимании слово "обыденность" шире слова "повседневность", и это не для оправдания, мол, я так слышу и т.п.

    А философия... Я всегда опасаюсь рубрики "Философская лирика" : ну какой же поэт - философ? - городская лирика, размышление городского жителя; в городе нет природы, думается тяжелее...


  • Михаил Эндин , 10:52:56 08.08.2021
    • Гойхман Феликс , 10:09:57 08.08.2021

      Боюсь, Михаил, что свобода начинается на дне той самой пропасти,…

    Спасибо, Феликс!

    Вспомнился Эзоп из Фигейреда: "Где тут пропасть для свободного человека?"

    Если воспользоваться Вами предложенными терминами, то свобода - это, скорее, власть над самим собой, чтобы удержаться от соблазнов стать зависимым от чего- или от кого-либо, но это, конечно, общее, вообще, отвлечённое от реальной жизни толкование.  А + и - я ставить не берусь, да и не нужно это, тем более в лирических стихах

  • Гойхман Феликс , 12:08:53 08.08.2021
    • Михаил Эндин , 10:52:56 08.08.2021

      Спасибо, Феликс!

      Вспомнился Эзоп из Фигейреда: "Где тут пропасть для свободного…

    Все так, но одно из двух, Михаил, либо Вы правы, либо я больше не лирический поэт в тот момент, когда рука зависает над true и false, над да и нет, над хорошо и плохо.

  • М.Э. , 13:08:49 08.08.2021

    Свобода -- это одна из иллюзий, которым мы подчинены. 

    Спасибо, Михаил.

  • Если б еще знать, что такое свобода... ))

    С уважением, Олег Мельников.


  • Михаил Эндин , 17:47:24 08.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Очень хорошо Вы сказали о повседневности - чётко и ярко, как формула и афоризм!

  • Михаил Эндин , 17:59:08 08.08.2021
    • Гойхман Феликс , 12:08:53 08.08.2021

      Все так, но одно из двух, Михаил, либо Вы правы,…

    К чему такие ультимативные крайности, Феликс?

    Какую правду, какой ответ  Вы хотите найти в этом стихе?

    Что такое хорошо и что такое плохо знал только Маяковский, а когда понял, что ошибся, застрелился.

    Очень точно сказал о нём Михаил Пришвин: "Он обманул нас и обманулся сам" (цитирую по памяти).

    У меня есть ответы на некоторые вопросы быта, но на вопросы бытия у меня ответов нет.


  • Михаил Эндин , 18:02:34 08.08.2021
    • М.Э. , 13:08:49 08.08.2021

      Свобода -- это одна из иллюзий, которым мы подчинены. 

      Спасибо, Михаил.

    Спасибо, Рита!

    ...но как хорошо быть иллюзионистом и думать, что вот она, свобода, достал её из волшебного цилиндра...

  • Михаил Эндин , 18:03:33 08.08.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 14:58:33 08.08.2021

      Если б еще знать, что такое свобода... ))

      С уважением, Олег…

    Вот и мой ЛГ о том же думает.

    Спасибо, Олег!

  • Гойхман Феликс , 19:57:55 08.08.2021
    • Михаил Эндин , 17:59:08 08.08.2021

      К чему такие ультимативные крайности, Феликс?

      Какую правду, какой ответ …

    Причины самоубийства Маяковского, тайна сия велика, и было ли самоубийство. И ультиматума не было. Тут, как с Маяковским, два крайних суждения в одной фразе допускает оба эти суждения, делает их возможными.)) Знаете, Михаил, сперва у меня были одни крайние суждения в стихах, потом пришли метафоры, а сейчас от всех метафор остались параллелизмы.

  • Тëмо Ангелопулу , 22:55:55 08.08.2021
    Отлично! 
  • Михаил Эндин , 08:10:06 09.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    А я заменю всего одну букву:

    свобода - это возможность добровольно менять одни цели на другие.


  • Михаил Эндин , 08:42:07 09.08.2021
    • Тëмо Ангелопулу , 22:55:55 08.08.2021
      Отлично! 

    Спасибо, Артём!

  • Михаил Эндин , 09:09:58 09.08.2021
    • Гойхман Феликс , 19:57:55 08.08.2021

      Причины самоубийства Маяковского, тайна сия велика, и было ли самоубийство.…

    Если бы Маяковского не стало году этак в 36-м, можно было бы подозревать убийство, но в 30-м - зачем?..

    Вот цитата из "Дневника моих встреч" художника Юрия Анненкова, уехавшего из России после революции, о встречи с Маяковским в Ницце в 1929 году:

    «Маяковский, между прочим, спросил меня, когда же наконец я вернусь в Москву. Я ответил, что я об этом больше не думаю, так как хочу остаться художником. Маяковский хлопнул меня по плечу и, сразу помрачнев, произнес охрипшим голосом:
    — А я — возвращаюсь… так как я уже перестал быть поэтом.
    Затем произошла поистине драматическая сцена: Маяковский разрыдался и прошептал едва слышно:
    — Теперь я… чиновник…»

    Вполне логично, что такое душевное состояние , усиленное ещё  и публичным отказом от своих футуристических идей, личной любовной путаницей и крахом революционных иллюзий и привело Маяковского вслед за Есениным  к самоубийству.

    Метафоры, параллелизм и пр. — всё  хорошо, если это поэтично, художественно и естественно


  • Гойхман Феликс , 10:42:59 09.08.2021
    • Михаил Эндин , 09:09:58 09.08.2021

      Если бы Маяковского не стало году этак в 36-м, можно…

    Первое, Михаил, и чуть-чуть назад, в Вашем стихотворении я нашел все, что хотел: крайне важные мысли и весомейший повод для разговора. Насчет воспоминаний Анненского. Депрессивные настроения у М. На мой взгляд, в любом настоящем художнике так или иначе проявляется биполярное расстройство, может быть,  слегка, может,  в смазанной форме. Помните Пушкинские строчки из Поэта?

    Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. 

    Гений сказал все. Нужны ли трактовки. 

    Вы знаете это по себе? Нет? А я знаю. Другими словами, у поэта - семь пятниц на неделе. Может статься, Анненский, не учтя это, истолковал признания М. превратно. И потом, у меня нет прочин подозревать мемуариста в недобросовестности, кроме того, что это распространенное правило. Герои посмертных мемуаров не встанут из гроба, не поправят. Был ли этот разговор и так ли он протекал - тайна сия велика. Может, и не было разговора. Поймите меня правильно, я не подвергаю сомнению свидетельства Анненского, а привожу их к общему знаменателю. Или вот Ваш вопрос зачем. 30тые годы, это - годы острейшей политической борьбы, которая началась в 22, а закончилась в 40, и связана с с именем Сталина. Художественная элита тяготела тогда к элите политической. Про Мандельштама и Есенина это известно документально. Если покапаться, наверняка можно найти такое и у Маяковского. Есенини и Мандельштам, так или иначе пали жертвами той борьбы, а Маяковский. Еще раз, умоляю Вас понять меня правильно, я не остаиваю ни одно из этих утверждений, а лишь говорю, что она существуют. И кстати, спасибо Вам, Вы подарили мне настроение пересмотреть один славный фильм, созданный по мотивам книжки Бодрийяра о войне в заливе. 

    И последнее, Ваше последнее, умер-шмумер...

    Метафора, это - замещение одного крайнего суждения другим, ярким, замысловатым, зубодробильным. Паралель, это - всего лишь совмещение двух крайних суждений. Опять Пушкин вспомнился:

    Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

  • Михаил Эндин , 12:48:23 09.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Лина, я же не настолько серьёзен, чтобы формулировать понятие свободы, просто показалось интересным, как изменение одной буквы меняет суть сказанного.

  • Михаил Эндин , 13:43:25 09.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Намёк... как много в этом звуке...

    и я протягиваю руки...

    но замираю вдруг, вполне

    поняв, что твой намёк - не мне.


    С улыбкой!