Бегут, расходятся круги... Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 04:59:11 07.10.2021
2
0

Бегут, расходятся круги

людей и дней, прикосновений,

хоть стой на месте, хоть беги -

не возвращаются круги

мгновений


Вокруг то шум, то страсть, то бум

и все спешат куда-то,

а я живу как наобум,

и смыслы ищет в боли ум

распятый


Кружит теченье дат, страниц,

иллюзий, воль, подвохов,

жизнь - повторяющийся блиц,

и не щадит фигур и лиц

эпоха

Комментарии 42

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

    • Тищенко Михаил , 12:32:43 10.10.2021

      Переделал финал...

      Не могу сказать, что идеально доволен, но это, похоже,…

    Удачней однозначно, потому, что ты ушёл от банальности и в этой концовке есть место, где ум цепляется, можно поразмыслить, а это всегда хорошо. Плюс переживание момента гораздо отчетливей, чем просто листание страниц, согласись!) 

  • Тищенко Михаил , 12:51:08 10.10.2021
    • Соловьёва Виктория , 12:44:28 10.10.2021

      Удачней однозначно, потому, что ты ушёл от банальности и в…

    да, соглашусь,  хотя "листание страниц" - это форма независимости от окружающего мира, но я это скорее имел в виду, чем выразил. Поэтому последний вариант проще, чем задумывался, но пока не получился первый. Возможно, что первый - это уже будет другой стих)

  • Воронцова Тамара , 16:27:14 10.10.2021
    • Тищенко Михаил , 19:58:06 09.10.2021

      Тома, спасибо,

      осевая личность - это уже отдельная метафора))

      Этого нет в…

    Нет, Миша...такого нет. Напротив, ощущаю, что ось моя истончается...

  • Тищенко Михаил , 00:19:22 11.10.2021
    • Воронцова Тамара , 16:27:14 10.10.2021

      Нет, Миша...такого нет. Напротив, ощущаю, что ось моя истончается...

    Конца у круженья нет -

    ось превращается в свет,

    ))


  • Песочина Эмилия , 00:52:53 11.10.2021

    Миша, я только хотела написать, что мне не нравится "вокруг... круги", как увидела что это уже сделал Володя. То есть, зрительно понятно, но слуховому восприятию  не звучит.  

    И еще: распятый (ум или что-кто  угодно) не может метаться. Он пригвожден.

  • Гойхман Феликс , 02:04:13 11.10.2021
    • Тищенко Михаил , 19:55:17 09.10.2021

      отличное замечание про пролеткульт!

      Понятно, что в таком контексте пейзажная лирика…

    "Общий" тон у Старшинова, да разговор по душам. В этом он близок к Ярославу Смелякову, Василию Фёдоров, Михаилу Светлому, и даже к Николаю Глазкову и к Геннадию Шпаликову. И все же, с Рождественским (Ахматова издевались над именем Роберт в сочетании с семинарской фамилией) его роднит сугубая конкретность разговора, и актуальность тематики.

    Война! Твой страшный след

    Живёт в архивах пыльных,

    В полотнищах побед

    И в нашумевших фильмах.


    Война! Твой горький след –

    И в книгах, что на полке…

    Я сорок с лишним лет

    Ношу твои осколки.


    Чтоб не забыл вдвойне

    Твоих великих тягот,

    Они живут во мне

    И в гроб со мною лягут.

    Война…

    Что до метафор, то я уже писал, что на сегодняшний день избегаю их. Метафора способна изумить,  ослепить читателя, на время, но высветить объект она не способна, только затуманить и больше ничего. Подлинный плюрализм в стихах возможен с древнейших времен, не подмена одного другим, но сравнение. Я в своей работе использую тройные сравнения, за счёт параллелей:

    Вот и кот был в печали

    хоть глядел свысока, 

    словно смерть - за плечами, 

    словно жизнь - на века...



  • Тищенко Михаил , 00:22:39 12.10.2021
    • Гойхман Феликс , 02:04:13 11.10.2021

      "Общий" тон у Старшинова, да разговор по душам. В этом…

    Феликс,

    Рождественского я читать не могу, совсем, а Старшинова читаю и чувству.

    Не знаю, по моему, если они и похожи, то как работающие в близком стиле, но в них - разные наполнения.

    Например, петух и соловей - птицы. Но поют по-разному))

    И про метафору у меня другое мнение.

    То, что Вы привели в качестве примера - это сравнение,  часть логики - в разделе доказательств.

    Метафора же - это не логика, а емкий способность передавать смыслы, далеко выходящие из описания их. Более того, позволяющая каждому понимать их в силу своих способностей и образования. Кстати, знания, как известно передаются и воспринимаются мозгом не логикой (я имею в виду не книжные), а метафорами. Поэтому таблицу умножения надо заучивать, а что такое хорошо и что такое плохо человек узнает из повседневной жизни, полной метафор и аллегорий))

  • Тищенко Михаил , 00:29:20 12.10.2021
    • Песочина Эмилия , 00:52:53 11.10.2021

      Миша, я только хотела написать, что мне не нравится "вокруг...…

    Мила,

    ок, вокруг - убрал. Спасибо вам с Володей.

    Что касается ума - да, он распят и прикован, но сомнения - и не распяты, и не прикованы, вот и мечутся!

    ))



  • Гойхман Феликс , 10:22:57 12.10.2021
    • Тищенко Михаил , 00:22:39 12.10.2021

      Феликс,

      Рождественского я читать не могу, совсем, а Старшинова читаю и…

    В том-то и дело, Михаил, я назвал стихийных попутчиков Старшинова. И всех можно читать сейчас, от Смелякова до Шпаликова, но Старшинов более, чем все они пропитан современной ему, по сути, разрешенной актуальностью. А Рождественский, при всем уважении, похож, как однажды по другому или по этому поводу пошутил Светлов, на паровоз, который весь свой пар перевёл на свистки. 

    Что до метафор, то Вы в курсе, что ввели их в обиход (не изобрели!!!!) поэты серебряного века и те, кто им предшествовал, Случевский, Фофанов, вплоть до Некрасова.  А Пушкин обходился без метафор. Труда больше, работа идёт медленней, но тише едешь, дальше будешь. Ах да, скажите, что Пушкин апелирует к логике читателя. Я хочу послушать. Думаю, Вы выпускает из виду, что в стихе работают не одни тропы, но и ритм, биение, распределение дыхания, произносимость фразы, сила интонации, и учитывание разного "намагничивания" слов. И все, что я назвал работает на физиологию человека. А метафора похожа на механизм в быту, развязывает руки. Зачем вносить в стих подлинный динамизм, подлинную экспрессию, можно все это заменить раскрашенными щитами метафор.

  • Алисов Владимир , 15:28:49 12.10.2021
    • Гойхман Феликс , 10:22:57 12.10.2021

      В том-то и дело, Михаил, я назвал стихийных попутчиков Старшинова.…

    Феликс, вот и я смотрю на метафоры сходным образом - они бывают яркими и интересными, но я никогда не мог понять, почему их называют "способом познания мира". Метафоры кажутся мне похожими на мышление больных шизофренией, которые группируют предметы по случайным несущественным признакам ("очки-велосипед"). И они скорее искажают взгляд на реальность.
    Но недавно я прочёл интересную статью о том, что такое метафорическое мышление действительно характерно для шизофреников, но также и для гениев. И что оно было присуще людям древности. В иврите, поскольку это древний язык, сохранились следы такого мышления. Так, слова "бровь" и "домкрат" там одного происхождения, от слова "поднимать".
    Поэтому я задумался - может быть в метафорах действительно корни совсем другого взгляда на мир, кажущегося странным, но возможно в чём-то и гениального.

  • Гойхман Феликс , 16:14:24 12.10.2021
    • Алисов Владимир , 15:28:49 12.10.2021

      Феликс, вот и я смотрю на метафоры сходным образом -…

    Извините, Владимир, дислекция разыгралась на старости лет)))) 

    Я 30 лет потратил на создание метафор:

    Неизбежная близость дороги 

    пробирает вагон до болтов, 

    и бросается ужасом в ноги 

    тем из нас, кто отчалить готов.


    Но что за гримаса терзает 

    арийские эти черты, 

    когда по стене проползает 

    курчавая тень нищеты, 

    и что за напасти пророчит 

    нетленного сердца клубок, 

    когда на макушке хлопочет, 

    роняет помет, голубок.

    У меня сотни разнообразнейших метафор под рукой, уже укорененные в тексты. Я знаю их цену,знаю, что некоторые поэты, такие как Кабанов или Дидуров потратили на них всю жизнь. Разумеется, нарисовать можно что-то невообразимое,  но это никак не окрылит текст, только родит иллюзию окрыленности. И потом, Ваша последняя реплика свидетельствует,  что Вы не делаете отличий между речевой метафорой и авторской, почему-то.  Пример из иврита.

    Поднять, поднимать   להגביה леагвиа  корень, на который Вы сослались. Брови גבות - гэвот. Действительно, один корень, но напрягаться так не было нужды. Русского языка за глаз хватило бы. Вот к примеру одна из сотен тысяч речевых метафор: собраться с духом или спустя рукава или пропустить мимо глаз. Речевые метафоры, это - язык, от которого я никогда не откажусь, и Вам не советую. 


  • Тищенко Михаил , 23:36:21 12.10.2021
    • Гойхман Феликс , 10:22:57 12.10.2021

      В том-то и дело, Михаил, я назвал стихийных попутчиков Старшинова.…

    Самы древние письменные свидетельства деятельности человека, не считая сводов законов и утилитарных надписей, построены на метафорах - Библия, Упанишады... 

    Лирика Пушкина - вообще стоит отдельно и, обячно, если ее не поют в романсах и не изучают в школе, особо ее никто не читает, в отличие от его повестей или маленьких трагедий... И вообще русская литература относительно молодая))

    В жизни же и я зыке все метафорично: снег идет, война несет, на нервах играют, лапшу на уши вешают... Вероятно, язык без метафор не жилец, возможно, поэтому эсперанто и другие искусственные языки не прижились.

    Т.е. без метафор, порой неосознанных, не существует культуры.

    Кстати, и мифы и эпос вообще - это тоже метафоры.

    Я думаю, единственное, то способно преодолевать века и тысячелетия - это метафоры. А ритмы и другие тропы - они, вероятно, менее очевидны как средство воздействия для удаленных эпох. Попробуйте почитать Гильгамеш, например... Думаю, что в свое время - и ритм, и тропы в этом древнейшем эпосе сильно воздействовали на слушателя или читателя.

  • Тищенко Михаил , 23:37:30 12.10.2021
    • Алисов Владимир , 15:28:49 12.10.2021

      Феликс, вот и я смотрю на метафоры сходным образом -…

    Володя,

    посмотри, пта, на мой предыдущий ответ Феликсу по метафорам, там есть ответы на твои вопросы.

  • Тищенко Михаил , 23:42:50 12.10.2021
    • Гойхман Феликс , 16:14:24 12.10.2021

      Извините, Владимир, дислекция разыгралась на старости лет)))) 

      Я 30 лет потратил…

    Думаю, все очень просто: важны не сами метафоры по себе, а только   - которые важны и нужны для культуры.

    Вероятно, не надо стремиться создвать метафоры, это Сизифов труд, надо стремиться передавать новые смыслы и понятия, и наиболее адекватная их передача будет обязательно метафорической. И тогда язык просто вынужден сохранять созданное))

  • Алисов Владимир , 23:56:50 12.10.2021
    • Тищенко Михаил , 23:37:30 12.10.2021

      Володя,

      посмотри, пта, на мой предыдущий ответ Феликсу по метафорам, там…

    Миша, метафоры тоже бывают разные, я ведь не призываю отказаться от них в литературе. Я имел в виду вообще метафорическое мышление как объединение не по существенным признакам, то есть не вполне правильное. Хотя оно может быть интересным. И всё же Пушкин хороший пример. Не так давно один молодой автор писал в интернете, что есть поэзия "простая" - обычный рассказ в стихах без особо сложных приёмов, и это как раз поэзия Пушкина. Ну, пока ещё Пушкин "наше всё", несмотря на "простоту".

  • Тищенко Михаил , 00:08:45 13.10.2021
    • Алисов Владимир , 23:56:50 12.10.2021

      Миша, метафоры тоже бывают разные, я ведь не призываю отказаться…

    Сажи, Володя, а как часто ты читаешь лирику Пушкина на сон грядущий, для своего удовольствия?

  • Алисов Владимир , 00:17:41 13.10.2021
    • Тищенко Михаил , 00:08:45 13.10.2021

      Сажи, Володя, а как часто ты читаешь лирику Пушкина на…

    Миша, читать лирику Пушкина подряд мне не очень интересно. Но дело здесь не в отсутствии метафор. Пушкин не во всех своих стихах на одном высоком уровне. Многие стихи он писал как бы "балуясь" - послания друзьям, мадригалы, стихи в альбомы, и т.п. А отдельные стихи конечно читаю, и довольно часто.

  • Тищенко Михаил , 00:25:44 13.10.2021

    Мне в университете довелось слушать живого Панова М.В. - легенду русской лингвистики и литературоведения.

    Он рассказывал, что один из знаменитых русских лингвистов старшего поколения (не помню имени, к сожалению) однажды задал юному Панову тот же вопрос, что только что я задал, Володя, тебе. И выяснилось, что никто из них не читает и не перечитывает лирику Пушкина. Повести, сказки, маленькие трагедии, Евгения Онегина - да. А лирику - нет. И что при жизни Пушкина было то же самое. Задавший этот вопрос знал об этом от современников Пушкина...


  • Гойхман Феликс , 07:56:01 13.10.2021
    • Тищенко Михаил , 00:25:44 13.10.2021

      Мне в университете довелось слушать живого Панова М.В. - легенду…

    Михаил, у меня с Пушкином-лириком отношения примерно такие же, как и с другими поэтами, чьё творчество в силу укоренности в моё сознание-память, я способен охватить одним взглядом. Небольше 20-30 стихотворений на слуху. И Пушкин, Михаил, стоит особняком не потому что он слишком прост. Это вообще любопытный феномен. То что его стихи сугубо просты, доказывать не надо - очевидно. Обычно, люди, съевшие собаку на русской классике, говорят, что Пушкин - прост, но в этой простоте большая сложность, и это утверждение, похоже, тоже аксиоматично. Между тем, я в одной из предыдущих реплик уже описал безметафорическую поэзию: ритм, биение, артикуляционная свобода, непрерывность интонации, чтобы она "не провисала",  "намагниченность" и фонетическая наполненной используемых слов. Все эти качества присущи лучшим стихам Пушкина.

    Между прочим, мы довольно далеко отошли от первого Вашего тезисы, Михаил. Почему мы съехали на метафоры, ума не приложу. Хотя нет, та же история: бытовая бытование художественного образа в поэзии- крайне сложная проблема. Гораздо проще рассуждать и спорить о бытовании в поэзии метафор.

  • Тищенко Михаил , 10:09:48 13.10.2021
    • Гойхман Феликс , 07:56:01 13.10.2021

      Михаил, у меня с Пушкином-лириком отношения примерно такие же, как…

    Я и не говорил,то Пушкин прост, это вы заметили,что он не использует метафор. Хотя он их использует, просто не делает на них акцента. И его поэзия большей частью эпична, а не лирична.

    Мы выясняли, является ли метафора, основа человеческого мышления и языка...