Комментарии пользователя
Володя,
замечательные язык, образы, интрига и подтекст!
Очаровательное стихотворение!
Я не специалист по японской поэзии, поправьте меня, если я не прав.
Хайбун не обязательно заканчивается стихом, а если заканчивается - тремя строчками, придающими ему завершение или "иллюстрирующими" его смысл. Это не просто проза, это скорее верлибр, у которого есть и ритмика, и определенная легкость, порой - ироничность. И хайбун и хайку сформировались в эпоху Эдо, в частности - как "дневниковые" записи путешествий по Японии (которая была закрытой от остального мира страной). Их привлекательность в новом, неожиданном взгляде на привычное, заставляющем задуматься, увидеть новое между строк, не вытекающее напрямую из слов и словосочетаний. В них ВСЕДА есть предельная фокусировка мысли или образа.
У вас есть стихи и проза, в классических вариантах, на мой взгляд, высочайшего уровня. Например, ваша миниатюра про девушку-рыбу, по-моему, это уровень пушкинских сказок.
У вас есть и стихи такого же уровня, классические. В них тоже есть эта запредельная образность и фокусировка.
В Эпифаниях немало привлекательных черт, но, мне кажется, они все-таки уступают - пока! - вашим наиболее удачным классическим образцам. Возможно, вы видите в них потенциал, который со временем сможете передать и читателю. А возможно, это я еще недостаточно готов, чтобы их оценивать))
если бы люди служили молитве,
а не кровавой, науськанной битве!
Видно, молитвы достались одним,
жажда убийства и мести - другим
))
выйдешь из дома - и сразу попал
на перекресток начала начал:
смерти - налево, направо - победа,
путь, что вперед, он никем не изведан,
в дом возвращаешься - снова уют,
где тебя любят без "если" и ждут
))
Отменные интрига, сюжет, смыслы! Браво!
Только надо бы откорректировать запятые и есть семантический сбой во фразе:
Между делом он расспрашивал нас, так выяснилось, что мы студенты 4 курса и скоро станем инженерами-металлургами.
Тут слово так надо заменить на союз или двоеточие, или что-то еще сделать...
Чувствуются традиции Хармса, но - интересно сделано))
Игорь,
любое хорошее стихотворение - это состояние высокой пробужденности, в которую вошел автор и куда, вслед за ним, может войти читатель. Собственно, это и есть сакральный смысл поэзии - портал в "пробужденность", в состояние откровения - открытия глубоких смыслов, скрытых за мелкими, казалось бы, деталями.
У вас кстати есть и такие стихи, и такая проза.
То, что в называете новым жанром Эпифания - это, насколько я понимаю, сочетание в единой миниатюре прозы и поэзии. Чтобы по-настоящему такой жанр оценить, чтобы ему подражали, нужны очень яркие образцы.
Насколько я могу судить, самое лучшее - и замечательное! - что я видел пока в вашем творчестве, сделано в традиционные жанрах.
Вы, действительно, нашли (или создали) новый жанр. безусловно, интересный, но, возможно, он пока еще не раскрыл всех своих возможностей. Читать интересно. но у меня есть чувство, что не хватает какой-то концентрации, единого фокуса. Разумеется, это очень личное впечатление, я могу ошибаться))
Вам повезло! А меня с детства поглотили два неразрешимых одновременно русских вопроса: Кто прав? и Что делать? Ну, и себя под всем ворохом идей и того, что ты якобы должен, не так-то просто найти было. В 22 года я впервые почувствовал природу по-настоящему, когда голодал, питался раздельно и научился прислоняться к деревьям. чтобы пропитаться энергией или есть их цветы как деликатесы. Но осознать природу, ее отдельные элементы как обладающие сознанием и способные общаться - это пришло недавно.
Спасибо за добрые слова о моих аналитических способностях.
По поводу Эпифании как жанра я еще напишу, дайте время найти правильные чувства и слова))
Игорь,
мне близки эти ощущения, я стал чувствовать природу очень остро- деревья, цветы, животных, птиц, травы.
Это какая-то удивительная близость, мне кажется, у нас начинает зарождаться общение, я его чувствую, но еще не совсем понимаю, как и что происходит
))
да, подвело печатание вслепую на разных языках...
нет, только последние четыре строки.
В предыдущих строках, практически в каждой, - по клише, типа "холодка осеннего тумана", "сонного дурмана" и т.д. Это говорит о языковой небрежности автора и снижает впечатление
Алексей,
возможно, вы просто давно не слышали, как сегодня говорят в России. Нарезать винегрет, или даже настрогать салат - вполне разговорные формы, насколько я могу судить.
Конечно, с непривычки они кажутся противоречащими логике. Но ведь и у дождя, который "идет", нет ног, а божья коровка - не более божья, чем другие насекомые))
Людмила,
Алексей немного резок, а вы, на мой взгляд, неправильно защищаетесь.
Несомненно, он прав, когда хочет сказать, что такие клише делают работу поэта менее качественной, они - как "телесная краска" для художника.
Но с другой стороны, их использование не означает бездарность или даже слабость таланта, они - свидетельство некоей языковой небрежности. С которой лучше каждому автору бороться.
Но, кроме языка, есть еще душа и личность автора, которые играют большую роль в стихосложении, ваши стихи умеют ярко передавать чувство, в них отражается привлекательная ЛГ, поэтому, если к таким достоинствам добавится еще и более тщательная работа с языком, все выиграют - и автор, и читатели.
Людмила,
Я все примерно так и понял, но впечатление от стиха и понимание - разные вещи. Я кстати тоже периодически попадаю в подобную ловушку: пишешь о внутренних своих переживаниях и заботах, делишься этим, а читателю кажется, что "выпендриваешься".
В начале стиха ЛН рассказывает читателю, какой он (она) замечательный/ая.
(хотя, я понимаю, автор этого не хотел)
А это - не тема для поэзии, если она, конечно, не сатирическая или ироническая))
Людмила,
Начиная с "Пусть..." - понравилось. А от всего, что до, если бы я был вашим редактором, предложил бы отказатьсся)
Да, Игорь, отменный текст, но, на мой взгляд тоже, не хватает финала))
Ну, я вам ничего не советовал, а предположил. Поскольку "будто" вводит сравнение, нормальным образом, с чем-то знакомым. А скольжение по звездам - никак считаться знакомым элементом быть не может.
Таким образом, у вас получилось сравнение одного воображаемого элемента с другим...
И язык, и чувства, и интрига - все удачно, Сережа!
А главное - свет пришел!
))
Людмила,
Красивые, запоминающиеся образы!
Алексей,
Умные, изящные и сильные стихи, большое удовольствие читать и перечитывать!