Чужак Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Струков Эдуард | 09:31:31 12.07.2023
1
0


Полночь. Бурятия. Знойное лето 1994-го.

Степанову недавно исполнилось двадцать восемь,

он елозит на полке плацкартного вагона

пассажирского поезда Краснокаменск—Чита,

пытаясь рассмотреть в заоконной темени

хоть какие-то проблески цивилизации.


В вагоне нет больше ни единого пассажира.

Только что ошалелый от дурман-травы проводник

высаживал Степанова на каком-то полустанке,

уверяя, что это и есть станция Оловянная.

Ещё и в тамбур обратно не пускал, паразит.


В пустынные и неприветливые забайкальские края

занесла Степанова именно человеческая дурость.

Какой-то идиот решил отправить сюда в кредит

продукцию фирмы, в которой работает Степанов.

Теперь Степанов ездит по заброшенным рудникам,

пытаясь получить с должников хоть пару тысяч.


В Бурятии царят полная нищета и разорение.

Предприятия стоят, народ уезжает кто куда.

Вид купюр вызывает у населения удивление,

люди давно уже забыли, как выглядят деньги,

нужные товары им выдают в долг под зарплату.


Единственное, что Степанову удаётся сделать,

это подписать акты сверки у бурятских должников.

Дальше рвётся в бой коварный юрист Гвидоненко,

великий любитель судиться по малейшему поводу.


Смысла в исках к мёртвым предприятиям мало.

Сглупили изначально, теперь опять туда же?

Кому выгодно? Выгодно сверхделовитому юристу,

он вытянет с фирмы денежки на оплату "трудов",

хотя при любом раскладе фирма получит пшик.


Директор молчит — сам велел отгрузить товар,

на что понадеялся, непонятно... Ладно бы украл!


Все людские беды происходят от чьей-то глупости.

Глупость, словно болото, затягивает всё глубже,

как в поговорке про увязший коготок птички.

Дурацкий поступок влечёт за собой лавину проблем,

долго ждать не приходится — открывай ворота.


Степанов едет в Читу, оттуда в Краснокаменск,

чтоб поглазеть на тамошние урановые рудники,

потом прошагает по степи от Клички до Маргуцека,

нарвётся на демона—сабдака и едва унесёт ноги.


Какая психика выдержит такой нескончаемый треш?

Через неделю чувство реальности теряется напрочь.

Степанов начинает ощущать себя фольклорным героем.

То ли Алладин из Багдада, то ли товарищ Сухов,

обречённый мотаться по чужой жаркой пустыне...


Может статься, все эти приключения и весёлая штука,

но кому в итоге нужны его подвиги и скитания?

Степанов изначально понимает, что едет вхолостую,

но начальство сказало "надо" — куда тут денешься?


Ближе к утру подымается холодный густой туман.

Храпящего проводника можно выносить как мебель,

он спит мертвым сном, намаялся поди, бедолага.

Степанов открывает дверь тамбура и прыгает наземь.


Оловянное расположено типично для Бурятии,

железнодорожная станция стоит высоко на горе,

невзрачный барачный посёлок раскинулся внизу.

Туда ведёт через пути длинный шаткий виадук.


Степанов коротает время до утра в вокзальчике.

В девять он добирается до нищего местного райпо,

подписывает документы, обедает чем Бог послал,

инспектирует местные магазины в поисках раритетов.

В таких посёлках и находят истинные сокровища.

Кому тут нужны альбомы с живописью Эрмитажа?


Назад в гору подыматься приходится долго.

Поезд до Карымского проходит в восемь вечера

Степанов покупает билет и садится на лавку.

Ноги гудят, организм требует горизонтальности.


Вот тут-то и случается самое неожиданное.


Инферно накрывает посёлок ровно в пять вечера.

Что-то неуловимо меняется в окружающем мире.

Издалека слышны злобные невнятные крики.

С рёвом проносятся мотоциклы и битые авто,

выписывая на дорогах немыслимые пируэты.


Люди с повадками зомби вываливаются из ниоткуда.

Они бредут, спотыкаясь и падая, к центру посёлка.

Везде закрываются двери, звенят разбитые стёкла.

Степанов ощущает, как волосы его встают дыбом.

А ну как вся эта шобла решит подняться на станцию?


Всё просто, в пять начинают торговать вином и водкой,

рудник не работает, народ мается дурью и пьянством.

В тысячный раз Степанов выговаривает себе за то,

что решил выпендриться, прокатившись по Бурятии.


Иногда ему кажется, что он завис в сказочной стране,

где всё устроено через задницу, а время остановилось.

Он бродит тут тысячу лет, тщетно пытаясь найти выход.

Жалкая пародия на Румату из романа братьев Стругацких...

Нет, всё-таки глупость довольно заразная штука.


Степанов старается не смотреть в сторону посёлка,

дабы не вызвать интерес зомби и не накликать беду.

Но зло здесь повсюду, и существа с мёртвыми глазами

начинают спускаться по виадуку с горы в посёлок.


Степанов паникует, понимая, что надо срочно бежать.

На его счастье мимо пыхтит какой-то составчик,

где в разбитых вагонах едут со смены строители.

"Пятьсот весёлая" электричка собирает работяг.


Степанов на ходу договаривается с бригадиром,

запрыгивает в тамбур и с радостью переводит дух.


На лице его сияет блаженная улыбка —

но ровно до тех самых пор,

пока Степанов не открывает двери в вагон,

переполненный агрессивными пьяными рожами...





Комментарии 5

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Струков Эдуард , 10:49:25 12.07.2023

    Что осталось от Оловянного сегодня? 

    Забайкальский завод подъёмно-транспортного оборудования. В 70-80-е годы являлся единственным производителем подвесных кранов в СССР, изготавливал до 9 тыс.шт кранов в год, поставлял продукцию в 12 стран мира. На сегодняшний день завод законсервирован. Завода фактически нет.

    Оловяннинский известковый завод. Разрабатывалось два месторождения белой извести: дальнее — военным ведомством, а на ближнем был построен современный завод. Завод не работает, подъездной путь официально разобран, но фактически в наличии.)) По непроверенным данным, также продан.

    Предприятия пищевой промышленности закрылись в 90-е годы. Ж-д депо демонтировали.

    Народ уехал, с начала нулевых проживает стабильно 7-7,5 тыс. человек. Было 13 тыс.

    И так везде в Бурятии.

  • Тищенко Михаил , 12:14:08 12.07.2023

    Эд, к сожалению, так не только в Бурятии и не только в России..

    Если бы я давал советы, то порекомендовал бы первую строку убрать - зачем общие раасуждения?))

  • Струков Эдуард , 13:19:19 12.07.2023
    • Тищенко Михаил , 12:14:08 12.07.2023

      Эд, к сожалению, так не только в Бурятии и не…

    Спасибо, Михаил! )) Убрал в середину - всё-таки на этом основная мысль держится. Глупость рождает новые глупости. Зачем ГГ пересел в другой поезд? ))

  • Тищенко Михаил , 09:58:44 14.07.2023
    • Струков Эдуард , 13:19:19 12.07.2023

      Спасибо, Михаил! )) Убрал в середину - всё-таки на этом…

    Эд, у меня есть теоретический вопрос:

    даже если на какой-то мысли держится стих (а любой стих "держится" на каких-либо  мыслях и чувствах), зачем их озвучивать эксплицитно? Разве не стоит доверять читатель? Если тот разберется - значит, стих хорош, а если нет - либо читатель тупит, либо стих...

  • Струков Эдуард , 11:12:59 14.07.2023
    • Тищенко Михаил , 09:58:44 14.07.2023

      Эд, у меня есть теоретический вопрос:

      даже если на какой-то мысли…

    Михаил, хороший вопрос. Тут есть два момента. Первый - не всякий читатель в состоянии понять недоразжёванные тексты. По разным причинам - кому-то не хватает ума и опыта, а кому-то банально времени. Конечно, я пасую перед читателем, жажду увеличения его численности. Начинаешь писать в расчёте на одних филологов - неизбежно теряешь аудиторию. Хуже нет пыжить из себя "властителя дум" -- каков есть, уж не взыщите. Дитя эпохи. )) Мир переполнен избитыми истинами, но кто их вспоминает? Все летят на грабли.


    Второй момент - неизбежный спор во мне пророка и толкователя. )) Сказано пафосно, но верно - или гордо и молча смотри поверх коллег, или будь проще, глядишь, люди к тебе потянутся. )) Безусловно, я пишу для себя, а я как продукт совкового истмата-диамата навсегда испорчен формальной логикой -- поэтому для меня любой текст всегда есть самоисследование, некая теорема, которая требует логического умозаключения. Поэтому я так мало места уделяю, кстати, разным красивостям типа рифм. Рифма ласкает слух, но при этом скрывает суть. Я расставляю точки над "и", отрезаю себе обратный путь. Да, глупость всегда порождает глупость, но кто-то скажет об этом прямо, да ещё и про себя? Самосуд и самоистязание, может быть? ))

    Это про меня:

    «Я вижу эволюцию от конвенциональной силлабо-тоники (весьма крепко написанной, но всё же довольно традиционной) к жёсткому нарративному верлибру, где на первый план выходит переосмысление своей жизни, причём художественное, одной ногой опирающееся на мемуарную традицию, другой — на поиск и выработку индивидуальной формы для стихового выражения не просто последовательности жизненных событий, но ответа на главный вопрос — что такое эпоха, в которую автору довелось жить».

    Да, скорее всего это просто издержки нарратива.