Уходит эпоха... Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 15:18:01 03.08.2023
2
0

Уходит эпоха, чья правда потомкам

покажется - ох, не проста! -

эпоха, где прятались в пафосе громком

две доли - серпа и креста


Где нищими были, но часто гордились

своей патетичной страной -

пространством ее и таинственной силой,

порою слепой, но родной


Где помнили орды, что шли  век за веком

из Азии - жечь города -

война за войною, набег за набегом -

то горе, то смерть, то беда


Где помнили рати соседки-Европы,

из разных ее уголков -

в стране, что, казалось, растила холопов

и ставила на дураков


Но даже прокрустовый храм коммунизма,

чьи стражи -  дурдом и Гулаг,

не стер из сердец ни любовь, ни отчизну,

ни к звездам пути из варяг


А все, что казалось, - иным оказалось…

Потомок уже не поймет,

откуда брались эти нежность и жалость

среди нищеты и невзгод


Уходят последние, с грустью отметив,

что в новый эпохе опять

в удавке обмана, под денежной плетью

потомкам придется страдать

Комментарии 25

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • В третьей строфе, в последней строчке, надо слово "беды" исправить на "беда", чтобы в рифму.

    Люди там были другие. Я считаю, что мне повезло, что детство и юность прошли с теми людьми...

    С уважением, Олег Мельников.


  • Тищенко Михаил , 14:44:36 04.08.2023
    • Мельников Игорь Глебович , 14:32:12 04.08.2023

      В третьей строфе, в последней строчке, надо слово "беды" исправить…

    Ага, откуда-то вылезла опечатка... спасибо)

    Да, я тоже считаю, что мне повезло, я знаком с совершенно разными мирами, в общем-то почему-то противопоставленными друг другу...

  • Ворошилов Сергей , 17:45:37 04.08.2023

    Знать участь такая, Миша. Место заколдованное:)  Интересно бы узнать, а каким отрезком времени ты меряешь эпоху и почему считаешь, что наступила новая? 

    Пройдусь по грамматике: 

    "Где нищими были, но в тайне гордились". Здесь по контексту "втайне" слитно нужно (наречие). 

    "с ГУЛАГом почти за углом"  - где-то нужно с запятой определиться, а не то получается "Казнить нельзя помиловать" :) Наверное ГУЛАГ всё-таки настоящий, а не почти ГУЛАГ? Или как? 

    ГОЭРЛО буковки переставить бы...  Д.б. ГОЭЛРО, но тогда, обрати внимание,  рифма плывет. 

  • Тищенко Михаил , 21:16:04 04.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 17:45:37 04.08.2023

      Знать участь такая, Миша. Место заколдованное:)  Интересно бы узнать, а…

    ага, Сережа, спасибо,  поправил))

    А эпоха заканчивается уходом последних, кто был воспитан еще при СССР, это был другой мир, другие люди, другие ценности, другая эпоха... 

  • Тищенко Михаил , 21:18:43 04.08.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    не, Наташа, это не родина - уродина, а сознание наше исковеркано...

    Много кривого сознания существует в мире, не только в нашей стране, и у всех -  по-разному))

  • Ворошилов Сергей , 21:33:07 04.08.2023
    • Тищенко Михаил , 21:16:04 04.08.2023

      ага, Сережа, спасибо,  поправил))

      А эпоха заканчивается уходом последних, кто был…

    А начинается эпоха когда (?),  принимая во внимание упомянутые в стихе многочисленные нашествия из Азии и Европы? (тут ещё путь из варяг в греки добавился) Я же не случайно про отрезок времени спросил :)

  • Тищенко Михаил , 21:55:34 04.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 21:33:07 04.08.2023

      А начинается эпоха когда (?),  принимая во внимание упомянутые в…

    Хм... эпоха в тексте  определена точно: 


    эпоха, где прятались в пафосе громком

    две доли - серпа и креста


    "Доля креста" России всегда бы знакома, а вот доля серпа, мне кажется, появилась тогда, когда серп стал красоваться в гербе и возникло небезызвестное выражение серпом по яйцам.

  • Ворошилов Сергей , 21:59:20 04.08.2023
    • Тищенко Михаил , 21:55:34 04.08.2023

      Хм... эпоха в тексте  определена точно: 


      эпоха, где прятались в…

    Миша, если ты под эпохой понимаешь только советское время, лучше бы выбросить третью и четвертую строфы (про нашествия из Азии и Европы) и исправить строчку про варягов. Попробуй, в стихотворении не будет ничего лишнего, оно только выиграет. Хозяин-барин, конечно.  

    Выражение "серпом по яйцам" идёт из греческой мифологии:) Оно древнее, как мир:)

    «...Взвеселилась душой исполинская Гея.

    В место укромное сына запрятав, дала ему в руки

    Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.

    Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он

    Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду

    Распространился кругом. Неожиданно левую руку

    Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный

    Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро

    Член детородный и бросил назад его сильным размахом.

    И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:

    Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,

    Все их земля приняла. А когда обернулися годы,

    Мощных Эринний она родила и великих Гигантов

    С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,

    Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.

    Член же отца детородный, отсеченный острым железом,

    По морю долгое время носился, и белая пена

    Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене

    В той зародилась...»,

    Гесиод, «Теогония».

  • Тищенко Михаил , 22:23:14 04.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 21:59:20 04.08.2023

      Миша, если ты под эпохой понимаешь только советское время, лучше…

    Сережа,

         Гесиода ты зря сюда притянул, русский народ его не читал никогда, только филологи знают эти подробности (так же, как и то, откуда взялась Афродита), данное выражение имеет совсем другое происхождение:

    https://odessa_slang_dictionary.academic.ru/973/СЕРПОМ_ПО_ЯЙЦАМ

         Путь из варяг в греки - это изначально путь из воинственной нищеты варяг к восточному богатству, который по-своему  проходил сначала СССР, отдавший большую часть российского золотого запаса, чтобы расплатиться с немецкими банкирами за оранжевую ленинскую революции, а затем - и Россия, разграбленная в девяностые... 

         3, 4 и 5 строфы - это основные испытания нашей родины: орды из Азии, полчища  с Запада, идейный вирус, поразивший изнутри. Они вместе, точнее их п последовательность и привели к возникновению определенной эпохи, то есть - нескольких поколений, последние представители которых сейчас уходят.

         Ты хочешь подстроить мой стих под свою (твою) логику, а него есть логика собственная))


  • Ворошилов Сергей , 22:29:58 04.08.2023
    • Тищенко Михаил , 22:23:14 04.08.2023

      Сережа,

           Гесиода ты зря сюда притянул, русский народ его…

    В любом случае, "две доли - серпа и креста", не определяют отрезок времени, поскольку серп, как ты видишь, еще древнее креста:) Поэтому вопрос остаётся, в каком начале ты отсекаешь этот отрезок эпохи. Из текста у тебя аж с монгольского нашествия начинается... А вот если уберёшь лишнее, тогда всё ОК :) 

  • Тищенко Михаил , 22:32:56 04.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 22:29:58 04.08.2023

      В любом случае, "две доли - серпа и креста", не…

    Сережа,

    см. мой ответ выше))


  • Ворошилов Сергей , 22:36:34 04.08.2023
    • Тищенко Михаил , 22:32:56 04.08.2023

      Сережа,

      см. мой ответ выше))


    Миша, ну я же говорю, хозяин-барин... Можешь игнорировать моё мнение:)  Про "путь из варяг", мысль, которую ты расшифровал в комментарии, из текста стихотворения читатель никак не отшелушит :)))

  • Тищенко Михаил , 22:52:22 04.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 22:36:34 04.08.2023

      Миша, ну я же говорю, хозяин-барин... Можешь игнорировать моё мнение:) …

         а ты прямо вот так берешься за всех моих читателей, настоящих и будущих, ответить?

         Зачем игнорировать? - Мне интересны мнения профессионалов, я внимателен к ним, они мне помогают в работе))


         А что касается смыслов, глубинных, то мне со школьных времен все - в школе, семье, пионерлагере, на различных собраниях - доказывали, что я не прав. А потом как-то оказывалось, что могучие авторитеты разводили руками, а моя правда (то есть не моя, конечно, а та, которую я чувствовал), оказывалась единственно правильной. Порой через много лет. Я привык быть непонятым... Впрочем, я и не всегда оказывался прав))

        Давай подождем, может, я ошибаюсь, а может, ты просто не видишь того, к чему еще не привык...

        Тем более, что у образа "пути из варяг в греки" в этом тексте может быть несколько интерпретаций, я тебе только одну, главную, на мой взгляд, обрисовал. 

  • Ворошилов Сергей , 23:03:51 04.08.2023
    • Тищенко Михаил , 22:52:22 04.08.2023

           а ты прямо вот так берешься за всех…

    Главное - чтобы автор сам понимал, что имеет в виду и доносил это до читателя, не вводя его в заблуждение:) 

  • Тищенко Михаил , 23:25:01 04.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 23:03:51 04.08.2023

      Главное - чтобы автор сам понимал, что имеет в виду…

    Видишь ли, сегодняшний читатель, в основном, обладает таким же вкусом и образованием поэтическим, как и гастрономическим. То есть очень примитивным. Его кормили докторской колбасой, тушенкой, сгущенным молоком, а теперь кормят невкусным хлебом и тому подобными продуктами. Конечно, он знает, что бывают расстегаи, стерляди, устрицы,  мишленовские рестораны и вообще всякая вкусняшка, но большинство об этом знает из... художественной литературы. Не говоря о винах, оливковых маслах и винных уксусах...

    Нет, я буду готовить так, чтобы нравилось мне, на мой вкус, годами отточенный в лучших французских ресторанах и винных погребах, на филфаке МГУ... Поверь, это не самонадеянность. Я пробовал подделываться под читателя, но мне потом перед собой было стыдно. Я стараюсь писать так, чтобы передать что-то большее, чем то, что я понимаю сегодня. Часто я сначала писал что-либо, а потом осознавал.

    Стих для меня - форма транса, через который приходит осознание и выражается чувство.

    Я очень ценю умные замечания, иногда они помогают осознать неудачу, иногда, наоборот, подсказывают, что не хватает... 

    В конечном итоге, текст, как я его понимаю, это откровение автора, поданное читателю в виде гастрономического блюда)))

  • Ворошилов Сергей , 23:38:14 04.08.2023
    • Тищенко Михаил , 23:25:01 04.08.2023

      Видишь ли, сегодняшний читатель, в основном, обладает таким же вкусом…

    Подделываться под читателя, конечно, не надо, согласен. Но произведение не может быть умнее (глубже) автора. Не стоит выдавать случайную строку, которую и сам до конца не понял, только в надежде, что читатель, авось,  найдёт какое-нибудь толкование.  Ну, а если не найдет, так всегда какое-то объяснение можно за уши притянуть (этот самообман может быть воспринят самим автором, как осознание). Вот что я имел в виду, говоря про необходимость понимания, о чём пишешь. 
  • Тищенко Михаил , 02:36:34 05.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 23:38:14 04.08.2023
      Подделываться под читателя, конечно, не надо, согласен. Но произведение не…

    Сережа,

    я с этим согласен. но я говорил про другое: когда пишешь - тебя уносит, и тут есть какая-то тайна: унесет далеко - фигня получишься, стреножишь - то же не то выйдет. И как-то это одновременно работает:  уносит одно, а управляет другое, и из многих смыслов и образов, компонуется нечто. что складывается в особый смысл. И вот тут, уже после этого таинственного процесса, включается проверка, работа мозга, и ты видишь, насколько этот смысл жизнеспособен. Ты и применил  к моему тексту именно такую критическую работу мозга, просто твой мозг не захотел увидеть те горизонты и связи, который видит мой. Обрати внимание, я не претендую на правоту, но надеюсь на нее, посмотрим со временем, твой или мой изменит свою оценку, это нормальный процесс.

    Но при всем при этом я, разумеется, не псих ненормальный и постарался учесть твои замечания - чуть изменить текст, чтобы избежать нежелательного эффекта и облегчить читателю понимание))

  • Гойхман Феликс , 08:54:25 05.08.2023

    Напомнили Глазуноаские панорамы, это там где Гагарин и Хо Ши Мин. Казалось бы, чем не крымская фотосумятица с полуголыми торсами в пять рядов, а вот нет, врезалась в память, что-то неблаженный Илья там зацепил. Надеюсь, вы поняли Миша, это - аллюзия и так или иначе, похвала.

  • Ворошилов Сергей , 09:18:12 05.08.2023
    • Тищенко Михаил , 02:36:34 05.08.2023

      Сережа,

      я с этим согласен. но я говорил про другое: когда…

    Ага... Сейчас лучше воспринимается... Вот это "Где помнили..." очень кстати. В четвертом четверостишии, в первой строке "сюда" - лишнее слово. Миша, я так и понял, что блюдо ещё на стадии приготовления было:) И разумеется, смотрел на стих со своей колокольни.  А как иначе?  Зато пообщались...  

  • Тищенко Михаил , 11:49:14 05.08.2023
    • Ворошилов Сергей , 09:18:12 05.08.2023

      Ага... Сейчас лучше воспринимается... Вот это "Где помнили..." очень кстати.…

    Ага, забыл вчера в ночи "сюда" убрать из текста...

    Точно, "советы из зала" помогают добавить нужные специи и форму кулинарном продукту))

    А общение - это вообще незаменимая и бесценная штука!