Леонардов щит Rating 10/10

Рубрика: Поэмы | Автор: Владимир Евгеньевич Мялин | 20:03:47 05.06.2021
1
0

 Маленькая поэма


1.

Сер Пьеро как-то ранним летом

По сельской местности бродил,

И встретил давнего соседа.

Старик охотиться любил

На птиц, и рыбу он удил.

Нередко дикими дарами

Лесов оливковых и вод

Сер Пьеро пользовался. Вот,

Сияя птичьими глазами,

Навстречу друг ему идёт.

«Здорово, Пьеро!» То да это...

«Как поживаешь?» «Так и сяк.

Надеюсь, не забыл соседа...»

«Уж я сетей твоих отведал,

Филиппо, бражник и рыбак!»


Стоял денёк – святая Дева! –

По-райски бледно-голубой.


«Послушай, Леонардо твой,

Слыхал я, самого Андреа*

Заставил кисти отложить!..

Тебе хочу я доложить:

Такого ангела с натуры

Твой сын исполнил! А фигуры

В «Святом Крещении» того

Не выражают ничего...»

«Ну, это ты, Филиппо, слишком,

Помилуй Бог, куда задрал!

Хотя, конечно, мой мальчишка

Кусок неплохо написал...»

«Ну ладно, что ходить далече,

Коль на ловца и зверь бежит?

А вот к чему веду я речи:

Есть у меня обычный щит,

Но – нерасписанный и плоский,

И прочный, как из дуба доски.

Пусть Леонардо покорпит, –

Невелика ему забота, –

Распишет мой дубовый щит.

Уж лучше мастер твой, чем кто-то...»


2.

Пухлы Эроты и курчавы.

А с женских глиняных голов

Слетает дух, слегка лукавый,

Античных древних мастеров.

По лавкам памятки, картины,

Бумаги свитки - и страниц,

Где сукновальные машины

И аппараты в виде птиц...

Пунктиры, циферки и знаки,

Чернильным черчены пером,

И крылья мельницы, и влаги

Кувшин, и колба с серебром

Недвижной ртути... На мольберте,

На раму тянут, холст стоит...

«Ну что за щит прислали черти!» –

Смеясь, хозяин говорит.

«И сучковат он и в занозах,

Неровен по краям и гнут...»

Вокруг – скульптуры в разных позах

Ему о главном вопиют.

А он доскою занят всуе,

И выправляет на огне,

Потом левкасит и шлифует. –

Как это непонятно мне!


Он натаскал в свою камору

Сверчков, хамелеонов, змей,

Лягушек, бабочек, мышей

Летучих – всяких без разбору.

Он переносит их на лист,

Беря от каждого по части,

Не замечая, в душной страсти,

Что воздух смраден и нечист.


3.

Бывало, видит Леонардо

В толпе, на улице, у стен

Лицо живое, руки старца,

И волосы, подобье пен;

Морщины, бороду мочалом,

Нос бульбой, что-нибудь ещё,

О чём мы грезим горячо

В своих виденьях небывалых;

Очнувшись, знаем: красота –

Нет, не собою занята...


Всё Леонардо пригодится.

И всё художника влечёт.

На рынке покупает птицу,

Потом следит её полёт.

Модель крылатую он строит,

И вдруг, закрывшись в мастерской,

Воображенье беспокоит

Страстей чудовищной игрой.

Нанесены на щит сначала:

Дракона лапы; грудь пуста,

Из пасти – огненное жало,

И шип на кончике хвоста.

Чернеют крыльев перепонки,

Белки красны, дым из ноздрей,

Два усика сверчковых тонких,

А пузо бабочек и змей...


Куда фантазия поэта,

Тебя, мой мастер, завела?

Который век Персеем где-то

Глядишь с опаской в зеркала.

В руке не меч, а кисть сверкает,

Тебе отсечь не помогает

Горгоны змееву главу.

Ты спишь ли, грезишь наяву?

О том никто уж не узнает, –

Сидишь, расписываешь щит,

А за дверьми отец стоит...


4.

«Что, сын, закончил ты работу?» -

На щит расписанный старик

Глядит и вдруг раздался крик,

Как будто Пьеро ранил кто-то,

Как будто шпаги остриё

Впилось под сердце и застыло.

«Ожило чудище твоё!

Ей Богу, чудище ожило!»

«Отец, затем и нужен щит,

Чтобы оберегать, пугая.

Посмотрит недруг – убежит,

Со страху пятками сверкая...»


5.

«Ну, нет, Филиппо, не отдам

Игрушку ценную обратно!

Снесу-ка я её купцам,

Продам, проезжим – ну и ладно...»

Сказал и сделал Пьеро, смел, –

Продал богатым флорентинцам,

И сто дукатов заимел;

А те, подобны водным птицам,

Приплыв в Милан, загнали щит

В три меры герцогу Милана.

И в светлой зале он висит

Мечтой чудовищной и странной.


Волы по улице бредут,

Идёт наёмник с алебардой.

Сер Пьеро в лавке тут как тут –

Кричит, торгуется с азартом.

Он выбирает щит один

С пробитым сердцем и стрелою. –

Доволен будет селянин,

Простак, не ровня нам с тобою.


8 июня 2017г.


*Андреа Вероккьо, учитель Леонардо да Винчи




















Комментарии 8

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Михаил Тищенко , 20:48:27 05.06.2021

    Владимир, 

    замечательно изложена легенда!

    Единственно, в начале, тому, кто не читал Вазари или не знает, о чем идет речь, думаю, трудно разобраться, кто тут чей сын и причем  Леонардо ла Винчи.

    Прощу прощения за постоянные критические замечания: стихи ваши замечательны, хочется, чтобы он были совершенны!))

    • Михаил Тищенко , 20:48:27 05.06.2021

      Владимир, 

      замечательно изложена легенда!

      Единственно, в начале, тому, кто не читал Вазари…

    Но если я начну рассказывать в стихах, кто есть кто, исчезнет главное, 

    присущее поэзии...

    Много ли нам объясняет, например, Гомер в своей "Илиаде"? 

    О подробностях мы узнаём из сносок на последней странице книги,

    из пояснений  историков и литературоведов.

    В наше время получить информацию - дело двух-трёх минут.

    Пусть читатель не сразу поймёт или вовсе не поймёт, о ком идёт речь:

    путь он читает просто искренние стихи. И в этом случае он обретёт для себя  больше,

    чем если бы он выучил наизусть том БСЭ.

    Если заняться повествованием и расширить рамки этой небольшой вещи, исчезнет 

    эмоционально-образный напор, стихи потускнеют и перейдут в рассказ или правдивую

    бытовую историю.

  • Владимир Алисов , 22:08:20 05.06.2021

    "Меня поразили эти жуткие уроды, и я до сих пор не могу оправиться от потрясения, они до сих пор стоят у меня перед глазами. Почему именно это занимает его фантазию? Почему он вызывает из небытия эти отвратительные, призрачные образы? Почему они ему мерещатся? Зачем он возится с чем-то, чего и в природе не существует? Должна же быть какая-то причина! Видимо, тут некая внутренняя потребность.

    ..........................
    Когда смотришь на его надменное лицо, в котором, надо признать, есть и благородство и утонченность, то просто не верится, что эти гнусные картинки — его детища. И однако, это так. Тут есть над чем задуматься."


    Пер Лагерквист

  • Игорь Гонохов , 23:00:58 05.06.2021

    Знаю эту реальную историю, которая звучит как фантастическая. У Леонардо был утонченный и изобретательный ум, но абсолютно бесстрастный, такое ощущение, что он не страшился смерти, наоборот она ходила у него в подмастерьях. Странно, но что-то страстно-бесстрастное роднит Леонардо с поп-механникой Курёхина, хотя, конечно, фигуры разновеликие.


    Твоя история великолепна,

    молодец Володя!

    • Игорь Гонохов , 23:00:58 05.06.2021

      Знаю эту реальную историю, которая звучит как фантастическая. У Леонардо…

    Сколько натуралистически мрачного в его "Прекрасной ферроньере", и сколько света и лёгкого очарования в "Девушке с горностаем"! Душа художника - загадка, но знаю: душа - борение Света с Мраком. "Джоконда" - сколь ангел - столь и демон. В ней убитый на дуэли Лермонтов, в ней несчастная душа бедного Врубеля, принявшего из рук поэта обольстительно- мрачный образ духа зла. Гады мои, наверное, оттуда же, всё из той же зловонной лохани ... 

    Кстати говоря, резание трупов и препарирование насекомых, думаю, увлекали да Винчи едва ли меньше грунтованных холстов и юных рыжеволосых  мадонн с младенцами.

    Игорь, спасибо!


    • Владимир Алисов , 22:08:20 05.06.2021

      "Меня поразили эти жуткие уроды, и я до сих пор…

    Да Винчи - естествоиспытатель, стало быть есть в нём доля цинизма, трезвости учёного-практика. Но художник требует необычайного.  Требует освобождения от приземлённого и унылого...

    Таким образом, да Винчи, вероятно, освобождается от навязчивых идей, возможно, и фобий...

    Гойя во многом ему в этом сродни.


  • Действительно, читается с большим интересом!

    С уважением, Олег Мельников.

    • Игорь Глебович Мельников , 14:49:40 06.06.2021

      Действительно, читается с большим интересом!

      С уважением, Олег Мельников.

    Спасибо, уважаемый Олег!