Тема: Социальный заказ и вообще

Опубликовал: Гойхман Феликс | 10:23:55 31.07.2023

Подумалось вдруг о целовании задниц вышестоящим персонам. Как к этому относиться? Полагаю, это вопрос установки, кому-то хлеб с маслом, а кому-то - фу! Точно так же с унижением. Есть чудаки, которым это нравится. И потом, если отбросить патриархальный аспект, типа гордости, достоинства или патриотизма, в унижении - зерно подлинного доверия. Об этом вам любой садо-мазо скажет. 

Ещё один момент, писание стихов и прозы на заказ. Есть тут унижение или нет? Возьму немного шире, социальный заказ. Когда-то мы все на него молились. Считаю,, совсем необязательно быть гением, чтобы победить в этой гонке, гонке за получение социального заказа. Надо быть приспособленным под это, только и всего. Разве Асадов - гений, или Евтушенко, или Высотский? Нет, нет и нет. Они оказались в нужном месте в нужный момент. Теперь подумаем о просто заказе, кто-то решил заплатить за что-то прикладное в рифму. Вопрос, возьмёмся или не возьмёмся? Не надо поэзии, возьмите музыку времен феодализма и даже раннего капитализма. Художники, музыканты состояли "на зарплате" у не особенно деликатных феодалов. Или работали на заказ, как Рембрант или Бах, или Моцарт. С поэтами все по-другому. По большому счету, феодал мог терпеть поэта только в двух ипостасях, как шута и как сочинителя чего-то игривого. И это надо было ценить. Никогда не думали, что вся значимая, мировая литература написана впику кому-то? Никогда не думали, почему аристократы-поэты как правило прятались за псевдонимами? Пушкин и компания - не пример, но даже Пушкин в Повестях Белкина выделяет эту практику. Аристократу заниматься словесностью было зазорно, не комильфо. Сам я никогда не писал на заказ, не аристократ, но это не повод для гордости, это - изъян. Мой покойный отец, земля ему пухом, не успел оформиться как поэт, его способности ещё не проявились, но пописывал стишки на заказ, поздравительные и прочие. На заводе, где он работал, мелкое начальство выписывало ему премии, 10-15 рублей за опус. Было ли тут унижение? Не уверен. Напротив, думаю, он был большим профнссионалом чем я. А вы как думаете?

Ответы 41

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.

  • Садовский Юрий , 11:15:43 10.08.2023
    Вместо реплики, простите коллеги, внесезонный экспромт, вдохновленный Вашей полемикой:

    * * *
    Все более не понимаю:
    Зачем сие —
    Болтанье языком на кромке рая?
    Цветет сирень!

    А тут, а здесь, безумья на пороге,
    Война миров!
    Кто более точнее врет о Боге,
    Ломая бровь!

    Цветет сирень — божественная данность.
    Идет урок:
    Как вопреки войне, являя странность,
    Утишить рок.

    Цвести и петь! Петь и цвести, внушая,
    Любовь ветрам!
    Которые, шутя, дома ломают...
    И тут и там.

    ...Цвести и пахнуть, всем сиренам в пику!
    Привет, сирень!
    Сиреневая дымка Божьим Ликом
    Венчает день.

    11:16
    10.08.23
    • Алисов Владимир , 14:33:09 09.08.2023

      Игорь, "лизоблюдство" может быть и в блогах, и где угодно…

    Всегда рад Вашим откликам, Владимир

    у Вас точный и ясный взгляд на вещи,

    это собственно и есть пресловутая оригинальность

    но понятно, что Ваши интересы могут быть весьма далеки

    от тем здешнего Форума

    мне эти темы зачастую интересны, так как я все же

    наблюдаю за происходящим в общественном пространстве

    и постановки задач у Феликса Гойхмана тоже мне  интересны

    вот это "лизоблюдство в блогах" или "протест и оппозиционность

    как социальный заказ" было б интересно разобрать

    как я это сам вижу, я про себя знаю, но как это видят другие - важно

    тут я могу лишь догадываться по внешним гештальтам

  • Алисов Владимир , 14:33:09 09.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 14:20:24 09.08.2023

      Если бы я не имел опыта общения с Вами, Владимир,

      подумал…

    Игорь, "лизоблюдство" может быть и в блогах, и где угодно - возможно в такой форме, что не сразу и заметно, что это "лизоблюдство". Скажем, сейчас феминизм в поэзии выглядит как якобы какой-то "протест и оппозиционность". Однако же по сути и это социальный заказ и "лизоблюдство", только не так сразу очевидное.
    Но я действительно "живу вне борьбы амбиций", поэтому не стоит мне и особенно увлекаться этой темой.

    • Алисов Владимир , 13:57:27 09.08.2023

      Игорь, разумеется никто не может запретить критику. Просто жизнь и…

    Если бы я не имел опыта общения с Вами, Владимир,

    подумал бы, что Вы либо издеваетесь, либо чересчур далеки

    от реальной жизни.

    Знаю, что это не так, поэтому и поясняю, что я имею в виду.

    Феликс задал на Форуме общественно-значимую тему. Имеет право!

    "Лизоблюдство" - это вообще грех исторический, никакого отношения к

    советскому времени не имеющий. Это "советское время" имело отношение

    к истории человечества - в своем, достаточно извращенном, виде.

    Но само "лизание задниц" осталось, как и было. Форма лизания поменялась,

    это верно: вот об изменении формы существования лизоблюдства и можно

    было б поговорить. То что Вы, Владимир, этого не замечаете - благо для Вас,

    но именно потому, что живете Вы как бы на отшибе, вне кулуарной борьбы амбиций.

    То, что имеет в виду Ваганов (блоги и т.п.) к поэзии в ее настоящности вообще отношения не имеет.

    Блоги - форма существования пробивного индивидуума, а не поэзии. Раньше пробивались в печать,

    а теперь надо пробиваться в блогеры, вот и вся разница. Теоретически блогер может быть

    приличным поэтом, но блог есть блог, у этого вида паблисити совсем другие цели.

    Ясно, что в блоге читают не поэзию как таковую, а читают про себя, любимых, да про

    звезд голливуда или кошечек. Правда, я блога не веду, может, чего и упустил по безопытности.


  • Алисов Владимир , 13:57:27 09.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 12:03:52 09.08.2023

      Дело не в расшаркиваниях, Владимир. Дело в том, что критики,

      даже…

    Игорь, разумеется никто не может запретить критику. Просто жизнь и так очень короткая, и я лучше потрачу оставшееся время на то, чтобы встретить и прочесть в поэзии ещё что-то "гениальное", чем на изучение критических журналов.

    О "лизании задниц" в смысле начальства - я думаю, что это больше касается ушедшего советского времени.
    Как верно заметил здесь Дмитрий Ваганов, такой социальный заказ остался "в той же эпохе, что и Асадов с Евтушенко", а теперь другое время, и соц.заказ больше означает "монетизации блогов, стримы и прочие онлифанс".
     

    • Алисов Владимир , 11:36:59 09.08.2023

      Игорь, я хорошо понимаю, что Вы исключительно знающий профессионал. Хочу…

    Дело не в расшаркиваниях, Владимир. Дело в том, что критики,

    даже не слишком выдающиеся, умеют анализировать и

    писать статьи, именно поэтому в журналах есть раздел "Критика"

    или, на худой конец, "Литературоведение". Мнение критика Вам или

    кому- то еще может не понравиться. Но как Вы или кто-то еще

    может огульно запретить кр итику на том основании, что

    "поэзия - это тайна" или "поэзия - езда в незнаемое"?

    Влад Пеньков не тот пример, чтобы говорить об отсутствии мастерства

    и явном наитии. Просто у Влада сильная сторона - это

    авторская интонация, а не вычурная метафора.

    Про гениальность при отсутствии мастерства можно поговорить,

    но это не тема о социальном заказе и бесплодном лизании задниц.

    Если бы не аналитичность Ю. Тынянова, написавшего статью о новых именах

    в поэзии 20-х, того же Есенина могли бы просто не заметить в революционном угаре.

    Вычеркнули бы нафиг из памяти поколения и никакая гениальность не помогла б! 

  • Алисов Владимир , 11:36:59 09.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 11:00:47 09.08.2023

      И я не раз упоминал, Владимир, что автор-практик не обязан…

    Игорь, я хорошо понимаю, что Вы исключительно знающий профессионал. Хочу только сказать, что разница между очень высоким мастерством и гениальностью бывает трудно уловима, и пытаться её объяснять аналитически - вряд ли благодарная задача. Я мог бы привести конкретные примеры стихов Вам знакомых поэтов - где мастерство, а где гениальность. Но мне не хочется затрагивать реальных авторов. Слово "гениальность" звучит может быть слишком громко, но я не придаю ему какого-то "сверхчеловеческого" значения. Я только имею в виду впечатление особого дара, который может казаться даже не зависящим от самой личности автора. Могу сказать, что такое было у хорошо Вам известного Влада Пенькова, и уж конечно это не только моё мнение.
    О социальном заказе по наитию - не знаю, наверно здесь бывает по-разному.

    • Алисов Владимир , 03:19:58 09.08.2023

      Игорь, я тем более ни на что не претендую, но…

    И я не раз упоминал, Владимир, что автор-практик не обязан «относиться к стихам аналитически». Напротив, я лично считаю, что есть и такие поэты, которые вообще не понимают, как у них получаются замечательные стихи. То есть, пишут хорошо исключительно по наитию. Но где-то в подоплеке Вашего поста расположена мысль о вредоносности самой аналитики и как метода бесед о поэзии, и как метода улучшений собственных стихов, и как метода самооценки. Но о чем можно беседовать без аналитики, каковая и есть смысл беседы о стихах? Иначе это не беседа как обмен различными мнениями, а поток славословий или, напротив, голословных обвинений в безграмотности. Болдырев мне интересен именно потому, что мыслит иначе чем я, многогрешный, но мыслит трезво и вполне аналитически. По-Вашему, получается, что если «Тайна поэзии – это во многом тайна человека», то критику и приближаться к ней нельзя? То есть, критик – дурачок, если пытается разобраться во всяких «тайнах человеческих». С этим посылом я согласиться не могу.

    Кстати, на мой взгляд, поэт пишет по наитию (если таков его метод) и когда выполняет социальный заказ. Да и вышестоящие задницы чаще всего лижут по наитию, а не по плану.

  • Алисов Владимир , 03:19:58 09.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 21:10:04 08.08.2023

      Начну от адептов нашего сайта. Тут в большинстве сторонники «мистики…

    Игорь, я тем более ни на что не претендую, но всё же... Я и никогда не стремился относиться к стихам "аналитически". А теперь, чем дальше, тем меньше меня интересуют разговоры о поэзии и споры о словах, но я непосредственно вижу - есть стихи мастерские, и это тоже очень хорошо. Но есть и другой уровень - можете назвать его "мистикой" или "гениальностью", проблема не в терминах.
    Вы же сами не так давно рекомендовали мне статью Болдырева "Отравленная филология". Ну вот и у меня взгляд примерно как у Болдырева. Помните, он там пишет:

    "у поэта есть еще один серьезный враг – привязанность к словам; да что там: рабствование у слов. Зачастую именно это делает его полеты тщетными... Иначе: поэтический танец происходит не из природы слов, а из природы сердца. Вот в чем секрет невозможности блефа. Контроль за словами поэта ведет не голова, но сердце; но не то сердце, которое задействовано в матрице. Пожалуй, что этого сердца уже в цивилизации нет... Поэт – только метафора человека. Тайна поэзии – это во многом тайна человека, когда он задает себе вопросы об истинном модусе своей жизни. Интерес человека к поэзии это не интерес к красивым словам, совсем напротив – интерес к красивым словам минует само существо поэтического модуса жизни... зачем измучивать себя выслеживанием тайн, зачем их выдумывать и сочинительствовать во имя их, если исток каждой вещи – не от мира сего? И ведь дело обстоит именно так. Такова природа и сущность любой, всякой вещи... Кроме той, что выставлена напоказ в качестве шедевра..."  И т.д.

  • Начну от адептов нашего сайта. Тут в большинстве сторонники «мистики слов» Ну как бы раз уж «написалось», да еще кем-то предугадана собственная смерть (что для романтиков хлеб-хлебный!), то уж точно эти слова - манна небесная для почитателей. Но в современности нет ни манны, ни почитателей. Это все в прошлом, как в прошлом – романтическая любовь. К поэзии и ее «идеальным словам» - в том числе. Об этом и писал Дашевский, и нынче упорно говорит Алисов. Все иное вне моего понимания. Это не значит, что именно я прав. Да я и не претндую...

    • Гойхман Феликс , 07:12:00 04.08.2023

      Доброе утро, Игорь! У меня нюх на мощные заявки.))))) Представляете,…

    Если бы вы, Феликс, основали тему

    На таких посылах, было б куда яснее

    В советские времена в гении записывали либо по приказу партии, либо по приказу интеллектуальной тусовки. (Ну, это я утрирую, конечно). Ни то, ни другое на значимости текстов не основывалось. Граф хвостов был не таким уж графоманом, как принято считать, просто он полез в публичные поэты, а мог бы так и остаться в салоне. Я назвал Высоцкого "не поэтом" не в укор его таланту, а потому, что бардовские стихи основаны на других принципах стихосложения. Бард вполне может быть гением.

  • Гойхман Феликс , 07:12:00 04.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 15:15:41 03.08.2023

      Дорогой Феликс!

      Не придираюсь, а токмо ради поэзии

      Интересен выбор имён для…

    Доброе утро, Игорь! У меня нюх на мощные заявки.))))) Представляете, во всем своём массиве стихов и прозы у меня решительно никаких антигероев, ни одного. Сейчас дописываю поэму под многообещающим названием, Образ врага, но даже там не уверен, что окупается антигерой. Трех поэтов я взял в качестве позитивного примера своей посылки. Критерии для выбора были просты: не Слуцкий, а Асадов, потому что со своим сентименталистким пафосом он перкшагнул границы страта,  потому же я выбрал не Вознесенского, а Евтушенко, не Визбора и даже не Окуджаву, а Высоцкого. К слову, я не склонен поднимать его на мегазвездный пьедестал, но в поздних своих текстах- песнях у него попадаются образы чисто поэтического склада:

    ...так что же ангелы поют такими злыми голосами или он был мне больше чем родня, он ел с л,юадони у меня, есть и другие. Все это - слова не барда, а самого настоящего поэта. В использовании термина гениальность я следую за Пушкинским Моцартом. Скажете это была грубая лесть, или он не знал цены творением Сальери, или он знал, что Сальери конгениален самому Моцарту? Тогда бы он назвал его не гением, а гениальным слушателем, но нет (о Бомарше: Он же гений,

    Как ты да я. А гений и злодейство —

    Две вещи несовместные. Не правда ль?).

     Сальери у Пушкина - самонадеянный и недалекий человек (Я наконец в искусстве безграничном

    Достигнул степени высокой. ) Итак Моцарт назвает его гением без оговорок. Почему? Думаю, потому что гениальность может сказываться не только поголовно,  но и спорадически. Так я утверждаю со всей ответственность, что Высоцкий в этих злогосых ангелах - гений! Это ещё одно моя попытка договориться, что почём.

  • Дорогой Феликс!

    Не придираюсь, а токмо ради поэзии

    Интересен выбор имён для породы антигениев.

    Асадов - легенда, абсолютно не вписывавшаяся в советский спектр. Это яркий профессионал (то есть то что писалось у него, почти всегда соответствовало задачам), но странно требовать от профессионала, чтобы тот писал не так, как надо для контакта с читателем, а как-то иначе. Мне вообще не нравится слово "гений", будьте добры сначала устояться в профессии, а потом, лучше после смерти, пара поэтов из 100000 будут об'явлены гениями, как правило наугад.

    Евтушенко не просто профессионал, а ещё и поэт с чутьем на дух времени. Его "стерву" поют как великолепный шансон.

    Высоцкий это бард, а не поэт. Как бард - уровня Жильбера беко или Сержа гинсбура. Этих кстати записывали и в гении. Думаю, без понимания что почём договориться не удастся.

    А заявка на разговор мощная.

    • Гойхман Феликс , 09:45:46 03.08.2023

      Возможно, Игорь, изначальная посылка моя была ложной отчасти, что пожалуй…

    Противостояние художника и властей предержащих зависит вовсе не от власти.

    Если художник часть простонародья, например, это скоморох (ну, положим ничевок или Пролетарский поэт), то он и работает(выполняет социальеый заказ) исходя из площадных представлений о поэзии. Художник противостоит народу (и власти) со времён романтизма, когда личность оформилась в нечто антимуравьиное, то есть окончательно вышла (и оторвалась) из народа. Противостояние советской власти и диссидествующей интеллигенции - частный случай. Просто оная интеллигенция на некоторое время оказалась "на коне" и, став властью, тут же стала уничтожать вокруг себя зелёные ростки будущего.

  • Гойхман Феликс , 09:45:46 03.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 09:21:44 03.08.2023

      Я и начал с того, Феликс, что вы

      Пытаетесь дурачить собеседников

      Но…

    Возможно, Игорь, изначальная посылка моя была ложной отчасти, что пожалуй до сих пор существует противостояние между художниками и властью, рождающее порой взаимное непонимание власти и "мастеров культуры" и как следствие унижение последних. С другой стороны, некоторые из этих последних в поте лица выполняют до сих пор заказы власти. Мы с вами свидетели как происходило другое размежиавание, власти и общества, тогда же начало возникать понятие социального заказа. Как видите, ход мыслей предшествовавший этому тексту весьма сложный. К сожалению, тогда я не вполне осмыслил эти хитросплетения, не определил их место в общей мифологеме. Впредь буду осмотрительней.

    • Гойхман Феликс , 08:33:44 03.08.2023

      Дорогой Игорь, я бы все-таки назвал происходящее не ликбезом,…

    Я и начал с того, Феликс, что вы

    Пытаетесь дурачить собеседников

    Но сама позиция такого рода провокации

    Хотя я сам люблю провокации

    Приводит к размыванию сложной и интересной темы

    Вот и все


  • Гойхман Феликс , 08:33:44 03.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 11:25:22 02.08.2023

      Приходится заниматься ликбезом.

      До изобретения книгопечатания аристократы, правители, особенно на востоке,…

    Дорогой Игорь, я бы все-таки назвал происходящее не ликбезом, а разоблачением фокуса, который возможно, и не удался. Или вы серьёзно думаете, что я не знаю о реальном положении вещей. В моей "исповедальной" как вы её называете, прозе у меня этот приём встречается довольно часто. Чтобы поддержать какую-то линию или поворот сюжетный,я выдумываю некоторые моменты. Позицию с псевдонимами аристократов я состряпал из двух явлений: отречение от пережней жизни и прежних имён у монашества, и из того, что ещё в 18 и 19 веках занятие литературой почиталось некоторыми аристоратами зарабатыванием денег собственными руками, то есть не вполне комильфо. А сделал я это, для того чтобы утвердить в тексте разделение понятия унижения с включёнными патриархальными маркерами и выключенными. Это развитие вступления, и это механизм моей опрации со связью между заказами, включение определяющих маркеров и выключение их. Разумеется, я мог спросить напрямую, что такое есть социальный заказ и существует ли он сейчас, но это было бы невесело, я мог бы подойти к проблеме всерьез и накатать текст в десять раз больше уже не с фантомными облснования, а с действительнымы. Так или иначе, вопрос унижения достоинства современного человека, поэта по-прежнему открыт, и в качестве художественного дополнения к сказанному, мне хотелось бы напомнить вам миниатюру Д.Самойлова Памяти Ахматовой.

    Вот и все. Смежили очи гении.

    И когда померкли небеса,

    Словно в опустевшем помещении

    Стали слышны наши голоса.


    Тянем, тянем слово залежалое,

    Говорим и вяло и темно.

    Как нас чествуют и как нас жалуют!

    Нету их. И все разрешено.

  • Гойхман Феликс , 07:41:35 03.08.2023
    • Дмиртий Ваганов , 12:02:39 02.08.2023

      1. Не очень понятно, что имеется в виду под "вышестоящими…

    Уважаемый Дмитрий, взяв с вас пример, пронумерую свой ответ. Я же написал, что задницы вышестоящие. Что тут непонятного? Что это речнвая метонимия? Тут вся суть в анатомии для чайников, у каких персонажей учитывается задница, а у каких игнорируется. У начальства и у девушек и у матрон, определённой комплекции, задницы есть всегда. У учителей, это как повезёт,  у некоторых да, у некоторых нет. У предшественников поэтов задницы решительно вычеркиваются,  поскольку суть предшественников, это - их стихи, чувства, мысли, и даже задницы, запечатленные в стихах. В противном случае, это будет то ещё извращение, на которое ни одно лгбт не подписывалось.)))

    2 У Марселя Пруста встречается такая мысль: (передаю своими словами) не стоит поплевывать на дешёвые песенки, по-нашему на попсу, поскольку она(они) вызывают в миллионах людей подлинные чувства, поэтому отсвет подлинности лежит и на них. Это я про Асадова. Евтушенко - фигура неодназначная, творчество его делится на три части,ти: людям, общественным догматам и мамоне. Причём людей он брал двумя способами, как Асадов и как настоящий поэт. С Высоцким все ещё сложнее, но если коротко, гений он или нет - дело вкуса. По-вашему - да, по-нашему - не вполне. В том смысле, что среди советских поэтов было немало гениев не совсем. Да, он был самый среди них популярный, я бы даже сказал раскрученный, но он не был гениальнее тех, кого я мог бы назвать спросонок. 

    3

    Собственно дело не в самих Повестях Белкина, а в "предисловии издателя", где он рассказывает, что покойный Иван Петрович стеснялся своих записок. Разумеется, А.С. Пушкин не выдумал этот приём.

     Подобную чехарду я встречал у Шадерло Лакло, в Опасных связях. Полюбопытствуйте, любо-дорого.

    4

    Вот тут я не спорю, и благодарен вам, Дмитрий, потому что вы, во-первых, поддержали мой тезис о связи между частным и социальным заказами, а во-вторых, А. феномена назвали, осталось назвать Б. К сожалению, Б можно назвать только после того, как мы все поймём,  что же такое было, этот белый кит поздней эпохи СССР, социальный заказ поэзии. 

  • Дмиртий Ваганов , 12:02:39 02.08.2023

    1. Не очень понятно, что имеется в виду под "вышестоящими задницами". Начальник на работе – это одно, учитель для ученика – другое, предшественник для поэта – третье, собственно обтянутая латексом задница в ходе реализации практик упомянутого БДСМ – четвёртое. Впечатление, как будто ТС говорит о хорошо ему известном и потому опускает незначимые на его взгляд, но на деле принципиально важные детали.


    2. Асадов – популярная посредственность. Евтушенко – любопытный автор с отдельными проблесками настоящей поэзии. Высоцкий (если имелся в виду он) – да, конечно, гений.


    3. "Повести Белкина" – намеренная игра в мистификацию, ключ там изначально был спрятан не слишком глубоко.


    4. Социальный заказ типа "заплатить за рифму" остался в той же эпохе, что и Асадов с Евтушенко. Сейчас это реализуется совсем иначе, через монетизации блогов, стримы и прочие онлифанс.

    • Гойхман Феликс , 11:28:03 01.08.2023

      Помилуйте, Игорь, где вы увидели дуракование. Постмодернизм, может быть, мифы,возможно.…

    Приходится заниматься ликбезом.

    До изобретения книгопечатания аристократы, правители, особенно на востоке, крайне высоко ценили свои и чужие литературные способности. Псевдонимы, да, были, но по другим причинам. Например, низами, но он не аристократ в чистом виде, а просто выходец из очень богатого чиновничьего сословия. И Байрон и Шелли, которые действительно принадлежали к аристократии, ни о каких псевдонимах даже не думали. А кого именно из аристократов-литераторов вы, Феликс, имеете в виду?

    Что касается социального заказа, то почти вся американская литература исходит из потребностей социума, которые удовлетворяются писателями. Евтушенко и дм. быков как раз примеры американского подхода к понятию "признание". Это люди саморекламы, что никак не умаляет таланта.  Исповедальная лирика, проза, которой вы, Феликс, успешно занимаетесь - это литература другого типа.

    Другое дело, что Дашевский уже об'яснил, почему исповедальность нынче идёт тяжело. 

    Вот как-то так


  • Гойхман Феликс , 12:52:31 01.08.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Рынок, Наташа, разумеется рынок, он вездесущ. Интересно другое, и это спрятано в тексте, существует ли сейчас социальный заказ,, И что он такое, сейчас? Может, все социальное спрятано внутри человека, или поэзия сейчас фантом, а мы х°°ней страдаем, и нет ли в этом унижения?

  • Гойхман Феликс , 12:18:54 01.08.2023
    • Яковлев Андрей , 11:01:36 01.08.2023

      Феликс, социальный заказ - это не заказ произведения кем-то конкретным…

    ,Андрей, думаю, утверждая что унижение не относится к социальному заказу, вы впадаете в другую крайность. Вспомните произведения выдержанные в  стиле соцреализма и в духе линии партии, разве мало там было конформизма, лицемерия и унижения. И если вы думаете, что это изобретение советской власти, то это не так. В феодальных государствах тоже была линия партии. И летописцы из кожи вон лезли, чтобы не отпасть. Чем спорить со мной, лучше попробуйте понять, а что такое социальный заказ и жив ли он сейчас,  Мне было бы интересно почитать. И полагаю не только мне. Может вы правы, и унижение тут не причём. 

  • Гойхман Феликс , 11:28:03 01.08.2023
    • Белавин Игорь Песни , 09:59:46 01.08.2023

      Главный пост Феликса целиком состоит из мифов. Это постмодернизм. Я…

    Помилуйте, Игорь, где вы увидели дуракование. Постмодернизм, может быть, мифы,возможно. Но то, что литпромысел для аристократов был не комильфо,  взято  мною не из головы. И то, что имена попадают в прайм-обойму не за красивые глаза и уж точно,не за гениальность, это - факт.  Пренебрежение исторической правдой едва ли. Единственное моё допущение, что бывает унижение без гордости и что социальный заказ,это обобсчествленный персональный заказ. Ладно, это была провокация обязанная подтолкнуть народ подумать, а что такое социальный заказ и с чем его едят. Вспомните название поста.

  • Яковлев Андрей , 11:01:36 01.08.2023
    • Гойхман Феликс , 09:49:27 01.08.2023

      Разумеется, Андрей, перед вами не путаница,  а диалектическое единство. Тема…

    Феликс, социальный заказ - это не заказ произведения кем-то конкретным с последующей оплатой оного. А "целование задницы" в формате заказа к социальному заказу не относится даже в расширительном смысле. Кстати, написание произведения "на заказ", типа поздравлялки или чего-то вроде - ни к целованию задницы, ни к социальному заказу тоже отношения не имеет. По-моему, у вас путаница какая-то в предложенной теме. ( 

  • Главный пост Феликса целиком состоит из мифов. Это постмодернизм. Я плохо понимаю, когда меня даже в полемических целях считают за дурака. О чем спорить, когда все основные посылы, начиная от аристократов и вплоть до Евтушенко основаны на пренебрежении исторической правдой? На деле Феликс, литераторуные тексты которого отнюдь не основаны на идеях постмодерна, пишет согласно социальному заказу своей души. Так тоже бывает 

  • Гойхман Феликс , 09:49:27 01.08.2023
    • Яковлев Андрей , 09:24:44 01.08.2023

      Феликс, на мой взгляд вы путаете две разные вещи: социальный…

    Разумеется, Андрей, перед вами не путаница,  а диалектическое единство. Тема унижения с включёнными и выключенными патриархальными маркерами проходит через весь текст, крест на крест с ней проходит тема заказа (востребованности). Социальный заказ - частный случай заказа вообще. Таким образом одна тема отзывается в другой. Таким образом,  текст позволяет вести обсуждение не в одной плоскости, а во множестве. Я написал первой отозвавшейся, Наташе Корн вкратце перечислил линии полемики. Посмотрите и выберите то, что ближе вам.

    С искренним уважением, Феликс. 

  • Яковлев Андрей , 09:24:44 01.08.2023

    Феликс, на мой взгляд вы путаете две разные вещи: социальный заказ и целование задниц. Поэтому я не очень понимаю, что обсуждать. Не могли бы вы как-то чётче определить тему для обсуждения, не смешивая понятия?

  • Чуднова Ирина , 08:49:58 01.08.2023
    • Гойхман Феликс , 07:43:18 01.08.2023

      Разумеется, Ира, так и есть. Высшее благо для человека, когда…

    Воистину у курсов Нади Делаланд есть внятное УТП :-) и это единственные курсы, где очень слабые стихи эксперты будут хвалить и отыскивать там положительные качества, совершенно не замечая других сторон. Я знаю, о чём говорю :-) 


    Когда за стихи платят приличные деньги –– это очень странное чувство. Для меня. 


    Социальный заказ, кстати, далеко не всегда оплачиваем, часто это такая настроенность именно на это. И, наверное, завидное свойство. Так или иначе, человек уже зарабатывает себе место в истории. А вот переживут ли стихи остальных авторский век –– это вопрос. 


  • Гойхман Феликс , 07:43:18 01.08.2023
    • Чуднова Ирина , 18:16:36 31.07.2023

      Можно подойти к вопросу с другой стороны –– каково это,…

    Разумеется, Ира, так и есть. Высшее благо для человека, когда то, за что ему платят, приносит удовольствие. Я не стал развивать эту позицию лишь потому, что хотел вместить больше тезисов в свой текст, как сказал бы Ленин.  Три стихотворца, что я назвал,  являют три типа такого рода счастливцев. Асадов, протоптавший тропку к сердцам девочек  и мальчиков, слепец, не знавший развития, оставивший своего героя на уровне своих читателей, Евтушенко, развивашийся экстенсивно, и Высоцкий, развивающихся не только экстенсивно, но и интенсивно, но не отрвавшись интеллектуально от свои "читателей". При всем их различии сходны тем, что не усложняясь оказались нужном месте в нужный момент. Да, они могли бы появиться сейчас чуть в другом образе, Асадов в образе Полозквой, Евтушенко в образе Быкова и Высоцкий в образе скажем Сорокина, но это было бы уже не то, место было бы то же, но момент упущен. Что до терапевтических свойств стихов, то это известно. Надя Делаланд ещё немного и получит доктора медицины)))). Что до меня, то у меня тоже склероз, боковой амиотрофический, и я продолжаю писать, стихи болезнь не задерживают, и денег не приносит, зато помогают держаться наплаву.

    С уважением,  Феликс 

  • Гойхман Феликс , 06:45:49 01.08.2023
    • Тëмо Ангелопулу , 21:03:14 31.07.2023

      Поэзия может проявиться в любом виде, и в стихах на…

    А вот за это я выпью!

  • Гойхман Феликс , 06:42:05 01.08.2023
    • Алисов Владимир , 19:33:17 31.07.2023

      Обо "всей значимой мировой литературе" - ну почему, Вергилий тоже…

    Дорогой Владимир, тема мной заявленная, и то как она заявлена, довольно хитрая штука. Полемическая по сути она пропитана диалектикой, позволяющей решительно всем оппонентам оказаться правыми. Вот и вы правы, утверждая, что далеко не вся мировая значимая литература написана в пику кому-то.  Нередки были случаи сотрудничества сильных мира сего и писак.  Скажу больше, нам в прошлом советским людям необязательно заглядывать в древность,  чтобы увидеть во всей красе обслуживание литературой генеральной линии партии и самого социального строя нашей родины. Уникальность нашего рода искусства заключается в том, что оно прежде всего вербально. То есть его можно понять буквально. А те стихи, которые затруднительно буквально понять, кормили их авторов не так сытно, как апологетов соцрализма. Ещё хуже обстояли дела у тех чудаков,  кто средствами этого самого реализма пытались крыть правду-матку. Конечно,  советская власть матерела, становилась изысканней, тоньше,  печатая тексты заядлых авангардистов. И все равно всегда был шанс, что Софья Власьевна не поймёт юмора и перейдёт на личности. Все это я написал лишь для того чтобы показать то, что видно гораздо лучше, слышно, и на вкус, и на ощупь и на запах, чем история про Августа и Вергилия. Но сути это не меняет, литература в пику существует, и её очень много, есть в ней гиганты типа Божественной комедии, есть и вещи помельче типа Этгара По и прочих изверившихся романтиков, вплоть до Ницше, и всех экзистенциалистов, пришедших за ним.

    Со всем уважением, Феликс. 

  • Гойхман Феликс , 23:02:08 31.07.2023
    • Арасланов Вячеслав , 19:17:03 31.07.2023

      Только не Высотский, а Высоцкий...Исправьте, пожалуйста.

    С удовольствием исправил бы, Вячеслав, если бы редактор дал такую возможность.  Спасибо,  что поправили. 

  • Тëмо Ангелопулу , 21:03:14 31.07.2023

    Поэзия может проявиться в любом виде, и в стихах на заказ, и в бреде шизофреника, и в стихах автора, которого вообще никто не читает или читает, но не врубается, если совесть не запрещает - пиши хоть на заказ, лишь бы самому в кайф было

  • Гойхман Феликс , 20:11:01 31.07.2023
    • Мельников Игорь Глебович , 15:02:51 31.07.2023

      Поэт, как и любой человек, существо социальное, поэтому внимание общества…

    Вы абсолютно правы,   Олег,  в своём подходе,  я бы назвал его статистическим: больше внимания - крупнее фигуры литераторов, меньше внимания - литературный планктон. Признаться,  я бы с радостью с Вами согласился,  если бы история литературы не пестрела случаями противоречащими "статистике". Когда-то меня потрясла история основоположника жанра стихотворение в прозе, автора сборника таких стихов "Гаспар из тьмы", Алоизиуса Бертрана. Он, сын погибшего наполоновского генерала, подростал в эпоху второй империи. Тогда в фавор вернулись многие товарищи его отца. Они пытались всячески его опекать, предлагали абсолютно не пыльную работу.  Но он порой уступая им, заваливал всякое дело, потому что его делом было писаниние Гаспара из тьмы. Или история  Аффанасия Фета, его Вечерних огней. Эта история читается, как настоящий роман. Полюбопытствуйте. С уважением,  Феликс. 
  • Алисов Владимир , 19:33:17 31.07.2023

    Обо "всей значимой мировой литературе" - ну почему, Вергилий тоже писал "Энеиду" по заказу Августа, теперь об этом никто особенно и не вспоминает, а поэма осталась в литературе.
    Что поэты бывали на содержании у феодалов и правителей - так просто сложилось исторически, они вовсе не считали это унизительным, наоборот конкурировали и гордились вниманием покровителя.
    Да ведь поэзия с древности была собственно "на заказ" - поэты-сказители сочиняли не чтобы "выражать свою индивидуальность", а прославляли свершения героев, воинов и вождей.
    А в наше время товарно-денежных отношений - я не раз встречал объявления, что "сочиняю стихи на заказ". А почему бы и нет... Я не стал бы так сочинять, но личное дело каждого, как и любая работа.
    Но это может быть и более трагичным. Вот судьба Маяковского... Кто знает, возможно он покончил с собой чисто по личным причинам. А всё равно впечатление какой-то расплаты...

  • Только не Высотский, а Высоцкий...Исправьте, пожалуйста.

  • Чуднова Ирина , 18:16:36 31.07.2023

    Можно подойти к вопросу с другой стороны –– каково это, когда авторская интенция совпадает с запросом шире –– общества или уже –– публики?  Вот тут такой, какой есть, а тебя ещё за это и любят массы, считают выразителем, говорителем за каждого из них. Своим и родным в доску. Везде привечают, поят водкой и всё такое. 


    Некоторые готовы пойти на сделку с дьяволом за любовь народную, и уж всяко на сделку с начальством за доступ к народным массам. 

    А вот есть у меня добрая знакомая, которая пишет на заказ для заработка стихи. У неё очень высокая степень склероза, так вот врач говорит, что никогда не видел такие когнитивные способности при такой степени этой болезни. Стихописание даёт ей здоровье. И как тут бросишь камень? Да и вообще –– мамы всякие нужны. 


    А когда платят за рукопись –– приятно, что труд оценен, но важно –– а написал бы я это, если бы мне не платили? И это правильный вопрос.  

  • Поэт, как и любой человек, существо социальное, поэтому внимание общества очень важно для его творчества. Внимание это может проявляться в виде славы (возможно это самый главный фактор), пусть даже скандальной, да и деньги, в том числе за выполнение определенного заказа, тоже проявление такого внимания. Все это стимулирует автора на развитие своего природного дара. В противном случае даже большой природный дар не сможет развиться в должной мере. Наше время, тому яркий пример. Не стоит ждать от него больших поэтов, писателей, художников, композиторов и др. А что касается морали, то понятие это столь растяжимое, что что каждый человек определяет ее для себя по своему усмотрению.

    С уважением, Олег Мельников.

  • Гойхман Феликс , 13:25:37 31.07.2023
    • , 03:00:00 01.01.1970

    Добрый день, Наташа, спасибо, за быструю реакцию, но тема для форума, которую я обозначил, скрывает несколько куда более интересных, как мне кажется, вопросов нежели тот, что поставлен, как то: связь между гениальностью и актуальностью, суть актуальности, её отношение с моралью, связь между актуальностью и толерантностью,  между актуальностью и низкопробностью, и вообще, деньги(спрос) и творчество (предложение). К тому же, я был бы рад, если участники обсуждения коснуться не названных мною аспектов проблемы.