Старость Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Бочаров Александр 55 | 19:23:37 17.07.2023
2
0

              Дементий всю ночь промучился от внутренней ноющей боли, не дающей покоя ни голове, ни телу. И чему там только ныть-то внутри, после перенесённых операций?

              Ночью, в короткие промежутки времени (минуты) от внезапного засыпания (провала) и до полного пробуждения, ему снились кошмарные сны. Мимолётные мысли сумбурно путались и хаотично выплёскивались наружу бредовыми идеями, наполняя уставшую душу. Спутанность и сбивчивость мышления порождали: чувство неясной тревоги, ощущение беспросветной пустоты и полной никчемности в этой старческой жизни. Рассеянный взгляд блуждающих глаз выражал внутреннюю напряженность и неопределённость на ближайшее время, —  минимум на день, а то и на два.

              Вяло двигались мышцы скукоженного лица; они уже не порхали под сухой кожей лба, изрядно усеянной неглубокими морщинами в виде длинных, продольных бороздок. "Гусиные лапки" и сосудистые сетки заполняли многочисленные неровности лица от крупных мочек ушей, через глазные впадины к нижним складкам обеих губ. Пигментные пятна тёмными "островками " отпечатались на впалых щёках то здесь, то там, как будто их испачкал коричневой краской недотёпа-скорняк при небрежной выделке шкурок.

             Рядом с Демьяном тихо и спокойно, словно исчезая в чёрную дыру, уползала длинная ночь, медленно теряя свою черноту. В след за ней наступали предрассветные сумерки, наполненные тёмно-серыми кляксами, едва размытыми бликами тусклого света. Из чуть заметного очертания оконного проёма стала уходить тьма, обнажая контуры деревянной рамы с давно не мытыми стёклами.

             С каждой минутой в комнате становилось всё светлее; матовые разводы растворялись в бесконечном пространстве, уступая место утренней зорьке, несущей долгожданный солнечный свет и тепло. Нарастающая воздушная прозрачность открывала и проясняла видимость окружающих вещей, предметов, элементов и контуров живой природы.

             Для Дементия наступило новое утро солнечного дня с очередной думой о лучшем, безболезненном и спокойном времени суток. В тяжёлой, звенящей голове мелькнула шальная мысль: "Может быть сегодня будет не самый худший день в моей долгой жизни?"

             Дряблой, скрюченной рукой, со вздутыми венами, Демьян небрежно сбросил тёплое одеяло, стянул с себя нательную рубаху, освободившись от лишней тяжести. Его измотанное дряхлое тело почувствовало некоторое облегчение от свежести утренней прохлады, льющейся из приоткрытой форточки. Ниже пупка багровел узкий рубец послеоперационного шва; по правой стороне и выше, под самыми ребрами, — второй; слева, над почкой, — третий...

             Дементий пыхтя слез с мягкой подстилки на панцирной койке, глубоко вздохнул, громко откашлялся и с трудом обулся в чёрные, войлочные чуни.

             Пошатываясь из стороны в сторону, медленной, шаркающей походкой он подошёл к старому табурету; синей кружкой с отбитой эмалью зачерпнул из глубины оцинкованного ведра колодезную воду, принесенную накануне вечером. Сделал несколько жадных глотков, переливая тонкие тёплые струйки через редкие зубные пеньки и оттопыренную нижнюю губу.

             Ссутулившись и, непристойно нашёптывая, направился к кухонному окну, загаженному прошлогодними мухами. В редких проблесках полупрозрачного стекла просматривалась колхозная водонапорная башня, выложенная шестьдесят девять лет тому назад отцом Дёмы из добротного красного кирпича с крупной надписью наверху: СЛАВА КПСС

             Вот и к Дементию пришла ... старость.

Комментарии 24

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тëмо Ангелопулу , 21:13:19 17.07.2023

    Очень понравилось, Александр! Аккуратно и плавно написано 

  • Тищенко Михаил , 22:44:12 17.07.2023

    горько, конечно, но как бы старость не рядилась в нищету или богатство, она приходит, если смерть, конечно, не опередит...

    • Тëмо Ангелопулу , 21:13:19 17.07.2023

      Очень понравилось, Александр! Аккуратно и плавно написано 

    Артём!
    Благодарю Вас за яркую и оригинальную оценку моего труда!
    С уважением, Александр Бочаров.

  • Счастливчик, если только теперь ощутил приход старости...

    С уважением, Олег Мельников.

    • Тищенко Михаил , 22:44:12 17.07.2023

      горько, конечно, но как бы старость не рядилась в нищету…

    Да, Михаил, о старости, как и о вечности можно рассуждать долго.
    Старость – это подарок жизни.

    Ведь далеко не у всех она бывает эта самая старость. Кто-то погибает или умирает молодым, а другим Бог даёт дожить в здравом уме до почтенных и даже до преклонных лет.

    Только ведь старость – она разная бывает. Случается так, что старый человек одинок и никому не нужен на этом белом свете...
    С уважением, Александр Бочаров.

    • Мельников Игорь Глебович , 15:22:23 18.07.2023

      Счастливчик, если только теперь ощутил приход старости...

      С уважением, Олег Мельников.

    Олег,
    Советская актриса театра и кино Ольга Аросева по поводу старости написала так:
    "Не жалейте о том, что стареете — многим в этом было отказано, потому как жизнь дается всем, а старость — избранным".
    А ведь это так и есть на самом деле.
    Значит мы — счастливые люди!
    С уважением, Александр Бочаров.

  • Гойхман Феликс , 19:28:23 18.07.2023

    При всем моем уважении, Александр,  по прочтении мне пришла в голову лишь оценка безумного Гамлета.

    Полоний

    ... Что вы читаете, принц?

    Гамлет

    Слова, слова, слова.

    Полоний

    И что говорится, принц?

    Гамлет

    Про кого?

    Полоний

    Я хочу сказать: что говорится в том, что вы читаете?

    Гамлет

    Клевета, сударь мой; потому что этот сатирический плут говорит здесь, что у старых людей седые бороды, что лица их сморщенны, глаза источают густую камедь и сливовую смолу и что у них полнейшее отсутствие ума и крайне слабые поджилки; всему этому, сударь мой, я хоть и верю весьма могуче и властно, однако же считаю непристойностью взять это и написать; потому что и сами вы, сударь мой, были бы так же стары, как я, если бы могли, подобно раку идти задом наперёд.

  • Тищенко Михаил , 21:30:50 18.07.2023
    • Бочаров Александр 55 , 15:33:40 18.07.2023

      Да, Михаил, о старости, как и о вечности можно рассуждать…

    да и в молодости нужны не мы, а те образы, которые мы создаем, та деятельность, которую мы можем вести... Чтоб быть нужным, надо что-то делать для других. В юности наша внешняя привлекательность и готовность ко всему "продают нас" для других...

    Но есть и такие люди, которые нужны другим и в глубокой старости))

    • Гойхман Феликс , 19:28:23 18.07.2023

      При всем моем уважении, Александр,  по прочтении мне пришла в…

    Милейший Феликс, продолжу словами классика:
    Полоний

    (в сторону)

    Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность. — Не хотите ли уйти из этого воздуха, принц?

    Гамлет

    В могилу.

    Полоний

    Действительно, это значило бы уйти из этого воздуха. (В сторону.) Как содержательны иной раз его ответы! Удача, нередко выпадающая на долю безумия и которою разум и здравия не могли бы разрешиться так счастливо. Я его покину и тотчас же постараюсь устроить ему встречу с моей дочерью. — Высокочтимый принц, я вас смиреннейше покину.

    Гамлет

    Нет ничего, сударь мой, с чем бы я охотнее расстался; разве что с моею жизнью, разве что с моею жизнью, разве что с моею жизнью.

    Полоний

    Желаю здравствовать, принц.

    Гамлет

    Эти несносные старые дураки!

    • Тищенко Михаил , 21:30:50 18.07.2023

      да и в молодости нужны не мы, а те образы,…

    Михаил, в молодости я с раннего утра выходил из дома и шел на работу в угольную шахту, где всю смену "пахал" в лаве. 
    А вечером в усталых руках держал кружку горячего чая и радовался, что ещё живой и всё как всегда обошлось, а ведь бывали и обрушения породы кровли и угля...

  • Тищенко Михаил , 00:01:43 19.07.2023
    • Бочаров Александр 55 , 22:04:23 18.07.2023

      Михаил, в молодости я с раннего утра выходил из дома…

    ага, вот это и есть средство от всех одиночеств - что-либо делать полезное))

  • Гойхман Феликс , 09:09:56 19.07.2023
    • Бочаров Александр 55 , 21:37:37 18.07.2023

      Милейший Феликс, продолжу словами классика:
      Полоний

      (в сторону)

      Хоть это и безумие, но…

    Уважаемый, Александр, спасибо, конечно,  за "милейшего", но я окончание этого диалогах привёл бы сам, если бы он относился к делу. Так получилось, что я уже больше года болею недугом, при котором тело стареет примерно в шесть раз быстрее, чем у обычного индивида. Прсутствует нарастающая слабость конечностей,  проблема с речью, слюноотделением, и координацией движений, из-за истаивания мышц кожа на руках становится старческой. Все как Вы описали, но вот что не написано в Вашей миниатюре. Все эти немочи воспринимаются мной не как данность или несправедливость, а как препоны, которые мне следует преодолевать. Это физически изматывает меня, словно я целыми днями разгружаю вагоны с углем . Говорю я с немалым трудом, не слишком вразумительно, так что даже жена меня не всегда понимает, что заставляет меня произносить только самые безотлагательные, элементарные фразы, в которых не звуков к, г, р, в. Да, органы чувств и разум деградацией не затронуты, но тем острее мною ощущается разрыв между внутренним миром и возможностями существовать в социуме.  Похоже ли это на старость, точно не знаю, но знаю, что меня привлекают тексты и зрелища, где старики проявляют душевную стойкость, и верность унаследованным от отцов и накопленным за собственную не особенно длинную жизнь, принципам, ведь именно они, а совсем не наши физические потенции и амбиции делают нас людьми.

    • Гойхман Феликс , 09:09:56 19.07.2023

      Уважаемый, Александр, спасибо, конечно,  за "милейшего", но я окончание этого…

    Здравствуйте, Феликс!

    Мне трудно что-либо написать Вам в таком случае.

    Может быть я зря опубликовал свой рассказ "Старость", который вызвал такие эмоции?

    Однако, уже опубликовал.

    Феликс, что я могу сказать, именно, сейчас и здесь?

    Трудно собраться с мыслями, я даже немного растерялся, прочитав Ваше сообщение.

    Болезнь — одна из тех вещей, которых никто не может избежать в течение своей жизни, и особенно трудно знать, что нужно сказать, когда кто-то находится в таком состоянии.

    Выражаю Вам свои слова поддержки.

    Самое главное в болезни — никогда не унывать. Наши молитвы с Вами, Феликс.

    Желаю Вам выздоровления и восстановления сил.

    С уважением, Александр Бочаров.

  • Гойхман Феликс , 12:51:55 19.07.2023
    • Бочаров Александр 55 , 11:09:33 19.07.2023

      Здравствуйте, Феликс!

      Мне трудно что-либо написать Вам в таком случае.

      Может быть…

    Спасибо, Александр! Едва ли напрасно, тема стариков искусстве обширна.  И я не говорю о легенде и картине Сусанна и старцы. Просто Ваш Демьян или Деменций плохо подходит на роль героя.  В качестве альтернативы могу назвать фильм Кортекс или фильм Любовь Михаила Хенеке, у Аркадия Штерберга есть удивительное стихотворение про последнюю уборку дома и причащение одинокой старухи. Вот герои. Мне пару раз попадались российские сериалы про одиноких стариков, Папик и Друг на час. Фактурно, забавно, но омерзительно, когда старики вынуждены делать унизительно выбор. А пипл как обычно хавает..

    • Гойхман Феликс , 12:51:55 19.07.2023

      Спасибо, Александр! Едва ли напрасно, тема стариков искусстве обширна.  И…

    Феликс, приведённые Вами варианты героев:

    "Сусанна и старцы",

    Кортекс,

    фильм "Любовь" режиссёра Михаэля Ханеке... — всё это реликвии из мировой религии, из кино и творчества.

    Это высшее достижение!

    А что у меня в сухом остатке?

    Какой-то рассказ "Старость" с плохим героем, то-ли с Демьяном, то-ли с деменцией.

    Вот, как-то так, Феликс.

    И что же мне делать, после этого?

    Вообще ничего не писать?

    С уважением, Александр Бочаров.

  • Тищенко Михаил , 20:41:49 19.07.2023
    • Бочаров Александр 55 , 17:06:38 19.07.2023

      Феликс, приведённые Вами варианты героев:

      "Сусанна и старцы",

      Кортекс,

      фильм "Любовь" режиссёра Михаэля…

    Мне кажется, что оба вы правы: с одной стороны - да, и такой бывает старость, и литература может не задаваться вопросом полезности описываемого,  удовлетворяясь художетсвенностью и эстетикой, но и Феликс оказывается прав, когда ищет в литературе поддержки. Да и кто из нас этого не делал по тому или иному поводу?

    Просто эти два запроса разные , и разные типы слова отвечают на них))

    • Тищенко Михаил , 20:41:49 19.07.2023

      Мне кажется, что оба вы правы: с одной стороны -…

    Михаил, я с Вами согласен!

    Старость — наступающий после зрелости период жизни, в котором происходит постепенное ослабление деятельности организма и описание этой самой старости в литературе может быть разное.

    "О веселая младость! О печальная старость!

    Та — поспешно от нас! Эта — стремительно к нам!"

                                         (Жуковский В.А.)

  • Гойхман Феликс , 21:57:17 19.07.2023
    • Бочаров Александр 55 , 17:06:38 19.07.2023

      Феликс, приведённые Вами варианты героев:

      "Сусанна и старцы",

      Кортекс,

      фильм "Любовь" режиссёра Михаэля…

    Добрый вечер, Александр! Ей-богу, не ловил Вас на слове и не собирался. И не утешения я ищу в литературе. У меня нет уныния или депрессии. Все нормально.  И уж точно, продолжайте писать.   Но как бы там ни было Гамлет прав, не тогда, когда третирует всех и каждого, а когда называет пустословием художественный текст описывающий очевидность. В данном случае тема с Вами сыграла злую шутку. И я отлично Вас понимаю, писатель пытается выразить текущую реальность, невыразимую по умолчанию. Помните песню, молодым везде у нас дорога, а у стариков одна дорога, на кладбище, с почётом или нет. Плохой юмор, знаю.   Так что, если вспомнить Достоевского, можно сказать, что старость, это - скверный анекдот.  Каким же образом преодолеть анекдотичность этого состояния? Трудно, но ведь и состояние молодости передать очень трудно,  хотя молодой человек может заниматься чем угодно. И все равно выразить трудно. Позитивнын примеры приведённые мной, это лишь один способ. Не самый простой, ведь снять фильм о мужчине, который противясь давлению социума из последних сил ухаживает за парализованной женой впавшей в маразм, наполнить этот образ жизнью, вот проблема.  Вспоминает ли дряхлый старик свое детство, юность, зрелость, счастливые моменты своей жизни, я не знаю. В этом преимущество этой темы, найти баланс, почувствовать это.

    Успехов Вам, и здоровья.

  • Гойхман Феликс , 08:10:55 20.07.2023
    • Тищенко Михаил , 20:41:49 19.07.2023

      Мне кажется, что оба вы правы: с одной стороны -…

    Дорогой Михаил, разве дело в чьей либо правоте? Если так, вы превратно истолковали мои слова, что не зазорно, порой меня непросто понять. Я сам себя не всегда понимаю. Куда уж думать о собственной правоте. Ну что ж, давайте наведёт слегка резкость. Для меня сам эстетизм вербального артёфакта содержит несколько унций надежды. Потому что в мире подчиненном энтропии, именно эстетизм искусства - последний защитный рубеж. Поддержку же я в литературе не ищу. Я лишь предложил Александру один из нескольких вариантов выхода из тупика очевидной анекдотичности старости. Увы, более 100 лет прошло, когда смаковать человеческие слабости и немочи считалось хорошим тоном. Я говорю об английских парадоксалистах. С другой стороны, с тех пор, когда за посев разумного доброго вечного можно было рассчитывать на сердечное спасибо людей, прошло ещё больше времени. Единственное что из старых протоколов до сих пор актуально, это выданное Шеллингом доверенность светским художникам на поиск в обход  клира и духовной литературы, истины и общение с сакральным. И именно от этого я отталкивался, обращаясь к Александру. Если эстетизм, это последний барьер, то полномочия художника, поэта, это великая китайская стена.

    И вот ещё что, нет старости такой-сякой, она всегда одна и та же, омерзительная и смешная, даже когда речь идёт о счастливцах и чудаках способных до смерти держать хвост пистолетом. Проблема всегда прячется под хвостом.

    • Гойхман Феликс , 21:57:17 19.07.2023

      Добрый вечер, Александр! Ей-богу, не ловил Вас на слове и…

    Милейший Феликс!

    Я признаю Вашу ученость!

    Полностью полагаю, что каждый человек, имеющий здравый ум, признает первым делом - человечность, а затем - ученость.

    Для нас, советских детей, ученость является благом.

    Хотя некоторые из христиан, может быть по худому разумению или ещё по какой-либо причине, гнушаются учености и с опаской думают, что эта самая ученость удаляет их от Бога.

    К чему это я сказал?

    А всё очень просто.

    Давайте будем стараться в своих комментариях не углубляться в тонкости обсуждаемой темы.

    Предлагаю ограничиться лишь описанием упрощённой проблемы, только чтобы пояснить саму идею, особо не углубляясь в подробности.

    Иногда я соглашаюсь с человеком не потому, что он прав, а лишь только потому, что я так сам думаю.
    Ведь у каждого человека своя правда.
    Феликс!
    Желаю Вам творческих успехов и здоровья!

    С уважением, Александр Бочаров.