Имя врага или последняя метаморфоза XV XVI + "эпилог" Rating 10/10

Рубрика: Поэмы | Автор: Гойхман Феликс | 15:21:40 10.12.2023
3
0

XV

71

 И последнее: мой лексикон,

перед самым последним броском,

словно мышка церковная беден,

а ревет затрапезным медведем.

Что за зверь вдруг вселился в меня,

не понять среди белого о дня!

Лучше уж на манер попугая

хлопотать все на свете ругая.

72

Из чего же по сути сейчас

состоит мой словарный запас?

Что бы ни было, хвастаться нечем,

девальвацией слов он отмечен.

От камланий ночных, кучевых,

до словес и фигур речевых

ну почти ничего не осталось,

а язык охватила усталость.

73

От набивших оскому клише

ни копья не осталось в душе,

кроме нескольких лже-междометий,

от которых вся нежность на свете.

Ведь любовь, как её ни зови,

вдохновляет мою визави,

междометий целебные корни,

превращу в эликсир во флаконе.

74

Говорю, мне не жить без тебя

среди каждого божьего дня

или каждой стоглавою ночью,

жду тебя, чтоб увидеть воочию.

Я уже не скажу свысока,

несравненна твоя красота,

докатившись до самого края,

на огне маргинальном сгорая.

75

Безрассудная нежность моя,

неразборчивей с каждого дня,

ни за что не понять без поллитры,

а по мне что-то вроде молитвы.

Но когда в предначертанный срок

в свой чертог призовет меня Бог,

от него не потребую ксивы,

ведь подобные па некрасивы.

XVI

76

Попрошу я его о другом,

чтоб не счёл меня личным врагом,

чтобы ввёл меня в нОменклатУру,

и чтоб крыльев привил мне культуру.

Неужель я о многом прошу,

 встретив Взгляд как на дерзкую вшу?

Знамо Боженька мне не откажет

 и на ангельский подвиг помажет .

77

Чтоб с супругой в житейском дыму

все устроилось сплошь по уму

коль меня наконец-то не станет,

пусть судьба ее вновь не обманет,.

 чтобы из хитросплетений и книг

у тебя личный ангел возник

безнвказанным духом от плоти,

охранит он тебя на излете

78

Будешь жить и меня забывать,

чтобы жизнь улыбнулась опять,

чтоб забылись житейские раны,

трагифарса и мелодрамы.

А когда позову наугад,

ты поймаешь мной радостный взгляд,

но едва ли сравнишь с анекдотом,

и ответишь рассеяно: кто там?

Март-ноябрь, 2023, Израиль

Несколько фраз в качестве послесловия.

1. Я заболел, у меня ALS. И если прошлым летом я умудрялся бегать, то сейчас я утратил возможность передвигаться самостоятельно, без помощи кресла. Так что выздоровление, скорее всего, не предвидится, и дни мои, похоже, сочтены.

2. Уже несколько лет, с переменным успехом, пишу роман в стихах, фабула которого, как река, много раз меняла русло, и в результате в тексте романа образовалось то, что О.Мандельштам называл "диким мясом поэзии". Неудивительно, что когда грянули тревожные симптомы болезни и диагноз, я задумался над вопросом, как закончить то, что я закончить, скорее всего, не успею.

3. Вот почему в эти месяцы я вспомнил о "диком мясе" из романа, извлёк его из текста и задумался, что делать с всем этим. Именно тогда, весной этого года пришла идея создать на базе извлеченных строф небольшую лирическую поэму.

4. Про извлеченные куски можно было сказать две вещи: они лего структуровались, как набор восмистиший. И второе, это была не поэма, а так, разрозненные записи в рифму.

5. Итак, текущую задачу я видел в том, чтобы менять восмистишия местами до тех пор, пока не приступят в самых общих чертах, очертания поэмы. Что до всяческих, неминуемых в подобном случае, лакунах, то их следовало дописать. Речь шла о доброй половине будущего текста.

6. Таким образом, напоследок могу опять высказать две вещи: получилось вполне автобиографическое произведение, включающее и мир, и войну, и жизнь, полную событий и впечатлений, и болезнь, и сострадание, и любовь, и второе: жанр поэмы эксперементален, и можно его назвать, как пазл-поэма, поскольку ракировки восьмистиший продолжались до самого конца работы над поэмой.












Комментарии 10

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 18:41:10 10.12.2023

    Феликс,

    я перечту еще и напишу подробнее. но сразу могу сказать - пронзительная и сильная поэма, мужская. 

    О нашей, по сути, беспомощности в стремлении дать то счастье любимому человеку, о котором мечталось в юности. Скажу больше того - даже и здоровый,  преуспевающий человек не способен сделать это в полной мере - в той, о которой мечталось.

    На фоне большинства игривых, или актуальных, или классических стихов такая поэма для мня - как окно в мир живой и всегда немного сакральной поэзии.

    Спасибо за мужество, искренность и поэтическую силу!

  • Это поэзия не слов,

    но воздуха

    то, пожалуй, даже важнее

  • Алисов Владимир , 23:56:50 10.12.2023

    Это исключительно сильно, но мне совершенно не хотелось бы комментировать "литературно". Здесь то, что я называю "выходом за пределы литературы и выше".
    Ассоциация у меня с фрагментом философа О.Ященко:
    "Если бы нам была доступна противоположная точка зрения, то мы бы в одночасье узрели, что бытие и небытие отнюдь не противопоставлены друг другу, а само различие между этими понятиями лишено всяческого смысла. Оттого-то в глубине моего сердца и теплится надежда, что после смерти мы обретаемся в таком свете, в сравнении с которым свет полудня - затмение".

  • Гойхман Феликс , 09:58:01 11.12.2023
    • Тищенко Михаил , 18:41:10 10.12.2023

      Феликс,

      я перечту еще и напишу подробнее. но сразу могу сказать…

    Спасибо, Михаил,  за дружелюбное внимания и чуткость. Если подумать, большинство моих текстов посвящены странностям любви, совершенно по заветам Пушкина, поскольку я тоже не мыслю другого разговора. К тому же подобный подход раскрывает или способен раскрыть глаза пишущего и читающих на весь мир практически во всех возможных его ракурсах и эманациях, включающих жизнь, смерть, гуманизм и его антоним и прочее, и прочее, и прочее.

    С нетерпением буду ждать развернутости ваших суждений.


  • Гойхман Феликс , 11:03:57 11.12.2023
    • Белавин Игорь Песни , 21:19:02 10.12.2023

      Это поэзия не слов,

      но воздуха

      то, пожалуй, даже важнее

    Спасибо, Игорь! Мой знак зодиака принадлежит стихии воды. Наверное, поэтому вода во всех возможных ипостасях. И в поэме вода присутствует во многих местах. Даже вещи, не относящиеся к стихам, такие, как диалектика, тоже прежде всего связывает жизнь с рекой, куда дважды не зайдёшь.  Или, скажем, тяжелая вода, или вода связанная химически. Близкие  мне среды, огонь - покойник моя матушка и жена. Они плохо сочетались друг с другом, а со скорпионом- мной у каждой из них был отличный подход. А дочь моя - воздух, близнецы, и дочь моя, уж поверьте мне на слово, Моя Дочь, особенно сейчас. 

    Вы, Игорь, вероятно, пожимаете плечами, и недоумеваете, мол, я ему про одно, а он мне про другое. Хотя, возможно, и для вас, мой отзыв все-таки связан  с вашей оценкой. Короче, вы правы)))) связь есть. Практически, и стишки мои так или иначе ассоциироваться с водой, даже восьмистишья 2014 года (лёд), даже огромные, на 40-50 катренов, тоже потокоподобны. А вот поэма -воздух, неважно, среда, состояние, свойство... Очень может быть, по той причине, что поэма (моя) от стихов, даже протяженных, отличаются друг от друга, как a×b×c от a+b+c. В результате проявились некоторые вещи, не бывшие мне присущи раньше. И вот мой ответ, вероятно, вы правы.

    • Гойхман Феликс , 11:03:57 11.12.2023

      Спасибо, Игорь! Мой знак зодиака принадлежит стихии воды. Наверное, поэтому…

    Мне отчасти проще, поскольку я смотрю на любые стихи

    с точки зрения мировой поэзии, а там

    много чего можно накопать

    Состав Вашей поэмы напомнил мне идею Рильке о "воздухе поэзии"

    вот выдержка из его "Сонетов к Орфею"  (часть 2, сонет 1);

    Сколько воздушных масс в пазухе горловой

    было! ветры с годами

    стали моей семьей.

    Это довольно редкий случай, когда поэма производят впечатление

    не густотой реалистических, скажем, описаний, а самим веществом поэзии

    Дело, видимо, в психологическом влиянии

    в пересоздании опыта жизни не в факты как таковые, а в стихию жизни

    через слово

    поэму я считаю удачной

  • В какой-то момент понимаешь, как много было в жизни всяческой суеты, которая дается людям, чтобы не предавались лишним размышлениям о высших смыслах, которые все равно недоступны живым...  А еще, что главная ценность в этой жизни - это любовь...

    А поэма напомнила мне дорогу, по которой мы возвращаемся ДОМОЙ.

    С уважением, Олег Мельников.




  • Гойхман Феликс , 08:22:58 12.12.2023
    • Алисов Владимир , 23:56:50 10.12.2023

      Это исключительно сильно, но мне совершенно не хотелось бы комментировать…

    Спасибо, Владимир! Я не знаю насколько  непротиыоречив дискурс процитированного вами мыслителя, я слышу его имя впервые,  но мне нравится  стиль его фразы и мысли.  Что касается, "нарушенных" поэмой границ, но и тут я - пас. Уже намекал, что п. для меня самого - Terra incognita.  Но это - не просчёт сборки, а возможность, в том числе и того, о чем вы толкуете. Что до этого, у меня есть лишь косвенные улики. Это то, что пазл-поэма, это - не жанр, а лишь указание на метод. Жанр п. это своего рода полимсест, где поэма, как жанр переходит в хеппенинг, а тот в свою очередь  становится завещанием. Ничего более точного в отношении п. у меня нет.

  • Гойхман Феликс , 08:37:36 12.12.2023
    • Мельников Игорь Глебович , 14:15:33 11.12.2023

      В какой-то момент понимаешь, как много было в жизни всяческой…

    Спасибо, Олег! Начну с курьеза: пол-работы не показывают не только дуракам, но и людям, значительно умнее оных. Обиды нет, просто нелеченная тяга к расставлению точек над I. Но нынешние слова ваши очень важны для меня, поскольку характеризуют текст,  который я пока охарактеризовать не способен,  не смотря но указания, рассыпвнные в самом тексте.


    И привыкнув, навеки уснуть,

    хоть болезнь это все-таки путь, 

    как любовь, но в обратном порядке,

    не забыть бы пристроить монатки.

  • Гойхман Феликс , 13:40:11 12.12.2023
    • Белавин Игорь Песни , 11:57:37 11.12.2023

      Мне отчасти проще, поскольку я смотрю на любые стихи

      с точки…

    Очень интересно. Прочитав цитату из Рильке, подумал о двух вещах: во-первых,  я чертовски плохо знаю Рильке, и второе, жизнь мою можно разделить на две части. В молодости и немного потом, находя интересную мысль в 

    первоисточнике, я брал её в свою жизнь. Но сейчас движение идёт в другую сторону. Столкнулись в чужом тексте экстраордиеарную мысль, я не беру это мысль в загашник, а напротив напитываю аутентичный образ своими возможно сомнительным смыслами.