Синема Rating 10/10

Рубрика: Философская лирика | Автор: Гойхман Феликс | 18:17:07 04.04.2021
1
0

                       Слово- серебро

1

Подросткового срама

мне забыть не дано -

не болтливая драма,

а немое кино.


Из его загородок

никому не сбежать,

языка самородок

за зубами держать.

2

Если хочется песен,

и соблазны кругом,

и становится тесен

родительский дом, 


если девичьи тайны,

семена синема

прорастают цветами

и сводят с ума,


если вера и правда –

с чужого плеча,

то какая бравада

прозвучит сгоряча? 


И какая обида

мне вернет имена,

понарошку, для вида? -

Письмена синема.

3

Оттого у подростка

арсенал небогат.

Вместо силы и лоска -

серебра суррогат.


И не вылетит птичка

посреди тех шумих.

Есть такая привычка

у великих немых.

4

Ну и  чем опечален

желторотый плэйбой, 

в закоулках читален, 

в тишине гробовой?


Может быть, он не в силах

удержать в тайнике

табунок  белогривых

каравелл налегке.


Может быть, не придется,

нахлеставшись воды,

упорхнуть из колодца,

речевой лебеды.

5

С воробьиным восторгом

городились слова -

непокорным попкорном

полна голова.


Обмирает и плачет

она по весне,

если речи не значат

ничего, как во сне,


и никто не услышит

ни вовне ни внутри

тех, кто замертво дышит

из отверстой двери.

6

А судьбина - не сдоба,

и вдобавок, нема

от рожденья до гроба -

сулема синема.


Молодая блокада

прорвалась не вчера,

кочевого уклада

шальная пора.


И осталось плейбою

выживать из ума,

ведь стена за стеною,

седина синема.


Да пообочь, как тени,

пролегают пути,

из минувшей артели

никого не найти.

2019

Комментарии 24

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • если позволите, Феликс, то скажу всерьез

    (надеюсь, что буду понят...)

    ясно, что идет внутренняя отсылка к пастернаку

    "как игралось подростку"

    в сущности, это стансы, хотя превращенные авторской волей

    в некий нарратив

    даже и линейную конструкцию

    думаю, этому стишу линейность противопоказана

    как и саге об итальянских мафиози ("Крестный отец")

    и это меня чуть нервирует

    а некоторые четверостишия очень хороши

    и в целом...


  • Гойхман Феликс , 19:26:04 04.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 19:15:33 04.04.2021

      если позволите, Феликс, то скажу всерьез

      (надеюсь, что буду понят...)

      ясно, что…

    Почему, нет, Игорь. Нумерация пришла позже, вероятно, тогда, когда определился угаданный Вами жанр. Линейность не уверен. Идет постоянная игра с читателем в рамках параллели "подросток-катаржанин". Задачу свою, если можно так сказать, я видел в том, чтобы не переборщить в этой достаточно рискованной аллюзии. По сути, этот стишок ближе к Вашему Барабану, как я его вижу, нежели к Вакханалии.

    • Гойхман Феликс , 19:26:04 04.04.2021

      Почему, нет, Игорь. Нумерация пришла позже, вероятно, тогда, когда определился…

    Мне показалось...

    Ну, это преамбула, а если по гамбургскому счету

    то (мне кажется) что в этих стансах часть четверостиший

    это балласт, а часть стоит не на своих местах

    можно, конечно, оставить и так, ибо читатель олух

    или невежда (ну что с него взять, с современного-то...)

    Алисов, который вообще советует авторам доверять, щас меня прибьет скалкой...

    • Гойхман Феликс , 19:26:04 04.04.2021

      Почему, нет, Игорь. Нумерация пришла позже, вероятно, тогда, когда определился…

    Я не угадываю а просто знаю

    (как мне кажется...)

  • Гойхман Феликс , 19:38:00 04.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 19:34:40 04.04.2021

      Мне показалось...

      Ну, это преамбула, а если по гамбургскому счету

      то (мне…

    Хорошо - не я!))) Игорь, позолотите ручку, укажите на баласт.

    • Гойхман Феликс , 19:26:04 04.04.2021

      Почему, нет, Игорь. Нумерация пришла позже, вероятно, тогда, когда определился…

    И кстати я не вижу тут никаких речевых

    или стилистических ошибок в отдельных местах

    лишь определенную композиционную проблему

    что вообще в нонешних условиях

    почти не...

    • Гойхман Феликс , 19:38:00 04.04.2021

      Хорошо - не я!))) Игорь, позолотите ручку, укажите на баласт.

    1.

    Подросткового срама

    мне забыть не дано -

    не болтливая драма,

    а немое кино.

    Оттого у подростка

    арсенал небогат.

    Вместо силы и лоска -

    серебра суррогат.

    Из его загородок

    никому не сбежать,

    языка самородок

    за зубами держать.

    2.

    Если девичьи тайны -

    семена синема -

    прорастают цветами

    или сводят с ума,

    если вера и правда –

    с чужого плеча,

    то и вправду бравада

    прозвучит сгоряча.

    Никакая обида

    не вернет имена,

    ведь они лишь для вида:

    письмена синема.

    3.

    И не вылетит птичка

    из-за грома шумих

    (есть такая привычка

    у великих немых!).

    И когда опечален

    желторотый плэйбой

    в закоулках читален,

    в тишине гробовой.

    И когда он не в силах

    удержать в тайнике

    табунок белогривых

    каравелл налегке.

    4.

    Обмирает и плачет

    синева по весне.

    Если что-то и значат,

    то всегда – как во сне.

    С воробьиным восторгом

    загордились слова.

    Встала в горле попкорном

    синема-синева.

    И осталось плейбою

    выживать из ума,

    ведь стоит за стеною,

    седина-синема.

    А судьбина - не сдоба,

    и вдобавок, нема

    от рожденья до гроба -

    сулема-синема.














  • Гойхман Феликс , 20:36:40 04.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 20:12:26 04.04.2021

      1.

      Подросткового срама

      мне забыть не дано -

      не болтливая драма,

      а немое кино.

      Оттого…

    Я кажется,  понял Вашу мысль, Игорь, объединить стих не формально, а синтаксически. Возможно, я так и сделаю. Когда писал, думал рефрен поможет объединению, но этого, судя по всему, не достаточно. Ваш эскиз, видно, сделан на живую нитку, нужна некоторая работа. Этим мне и нравится наша площадка. Не знаю как для кого, но для меня рабочая атмосфера - самое то.

    Спасибо, Игорь.

    • Гойхман Феликс , 20:36:40 04.04.2021

      Я кажется,  понял Вашу мысль, Игорь, объединить стих не формально,…

    Большинству из сетевых авторов, в том числе на БЛК

    хотя "там" вроде бы должны понимать фишку

    объяснять редакторскую работу бесполезно, я давно зарекся

    я своим редакторам (а среди них, ясен пень, есть разные и даже очень)

    всегда говорю: вы - мой соавтор

    это отчасти лесть, отчасти истина

    ясно, что пишет автор, а редактор лишь компонует и подсказывает

    я делал свертку быстро, но это не значит, что спустя рукава

    впрочем, тише едешь - целее будешь

  • Гойхман Феликс , 21:06:36 04.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 20:51:39 04.04.2021

      Большинству из сетевых авторов, в том числе на БЛК

      хотя "там"…

    Я не сказал спустя рукава, я сказал на живую нитку или на скорую руку, что тоже не значит спустя рукава. Думаю, ескиз был верным определением, редакторский эскиз, если хотите. Синтаксическое распределение готового и довольно сложного материала требует вдумчивой, кропотливой работы, поскольку одни противоречия могут породить другие противоречия. У меня в переработке сейчас находятся сразу три стихотворения, это - третье, благодаря Вам. И кстати, ни разу мои редакторские экивоки не были приняты к непосредственному рассмотрению немедленно, как это происходит сейчас между мной и Вами. Повторюсь, спасибо!

    • Гойхман Феликс , 21:06:36 04.04.2021

      Я не сказал спустя рукава, я сказал на живую нитку…

    Тогда это к Михаилу Тищенко, много поработавшему для респекта сайта

    хотя и к Вам, Феликс, тоже

    наверное, если бы вы мне прежде не глянулись

    то и контакта не произошло б

    я я сам - это все скорее на автомате

    ну примерно как у японских самураев

    яппона-маать!

  • Гойхман Феликс , 21:38:03 04.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 21:11:30 04.04.2021

      Тогда это к Михаилу Тищенко, много поработавшему для респекта сайта

      хотя…

    Глянулись - хорошее слово. Приглянулись, это - для противоположного пола, а глянулись - самое то. Игорь, вы мне тоже глянулись. У нас с Вами, как в песне поется, рыбак рыбака видит издалека.

  • Гойхман Феликс , 22:09:07 04.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 21:11:30 04.04.2021

      Тогда это к Михаилу Тищенко, много поработавшему для респекта сайта

      хотя…

    Утащил ваш эскиз в Офис буду работать. И кстати, Игорь, Вам приходилось перелопачивать тексты написанные не сегодня и даже не вчера?

    • Гойхман Феликс , 22:09:07 04.04.2021

      Утащил ваш эскиз в Офис буду работать. И кстати, Игорь,…

    Отвечу издалека

    стихи я начал писать рано и без балды

    а примерно в 1975-6 занялся переводами (с немецкого)

    и только после этого начал хоть чему-то учиться

    во всяком случае понял методу Пастернака

    все стихи до 1978 я круто переделывал,  многажды и в разные годы

    а вот в отношении более поздних стихов переделки стали редки

    но по строчкам и тем более в ряде слов - да, замены были много позднее написания

    ну, вспомним, что Пушкин всегда правил по свежаку, что правильно

    но где уж нам уж коды и работать надоть хоть инода

    что касается редакторов, то я имею в виду свои переводы

    что прозу, что поэзу

    но не было б их (переводов), я бы ничему и не научилси...




  • Гойхман Феликс , 01:31:30 05.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 22:20:41 04.04.2021

      Отвечу издалека

      стихи я начал писать рано и без балды

      а примерно…

    Похожая и непохожая история: начал виршеплетствовать в 9 лет и до 73 был заядлым конформистом. В 73тем началась крутая перестройка, охватившая 8 лет. Что-то,  какие-то крохи сохранились. То, что началось 81 было уже серьезной заявкой, но и из того сохранилось немного. Глупость. В 90том, когда уезжали, сжёг большую часть, как будто они кашу просили. Снова начал писать в 98мом. Тут все сохранилось. Три стиха в переделке: Марш, здесь на странице Юношеский марш (81год), Реквием (99год) и Синема (19). Это - новое для меня дело, но я настроен оптимистично. Сейчас, стилистчески у меня большой разброс, поэтому поймать настроение даже текста двухлетней давности непросто. То, что Вы написали о Синеме, что она линейна - не вполне справедливо. Она недостаточно структурирована, это - да, но не линейна. Но спасибо Вам, я над этим поработаю.

    Кстати, то, что Вы написали о методе Пастернака, я понял, что речь о его переделках стихов из Сестра моя жизнь. Думаю, Вы в курсе, что переделки П. принимали далеко не все современники. Для меня опыт П. именно, как знак предостережения.

    • Гойхман Феликс , 01:31:30 05.04.2021

      Похожая и непохожая история: начал виршеплетствовать в 9 лет и…

    на всякий случай уточню несколько моментов

    Под словами "линейная структура" в "Синема"

    я подразумевал то,  что четверостишия в авторском варианте

    идут друг за другом в таком порядке, чтобы предыдущее связывалось

    с последующим логикой событий

    (оговорюсь, что в комментах всегда неувязки, потому что трудно

    предложить сходу приемлемую терминологию)

    а поскольку мы имеем дело со стансами, то любая "линейность" провисает

    сейчас модно словечко "нарратив", очень осторожно скажу, что в авторском варианте

    сделан упор на нарратив

    я предлагаю присмотреться к стишу в целом и перестроить его так,

    чтобы объединительным моментом стал чисто формальный, вероятно,

    синтаксический принцип

    (но дело конечно за авторским видением)

    и сразу выпали те четверостишия, которые, с моей точки зрения, хуже по качеству

    поэтической ткани

    что касается Пастернака, то большинство претензий к нему политически ангажированные

    а  то и вообще дутые

    конечно, как переводчик он совершил массу ошибок

    но вы попробуйте делать 120 строк в день!

    а претензии к его  правке старых стихов связаны чаще всего с недоразумением

    если с карандашом в руках сравнить ту же "Венецию" повариантно, видно,

    что без переделок не обойтись

    вообще надо доверять авторской концепции, понимая, почему она такова

    я взялся критиковать "Синема" исключительно потому, что часть  из Ваших четверостиший

    с моей точки зрения была ниже классом, чем остальные

    и нужна была какая-то объединительная идея

    чтобы оставить лучшее

    именно так Пастернак и правил свои стихи


  • Гойхман Феликс , 19:12:56 05.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 10:07:53 05.04.2021

      на всякий случай уточню несколько моментов

      Под словами "линейная структура" в…

    Все так, окололитературная литература полнится легендами. Вот одна из них, косвенно связанная с Пастернаком. Речь об Александре Гладкове, авторе Давным давно. Рязанов распустил слухи, что Гладков пьесы не писал. Вы наверное, слышали про то, как увиливал от сценарной работы по своей пьесе. Ничего по этому поводу сказать не могу. Ну не считая рассуждения, что для Эльдара Рязанова чужая репутация стоила недорого. Но это - слабый аргумент. А вот еще оди слабый аргумент. Попалась мне книга воспоминаний о Пастернаке. Три мемуариста, все трое более или менее знамениты: академик Вильмонт, Андрей Вознесенский и Александр Гладков. Человек, который вырисовывается из эти его мемуаров - в высшей степени умный, порядочный, чистосердечный, и владеющий отличным русским, писатель. Представить себе, как он бегал от Рязанова, я не в силах.

    • Гойхман Феликс , 19:12:56 05.04.2021

      Все так, окололитературная литература полнится легендами. Вот одна из них,…

    В литературной среде всегда бродят разного рода мифы, из разряда одна баба сказала. Просто из зависти, к чужому таланту или деньгам, или кто-то на кого-то обижен. Обо мне тоже всякие песни поют. Проверить такие слухи сложно, надо на проверку полжизни потратить, а в результате все равно пшик выйдет. Мог ли Гладков бегать от Рязанова? Да запросто, например, Гладкову обещали один гонорар, а дали гораздо меньше. Он стал тянуть резину, работать отказывался, а тут Рязанов обиделся, потому что кинопроцесс задерживается, а на Рязанова администрация давит. Конечно, подробности я не изучал и книгу Рязанова не читал, но сами посудите, Феликс. Если бы у пьесы был другой автор, то куда, интересно это автор девался? Чужой сюжет взять можно, а вот чтобы в руки попала шикарная рукопись, а никто другой о такой рукописи слыхом не слыхивал (и это в литературной-то среде!), это что-то фантастическое. Автор, написавший пьесу в стихах, стал бы ее показывать в разных местах, пропагандировать, и уж нашлись бы доброжелатели, которые вывели б Гладкова на чистую воду просто из вредности.

    А зачем такую байку распространял Рязанов? Ну, ведь его книгу надо было чем-то занятным наполнять... А сплетни о друзьях-писателях – самое то. Мемуаристы редко щадят чужие репутации, это не их творческая задача.

    Вообще мысль о том, что писатели кроме таланта должны еще и честными быть, история литературы не подтверждает. Вон Хармс котлеты воровал, и че?

    Если бы я собирал все сплетни, которые слышал, тоже писал бы мемуары... Но, увы, мемуарист из меня никакой.


  • Гойхман Феликс , 00:34:07 06.04.2021
    • Белавин Игорь Песни , 20:28:30 05.04.2021

      В литературной среде всегда бродят разного рода мифы, из разряда…

    Говорю же, рыбак рыбака... Кстати, Игорь, загляните при случае. Мадельштаму повезло с женой, Ахматова тоже как-то выехала, а вот Пастернак пребывал в тени, как мне представлялось. Никакой Надежды Яковлевны, никакого Наймана и иже с ним. Я поэтому и купил книгу. Стоющая вещь, Пастернак как живой, в смысле, почти простой смертный. Что до собирателей грязных слухов, то первое имя у меня на губах: Рейн. Даже странно, что он еще не выпустил мощного мемуара, затмил бы Декамерон. Как-то оказался с ним в одной компании. Дело было на выездном семинаре, он был приглашенным гостем. Так случилось, что наша с женой комната оказалась кают-компанией. В общем его бенефис закончился тем, что хозяин комнаты хлопнул за собой дверью. Кстати уже начал переработку Синема. Скоро покажу результат.

    • Гойхман Феликс , 00:34:07 06.04.2021

      Говорю же, рыбак рыбака... Кстати, Игорь, загляните при случае. Мадельштаму…

    Я читал книгу Быкова о Пастернаке. Ну, не до корки, но много. Очень не понравился сам подход. Думаю, это все из разряда самопиара. Быков - талантливый проходимец (прости Господи...), а Пастернак пытался справиться с той славой, которая на него накатывала, хотя и его самого широкая известность  пугала. Конечно, он совершал ошибки, никто из нас не ангел. Был слишком капризен и слишком много работал (написал, перевел, высказал). Я лично предпочитаю со славой не якшаться, меньше хлопот. Рейн фигура вполне дутая, оттого и проблемы: не по Сеньке оказалась шапка.