Мама так смеялась. Папа мыл окно. Rating 10/10

Рубрика: Гражданская лирика | Автор: Калашников Юрий | 08:14:47 09.05.2021
2
0

***

                                 Добровольской Н.Н.


Мама так смеялась...

Папа мыл окно.

Зинка танцевала.

Горькое вино вызреет попозже.

Время до войны

если хочет -

может лапой тишины постучаться в двери.


Мирное, кто там?

Очень злые звери, - скажет Левитан

после воскресенья.

А в субботу дождь

cмоет опасенья с окон.

Лучше ложь

в тот последний вечер (что не мудрено).


Мама ищет свечи.

Тёмное окно.


Комментарии 16

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 15:01:17 09.05.2021

    Хорошее стихотворение!

    Но, возможно, строки лучше разбить, например, так:


    Мама так смеялась. 

    Папа мыл окно.

    Зинка танцевала. 

    Горькое вино

    вызреет попозже. 

    Время до войны

    если хочет - может 

    лапой тишины

    постучаться в двери. 

    Мирное, кто там?

    Очень злые звери, - 

    скажет Левитан

    после воскресенья. 

    А в субботу дождь

    cмоет опасенья 

    с окон. 

    Лучше ложь

    в тот последний вечер. 

    Что не мудрено.

    Мама ищет свечи. 

    Тёмное окно.

  • Очень хорошее стихотворение, Юрий.

    Но у него (не у вас, как поэта, а у нашего времени) есть

    серьезная проблема. Стихотворение написано в старой стилистике,

    то есть, по сути это - стилизации, хотя не проявленная до конца.

    Но наше, современное социокультурное поле, наши сегодняшние клише

    сопротивляются тому, что вы одновременно стилизуете "под эпоху

    и находитесь в нашем времени. Нет дистанции между вами, и  самой стилизацией.

    Такого рода удачные вариант то есть "почти без дистанции" - "Рио-рита - "на площадке танцевальной

    сорок первый год". 

    Михаил предлагает такую дистанцию создать за счет отказа от естественного деления на строки

    можно и так

    Мама так смеялась. Папа мыл окно. Зинка танцевала. Горькое вино вызреет попозже. Время до войны, если хочет - может лапой тишины постучаться в двери. Мирное, кто там? «Очень злые звери», - скажет Левитан после воскресенья. А в субботу дождь cмоет опасенья с окон. Лучше ложь в тот последний вечер. Что не мудрено. Мама ищет свечи. Тёмное окно.

  • Калашников Юрий , 18:48:41 09.05.2021
    • Тищенко Михаил , 15:01:17 09.05.2021

      Хорошее стихотворение!

      Но, возможно, строки лучше разбить, например, так:


      Мама так смеялась. 

      Папа…

    Спасибо, Михаил!

    Можно и так, но когда писал, хотелось внутренней рифмы (только в одном месте она нарушена, не помню почему, стих давний).

  • Калашников Юрий , 18:58:46 09.05.2021
    • Белавин Игорь Песни , 15:42:13 09.05.2021

      Очень хорошее стихотворение, Юрий.

      Но у него (не у вас, как…

    Спасибо большое, Игорь!

    Интересную тему стилизации Вы подняли. Скажу честно, я о поиске довоенного стиля я не думал, боялся только злоупотребления анжамбеманом, но так хотелось рассказать о 21 июня строками с внутренней рифмой (эхом, бликами, отсветами того времени).

    Не знаю, сможет ли повлиять переформатирование текста на "увеличение дистанции между автором и стилизацией", но задача интересная, как и сама поднятая тема.

    С Праздником Победы над адом!

    • Калашников Юрий , 18:58:46 09.05.2021

      Спасибо большое, Игорь!

      Интересную тему стилизации Вы подняли. Скажу честно, я…

    Прошу прощения, что поясняю часто на птичьем

    так что попробую уточнить (хотя все равно на птичьем)

    когда мы воспринимаем стихи, то содержание воспринимается только тогда

    когда образовался "канал связи" между текстом и читателем

    если текст стилизован, то его содержание неактуализировано,

    если нет дистанции между автором как современником читателя

    и текстом, имеющим за счет стилизации иные законы восприятия

    читателя в этом случае надо сбить с шаблона

    иначе возникает когнитивный диссонанс

    что и заметил Михаил Тищенко

    другое дело, как это сделать на практике

    с Днем Победы!

    • Калашников Юрий , 18:58:46 09.05.2021

      Спасибо большое, Игорь!

      Интересную тему стилизации Вы подняли. Скажу честно, я…

    Дело не во внутренней рифме или в ее отсутствии

    а в том, что авторская интонация здесь 

    напоминает интонацию стихов "того времени"

    эти стихи формально похожи на "те" (это и есть стилизация)

    но автор (вы) почти нигде не говорит читателю, он-то, автор,

    из какого времени смотрит на те события?

    Вопросами стилизации много занимался Давид самойлов

    "папа молод и мать молода.... и пролетка крылата"

    Самойлов все время следит, чтобы автор случайно не попал

    не в  свое время (какие там "пролетки" во времена Самойлова?,

    какие пушкинские мотивы?)

    а читатель да он должен погрузиться в "несвоевременную" атмосферу

  • Зонов Никита , 21:04:20 09.05.2021

    Уважаемый Юрий, в комментариях к Вашему стихотворению была обоснованно затронута проблема записи.

    Три варианта, включая Ваш.

    Думаю, если рассматривать стих как поэтическое высказывание и базироваться на интонациях прямой речи, запись могла бы выглядеть так:


    Мама так смеялась...

    Папа мыл окно.

    Зинка танцевала.

    Горькое вино вызреет попозже.

    Время до войны

    если хочет --

    может лапой тишины постучаться в двери.

    Мирное, кто там?


    Очень злые звери, -- скажет Левитан

    после воскресенья.

    А в субботу дождь

    cмоет опасенья с окон.

    Лучше ложь

    в тот последний вечер (что не мудрено).


    Мама ищет свечи.

    Тёмное окно.


    И времена перекликаются разностью строк.

    Простите дерзость, Никита.

  • Калашников Юрий , 21:17:18 09.05.2021
    • Белавин Игорь Песни , 19:40:14 09.05.2021

      Прошу прощения, что поясняю часто на птичьем

      так что попробую уточнить…

    "читателя в этом случае надо сбить с шаблона" и " как это сделать на практике" ???

    Вот это тот еще вопрос.

    Я не совсем понял, а что композиционное изменение формы стихотворения сильно изменит отношение читателя к "стилизации"? Может только отчасти. А в содержание уже не войти, как в реку.

  • Калашников Юрий , 21:24:15 09.05.2021
    • Белавин Игорь Песни , 19:52:33 09.05.2021

      Дело не во внутренней рифме или в ее отсутствии

      а в…

    Да, Игорь, я согласен с Вами и признаюсь в том, что с самого момента написания стихотворения понимал, что не смог раскрыть того, что "папа и мама" в тексте - это родители Зины (моей мамы), которой в 41-м было 8 лет и соответственно мои дедушка и бабушка. 

    Может, если бы это удалось сделать, то это и послужило бы возможности для автора отдалиться от описываемой ситуации и уйти от "стилизации"?

    Как глубоко Вы с Михаилом подметили, не хочется писать "копнули". Я хорошо и почти по семинарному понимаю то, о чем вы пишите. Классно.

  • Калашников Юрий , 21:31:34 09.05.2021
    • Зонов Никита , 21:04:20 09.05.2021

      Уважаемый Юрий, в комментариях к Вашему стихотворению была обоснованно затронута…

    Да какая дерзость?? Отличные здравые мысли и профессиональное неравнодушие. За что и Вам спасибо тоже.

    Наверное, стоит менять композицию, хотя, как я уже писал Игорю, форма спасает лишь отчасти, как та синица, но все же в руке. А в смыслы я уже не рискну снова входить, по крайней мере сейчас.

    Еще раз спасибо Вам!


  • Зонов Никита , 21:40:00 09.05.2021
    • Калашников Юрий , 21:31:34 09.05.2021

      Да какая дерзость?? Отличные здравые мысли и профессиональное неравнодушие. За…

    Тут такое дело, Юрий, -- у Вас внутри, в Вашем прочтении, стихотворение интонирует, но иногда просто сложно представить себе стороннее читательское восприятие.

    А иногда поработаешь над записью (порой плотно поработаешь) - и текст меняется.

    Приходит в соответствие с текстом внутри. И уже не видишь его иначе.

    Удачи, Никита.

  • Калашников Юрий , 21:42:12 09.05.2021
    • Зонов Никита , 21:40:00 09.05.2021

      Тут такое дело, Юрий, -- у Вас внутри, в Вашем…

    Да, я понимаю о чем Вы и согласен с этим. И для меня это хорошо.

    И Вам удачи и с Праздником!

    • Калашников Юрий , 21:17:18 09.05.2021

      "читателя в этом случае надо сбить с шаблона" и "…

    Во-первых, это обсуждение, а не приказ:)

    Во-вторых, дело в  том, что автору по привычке близко содержание

    (высказывание), а на самом деле в стихотворение редко бывает

    очевидное "содержание", поскольку  ментальный пейзаж тут описан крайне скупо

    (ну в силу маленького пространства текста, в силу несовпадения

    социокультурных полей, разного понимания одних и тех же реалий

    читателем и автором)

    так что авторская борьба за содержание часто вообще бессмысленна

    читатель домысливает стиш иной раз прямо противоположно авторской воле

    именно поэтому в литературоведении есть понятие (слияния формы и содержания)

    актуализации содержания через форму

    пока вы не актуализируете свое стихотворение через какую-то неожиданность в форме

    оно не будет обладать содержанием вообще (ну или не тем, какое вы в стиш вложили)

    кстати, мне очень понравилось решение Никиты Зонова

    • Калашников Юрий , 21:24:15 09.05.2021

      Да, Игорь, я согласен с Вами и признаюсь в том,…

    Почему я затрагиваю только измененение графики?

    А поменять текст, как вы сами понимаете, тут невозможно

    все слова у вас стоят там, где надо

    да и  сама  структура текста, как я могу понять,

    опирается на ваше когдатошнее, яркое восприятие

    можно, конечно, заменить само восприятие

    но тогда надо бы стать на минутку Давидом Самойловым

    нет, текст трогать ни в коем случае нельзя

    а вот разбивку на строки, особенно в духе Никиты

    вполне можно

    стиш осовременится без потери реалий


  • Калашников Юрий , 22:08:05 09.05.2021
    • Белавин Игорь Песни , 22:00:35 09.05.2021

      Во-первых, это обсуждение, а не приказ:)

      Во-вторых, дело в  том, что…

    Мне тоже наиболее по душе предложение Никиты.

    Да и все остальное обсуждение - просто кладезь. )

  • Калашников Юрий , 22:11:34 09.05.2021
    • Белавин Игорь Песни , 22:06:22 09.05.2021

      Почему я затрагиваю только измененение графики?

      А поменять текст, как вы…

    Да, я меняю, в порядке доброй воли и огромной благодарности за участие и глубокое понимание сути вопроса. Это удивительно. )