Белая ночь Rating 10/10

Рубрика: Философская лирика | Автор: Рейм Илья | 13:57:26 24.08.2021
2
0

и не стемнело, и не рассвело.

с началом кратких сумерек стекло

осталось беззастенчиво прозрачным.

ночь — как песок в часах: едва слышна,

и сыплется в воронку тишина

в молчании печальном, но не мрачном.


а за окном недвижен до утра

лишённый рыб аквариум двора —

вид кажется то радостным, то жутким.

и полумгла сгущается в тени,

собой соединяя дни и дни,

бессонно закольцованные в сутки.


а где-то там, у замка, под мостом

течёт вода. я помню старый дом,

брусчатку и кудахтанье трамвая,

которого уже и рельсов нет

давным-давно. и мерный ход планет

считает годы, не переставая.



Комментарии 14

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Такие живые и осязаемые образы в этом стихотворении!

    Замечательно!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Рейм Илья , 15:37:00 24.08.2021
    • Мельников Игорь Глебович , 14:24:43 24.08.2021

      Такие живые и осязаемые образы в этом стихотворении!

      Замечательно!

      С уважением, Олег…

    Олег, спасибо большое. Сам люблю это стихотворение. Пока осматриваюсь тут, первый день как попал.

  • Воронцова Тамара , 15:44:00 24.08.2021

    Чтение таких  произведений  - удовольствие! 

    Вникаешь в метафоры, чувства, мысли,  как в  составляющие мимолётности времени,

    отражаемой  в стихах,  и  вдруг начинаешь ощущать магию поэтического слова!   



  • гоня перед собой за днями дни

    откуда "у замка"?

    но сама схема стиха плюс ментальный пейзаж

    да, это достойно

  • Рейм Илья , 22:48:25 24.08.2021
    • Воронцова Тамара , 15:44:00 24.08.2021

      Чтение таких  произведений  - удовольствие! 

      Вникаешь в метафоры, чувства, мысли,  как…

    Благодарю!

  • Рейм Илья , 22:49:35 24.08.2021
    • Белавин Игорь Песни , 20:27:03 24.08.2021

      гоня перед собой за днями дни

      откуда "у замка"?

      но сама схема…

    У замка -- речь об Инженерном (Михайловском) замке в СПб. Это вообще об очень конкретных местах, вблизи которых прошло моё детство.

    • Рейм Илья , 22:49:35 24.08.2021

      У замка -- речь об Инженерном (Михайловском) замке в СПб.…

    У автора и "другого" (например, читателя)

    разные видения словесной картинки

    я называю это ментальным пейзажем

    поэт видит свой пейзаж и описывает как реалии места

    так и эмоциональное состояние (не свое, а "пейзажа")

    но у читателя (например, меня)

    заведомо другое видение, так как поэзия лишь намекает

    но не рисует пейзаж в подробностях

    я в предыдущем посте указал на некоторые темноты в стише

    тут "замок" просто замок, в моем социокультурном поле

    нет именно "Инженерного"

    это впрочем не значит, что темноты - это всегда плохо

    решать всегда автору


  • Рейм Илья , 11:45:29 25.08.2021
    • Белавин Игорь Песни , 09:42:16 25.08.2021

      У автора и "другого" (например, читателя)

      разные видения словесной картинки

      я называю…

    Игорь, видите, мне-то и кажется, что стихотворение должно быть правдой, и в этом качестве оно с большой вероятностью будет опираться на реальные объекты и события (хотя они и могут измениться — через обман ли памяти, через фантазию ли). Но данное стихотворение — отнюдь не повествовательное, сам жанр и выбранная стилистика предполагают именно выжимку переживаний, так что у меня изначально не может быть здесь задачи сделать все привязки к реальности чётко прочитываемыми. Может быть, белая ночь как таковая в сочетании с замком всё-таки должна бы давать расшифровываемость (но это место, конечно, скорее есть нечто, расшифровываемое постфактум, а не то, что мгновенно становится очевидным, во всяком случае, если не поместить стихотворение в цикл петербургских стихов, где контекст будет более ясен). В отрыве от цикла о темноте говорить в данном случае можно, соглашусь. Впрочем, меня она действительно не смущает.

  • Тюренков Василий , 12:46:17 25.08.2021
    • Рейм Илья , 11:45:29 25.08.2021

      Игорь, видите, мне-то и кажется, что стихотворение должно быть правдой,…


    Ага, по-моему, если стих называется “Белая ночь”, то ясно, что замок – Михайловский. По крайней мере человеку, знакомому с Питером)

    В принципе, чтобы всем было понятно, что это не абстрактный замок, а какой-то конкретный, можно написать его с заглавной буквы.

    • Рейм Илья , 11:45:29 25.08.2021

      Игорь, видите, мне-то и кажется, что стихотворение должно быть правдой,…

    Поэты (а современные - в особенности)

    грешным делом полагают себя избранниками Божиими

    и по этой причине частенько допускают ляпы, полагая свои ляпы - наитием

    На самом деле не нам диктуют, а мы сами "слышим себя"

    и по мере своих сил переводим услышанное в общедоступную плоскость

    То, что слышитсЯ Вам, Илья, и может другим ленинградцам тоже

    не будет близко чукче или алеуту (а вообще-то должно бы...)

    То есть (если придираться) профессионал  не имеет право забывать

    о том, что его текст - всеобщее достояние

    (Оговорюсь, что выразительные возможности поэтического языка

    не безграничны и не все зависит от желания автора)

    Я бы наверное согласился с Василием Тюренковым

    то есть, можно сделать "у Замка" это похоже снимет проблему



  • Рейм Илья , 19:32:02 25.08.2021
    • Белавин Игорь Песни , 16:05:15 25.08.2021

      Поэты (а современные - в особенности)

      грешным делом полагают себя избранниками…

    По поводу «слышим себя» — это мне близко. Хотя «нам диктуют» — это вполне себе стадия эволюции поэта, и довольно ранняя, на которой вдохновение уже есть, чувство слова (кому в принципе досталось, конечно) уже есть, а осознания процесса творчества ещё нет, он скрыт от самого творящего — процесс в нём уже происходит, а почувствовать этот процесс ещё внутреннего развития не хватает, только результат. Отсюда все эти «Бог диктует».


    Про большую букву — лучше я просто включу стихотворение в цикл, тогда вопросов почти и не будет. Хотя буква — тоже метод.

    • Рейм Илья , 19:32:02 25.08.2021

      По поводу «слышим себя» — это мне близко. Хотя «нам…

    Включить в цикл - тоже выход

    А рассуждения по поводу чего можно в стихах

    а чего нельзя

    упираются в том числе вот во что (с моих позиций)

    если вы строите реалистические образы (а ваше тяготение

    к правде -  в отличие от современного тяготения к вымыслу -

    а ля Пелевин и проч. - это и есть реализм, даже и критический)

    то темноты в реализме не совсем комильфо

    вот в символизме там пожалуйста

    или в герметизме или у метаметафористов

    допуская выход за пределы направления, поэт вступает

    на путь эклектики (что тоже - направление!)

    Вдохновение - термин, которым обозначали работу разных участков мозга

    в совместном стремлении к поэтическому образу

    то что Маяковский называл "вобла воображения"

    Ранний Маяковский кстати - экспрессионист, а не футурист, как ошибочно считают

  • Тюренков Василий , 12:29:25 26.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970


    Ну, когда доходишь в тексте до замка, то, по-моему, уже должно складываться ощущение, что дело происходит в самом городе, а не в пригородах или области.

    А прописывать заглавную букву в тексте, где их нет вообще – тоже не ахти. Мне лично понятно, что речь о Михайловском, но многие, конечно, не въедут. Ну так и ничего страшного)

    А у меня тоже был похожий случай. В строчке “Ветер со стрелки прохладу принёс” слово “стрелка” написал со строчной буквы, так меня замучили, вопрошая: “Что за стрелка такая?” Я исправил на прописную, и спрашивать перестали. Видимо, переключились на Google. Но там у меня была запись классическим стилем: каждая строчка с прописной.


  • Тюренков Василий , 13:03:23 26.08.2021
    • , 03:00:00 01.01.1970


    Ага, провинция, но тоже не обычная – питерская)

    Ага, “Стрелка” пишется с заглавной, мне просто не хотелось втыкать её в середину строчки. Думал, что и так прокатит. А про “забить стрелку” я чего-то и не вспомнил)