Комментарии, полученные пользователем

Помню, Игорю особенно нравились стихи про лошадь, упомянутое здесь и еще:

Я хочу, чтобы ты увидала:
За горой, вдалеке, на краю
Солнце сплющилось, как от удара
О вечернюю землю мою...



С уважением, Олег Мельников.

Когда везде звучали Евтушенко и Вознесенский, эти стихи едва печатали.

Читать и перечитывать первые мне, например, совсем не хочется сегодня, а эти - близки и как будто обо мне. Может, не со всем и соглашусь, но стройность и глубина образов - впечатляют.


С уважением,

МТ



Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Белавин Игорь Песни | 11:49:44 11.12.2022

И еще немного о современности

Если сходу сопоставить факты, то публикация в КП - 1964

а описание событий со слов "очевидца" появляется позже

(как и "дневник")

Поскольку в БП "Последние стихи" Елены Ширман опубликованы в 1965

это говорит о том, что ее документальные записи с этими стихами

были известны задолго до 1964-65 годов

иначе бы верлибр не попал в серию, ее подготовка дело не одного года

К несчастью, искаженная правда - уже и не правда


Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Белавин Игорь Песни | 11:02:00 11.12.2022

Конечно, чтобы убедиться наверняка, надо

проводить серьезное историческое исследование

и верить только документально подтвержденным фактам

В этих же очень трогательных историях много натяжек.

В 42-ом немцы второй раз оккупировали Ростов-на-Дону,

в городе начались расстрелы и казни. Особенно преследовали

коммунистов и евреев. Но евреев преследовали, видимо, массово.

Очень странно, что во время войны руководитель прифронтовой газеты

берет с собой родителей фактически в зону военных действий

Да, прорыв был быстрым, но сама военная обстановка не способствовала

разъезжать по весям попусту. Ширман почти наверняка была в коммунистах,

ее и расстреляли за этом, а не за еврейство как таковое.

За стихи могли расстрелять коммунисты, но не немцы.

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Тищенко Михаил | 10:56:16 11.12.2022

Михаил,

я не специалист-исследователь-биографист,  я не претендую на конечные знания, а исхожу их того, что нахожу на инете. Но вы правы, очеркисты любят подстраивать факты под свои теории.

Мне кажется, что сама по себе смерть такова, что причина ее важнее для потомков или историков, чем для приговоренного к ней.

Если бы Елена не взяла в поездку родителей, она не была бы отчасти ответственной в их смерти. И она не могла не осознавать это.  

Да обретут их души то, что искали!

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Михаил Эндин | 08:25:55 11.12.2022

"она взяла с собой родителей в поездку, и их расстреляли из-за ее агитационных стихов."

Нет, Михаил, всё проще и страшней  — их расстреляли за то, что они были евреями.

Вот строчки из Википедии:

"Елену Ширман расстреляли вместе с родителями в акции уничтожения еврейского населения Ростова-на-Дону в августе 1942 года"

Странно, что в статье Дарьи Леднёвой, на которую вы ссылаетесь, об этом нет ни слова.

Конечно, всё это не отменяет мужества и героизма Елены Ширман, но почему-то многие, пишущие о погибших на войне, любят приукрасить реально бывшее, а подчас и выдумать то, чего на самом деле не было.

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Тищенко Михаил | 01:03:17 11.12.2022

В июле 1942 года по заданию газеты Елена Ширман отправится в область, возьмет с собой родителей. В станице их схватят гитлеровцы, найдут материалы газеты, разозлятся. Арестантов расстреляют, но Елена Ширман сохранит мужество до самого конца


https://pechorin.net/articles/view/muzhiestvo-zhit-o-tvorchiestvie-ielieny-shirman


Игорь,

все еще трагичнее, похоже: она взяла с собой родителей ав поездку, и их расстреляли из-за ее агитационных стихов. И хотя отношения с ними, судя по воспоминаниям ее знакомых, были непростые, у нее должно было быть особое чувство перед смертью.

Расстреляли ее в августе 1942.

Стихи написаны в начале войны.

В дневнике, из которого их взяли, название, похоже не стоит...


С уважением,

МТ

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Тищенко Михаил | 00:47:23 11.12.2022

«Спустя много лет в "Комсомольской правде" были впервые опубликованы стихи и письма. Вслед за публикацей в редакцию пришло письмо: "Прочел в вашей газете стихи и письма Елены Ширман. Неужели это та самая Елена?" Скоро в редакцию пришел человек, живой свидетель ее последних дней.

19-летний юноша, раненый, находился у своих родителей в отпуске в станице Пролетарской, когда туда пришли немцы. Знание немецкого языка и случайная встреча с внешне импозантным и, как показалось юноше, интеллигентным фашистским офицером толкнули его на путь предательства. Он начал работать в немецкой комендатуре. За это в свое время он понес суровое наказание.


После расстрела Лены он сумел спасти ее дневник, который хранил потом всю жизнь.

Дневник напечатали в "Комсомольской правде". Затем с хранителем его встретилась Алита Михайловна и услышала все подробности последних дней жизни и гибели сестры и родителей. Свидетель рассказал, как немец с внешностью профессора, гестаповец и садист, бил ее по лицу, по голове ее книжкой стихов, подшивкой газеты "Прямой наводкой" и кричал: "Зачем ты это написала?" Лена не закрывала лица. Она молчала, хотя великолепно знала немецкий язык.

Затем он увидел Лену спустя 3 недели после ареста. Обессиленно, крепко обнявшись, мать, отец и дочь стояли в шеренге обреченных. Гестаповцы с плетками в руках загоняли людей в машину. Лена загородила отца и все яростные удары приняла на себя. Затем она протянула руки матери, помогла ей подняться в машину, поднялась сама и, обернувшись ко всем, громко сказала:

Не плачьте! Да, нас ведут на расстрел. Все равно придется умереть. Но надо уметь достойно, с достоинством, по-человечески. Не надо плакать. Посмотрите, какой чудесный день, как светит солнце!»


kg-rostov.ru/history/histori_cult_person/elena-shirman-pisma-nenaydennym-adresatam/

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Белавин Игорь Песни | 19:28:16 10.12.2022

Это вряд ли, Михаил

Дело в том, что в те времена к документальным подтверждениям

относились очень серьезно

и выдумать то, чего не было в архиве Ширман

этим людям и в голову б не пришло

это сейчас можно выдумать всякую чепуху и как с гуся вода

а тогда за всякие выдумки и работы можно было лишиться

да и зачем? Велели редакторам разобрать архив Ширман, ну так

они его и разобрали. Как было, так и напечатали

ну может ее рукой было приписано "мои последние стихи"

отсюда и взяли название

скорее уж история с родителями - байка. Ну, откуда там

возникли родители? Она, что, вместо ко мандировки к родителям

в гости отправилась? Да за одно это ее б под трибунал отдали,

если б вернулась в редакцию!

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Тищенко Михаил | 18:05:19 10.12.2022

Игорь,

у меня есть подозрение. что их так назвали издатели, по первой строчке.

Эти стихи датируются 1941, а погибла Елена в 1942, и у меня есть сомнения, что это были, действительно, последние стихи или они так названы автором.

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Белавин Игорь Песни | 17:57:29 10.12.2022

Верлибр Ширман "Последние стихи" опубликован в Библиотеке поэта: Советские поэты, павшие на Великой отечественной войне, Большая серия, второе издание, 1965 год. Из-во "Советский писатель". 

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Модератор | 12:41:38 10.12.2022

Ира,

пришли. пта, ссылку на название, я его пока не нашел...

Пропавшее падежное окончание добавил 

Произведение: Ширман Елена. Верлибр | Чуднова Ирина | 10:51:41 10.12.2022

Этот текст называется "Последние стихи".  И родной город Елены называется Ростов-на-Дону. 

найду, присылайте мне на почту!

А перспективы - они зависят от того, как мы их выстраиваем))


С уважением,

МТ

Моя статья об Исаянце опубликована в "Новой Юности"

(ну журнал такой, не очень известный)

может и еще где тиснул, не помню, дело не вчерашнего дня

найти ее оттиск можно (я опубликованные вещи не помню,

но на компе обычно держу, не стираю)

зачем это вам, Михаил? 

дело случайное, перспектива минимальная

ну как хотите, если решитесь найти место, то и я поищу

Игорь,

не буду шутить на тему, что первый и второй слой - это как рыба первой и второй свежести, понимая, что мы говорим о сегодняшнем или вчерашнем табеле о рангах, который, конечно, думаю, полетит в тартары, как уже туду полетели все поэтичекие табели о рангах тридцвтых, сороковых, пятидесятых, шестидесятых...

Вот вашу статью сюда или, если хотите, отдельной публикацией напечатать - было бы здорово!

Давайте сделаем Страницу Поэтического критика, и опубликуем ее там?


С уважением,

МТ

очень славно, Михаил, что вы публикуете у  себя

авторов "второго слоя поэзии"

не буду упоминать имена, у вас их немало

Тут речь о Валерии Исаянце, начинавшем вполне ярко,

по-минимому со знакомства с Цветаевой-бис

однако не удостоившим своим присутствием

официальный паблик

трудно сказать, почему, можно посмотреть письменные свидетельства

я как-то общался с его представителями, даже опубликовал статью о нем

ь

Головокружительно интересный автор.

Такое ощущения, что стихи для Валерия - тропинка межд откровением и помешательством.

И судьба тоже - дорога между преклонением и отторжением.

Иногда мне кажется, что и я мог бы пойти по такой.


С уважением,

МТ

ага, язык - живая и меняющаяся личность,  я был знаком с американкой, ученицей Набокова по русскому языку, она все деепричастия произносила через "ч" вместо "щ" - видимо так и произносил ее учитель))


С уважением,

МТ

Да, это понятно, Миш. Авторов времён ушедших править - дело неблагодарное и никому не нужное. Тем более, у Савина изданный цикл так и называется "Ладонка".  Язык - живая субстанция. Кстати, тут еще и "стомачтОвый"... Сейчас  - "стомАчтовый"...