Комментарии пользователя

Произведение: Терийоки | Рейм Илья | 10:56:59 08.11.2021

Благодарю! Это историческое финское название небольшого городка на северном берегу Финского залива, в полусотне километров от центра Питера. Современное название — Зеленогорск.

Произведение: Терийоки | Рейм Илья | 10:54:53 08.11.2021

Не совсем понял. Ударение же «на острова́х», это идеально ложится в схему ямба. В идеальную схему ямба не ложится «как», но перенос ударения со второго слога на первый в первой стопе является стандартной ритмической вариацией ямба со времён Пушкина.


А по смыслу «на островах» потому, что «на острове» в данном контексте не то. В Финском заливе много островов, на некоторых из них есть маяки. Но в основном один маяк на острове. «Маяки на острове» — это много маяков на одном острове.

Произведение: Ленинград | Рейм Илья | 23:33:07 07.11.2021

Эдуард, спасибо огромное! Пожалуй, и правда выложу.

Произведение: Ленинград | Рейм Илья | 12:29:22 29.10.2021

Никита, благодарю. А что значит «ужесточилась»?

Произведение: Ленинград | Рейм Илья | 12:28:55 29.10.2021

Да, живу я именно на Васильевском. )))

Произведение: Ленинград | Рейм Илья | 12:28:20 29.10.2021

Благодарю, Олег.

Произведение: Весна | Рейм Илья | 11:43:09 07.09.2021

Тут сложно... В природе — да, круговорот. «И тело да будет предано морю» — факт. Вопрос лишь в том, что такое «мы». Здесь нет прямых рассуждений на тему ответа на фундаментальный вопрос «кто я», есть лишь намёк на двойственность нашей природы.

Произведение: Весна | Рейм Илья | 11:39:56 07.09.2021

Да, пожалуй, есть перекличка.

Произведение: Весна | Рейм Илья | 11:39:25 07.09.2021

Михаил, соглашусь насчёт длинных дискуссий. Здесь речь и идёт о двойственной в некотором смысле природе человека, хотя это вроде бы взгляд «снизу». Но не совсем. Просто конкретные представления автора и не расшифровываются, в контексте философской лирики это не кажется мне очень продуктивным.

Произведение: Весна | Рейм Илья | 17:48:59 06.09.2021

Олег, благодарю. Философская, да, хоть и с намёком на пейзажность. Отчасти, как ни странным может показаться, вдохновлённая Заболоцким. Практически эксперимент на тему «А что бы написалось, если попробовать добавить немного мировосприятия Заболоцкого, не тронув общую манеру?»

Произведение: Старая кирха | Рейм Илья | 16:09:12 26.08.2021

Никита, приветствую!

Произведение: Старая кирха | Рейм Илья | 11:54:27 26.08.2021

В данном случае не Анненкирхе. Которая, кстати, мне более знакома как кинотеатр «Спартак», возле которого я учился два года в школе. Это стихотворение вообще не из питерского цикла, это о кирхе в Карелии близ посёлка Лумиваара. Сейчас её понемногу приводят в порядок, а несколько лет назад, когда я был там впервые, состояние её внушало больше опасений, примерно как я описал. И кирха эта, что удивительно, стоит за окраиной посёлка в густом и высоком лесу, который вырос за 80 лет — построена-то она в тридцатые, а позже территории вошли в состав СССР. И колокол там цел, и позвонить можно. Окошки на башне сейчас закрыли полупрозрачной гофрированной пластмассой, а вот при первом посещении можно было ещё посмотреть по сторонам.


С иглой же дело обстоит так: это не игла НА башне, это вся башня в форме иглы. «Игла башни» — соответственно, не конструкция, обозначающая принадлежность иглы башне (иглы на верхушке там и нет), а всего лишь форма сравнения башни с иглой. Башня — это и есть игла.

Произведение: Старая кирха | Рейм Илья | 19:39:05 25.08.2021

Да, задача как-то сломать канонические подходы, не отказавшись от вроде бы классической поэтики, тут явно была. Спасибо, этот диалог, пожалуй, помог мне вывести какие-то оттенки этого факта на осознание. Вообще, признаться, я почти шокирован возможностью диалога такого уровня на каком бы то ни было литсайте. Спасибо вам, Игорь, за сотворчество в осмыслении, это действительно ценно!

Произведение: Старая кирха | Рейм Илья | 19:35:36 25.08.2021

Да, вопрос не такой уж простой. Правда, «небо горит» — это не про звёзды, а про вечернее небо на закате, но суть не в этом, суть в том, что внешне абсолютно логичные замены слов часто убивают нечто. И вот формализовать это нечто я абсолютно не могу. После замены слова часто оказываются правильнее, но... самая суть чуть искажается. А почему — часто и не выразить.

Произведение: Белая ночь | Рейм Илья | 19:32:02 25.08.2021

По поводу «слышим себя» — это мне близко. Хотя «нам диктуют» — это вполне себе стадия эволюции поэта, и довольно ранняя, на которой вдохновение уже есть, чувство слова (кому в принципе досталось, конечно) уже есть, а осознания процесса творчества ещё нет, он скрыт от самого творящего — процесс в нём уже происходит, а почувствовать этот процесс ещё внутреннего развития не хватает, только результат. Отсюда все эти «Бог диктует».


Про большую букву — лучше я просто включу стихотворение в цикл, тогда вопросов почти и не будет. Хотя буква — тоже метод.

Произведение: Старая кирха | Рейм Илья | 12:05:08 25.08.2021

Да, вопрос интересный и достаточно сложный. Как именно продуктивнее рассматривать данную ритмику с точки зрения теории стиха? С одной стороны, формально это можно отнести к дольникам (ещё со времён Жирмунского, кстати, если мне память не изменяет). С чем я согласен — это что ритмическое отличие от чисто тонического стиха здесь одно — ритмические вариации, создаваемые за счёт плавания междуиктового интервала, не так уж часты. Это почти логаэд. Собственно, когда мне стали приходить строки, мне и казалось, что это будет логаэдом, но потом меня всё-таки поманила плавающая ритмическая структура, а я не увидел смысла насиловать текст и впихивать его в искусственную форму.


На мой вкус за рассмотрение как дольника — наличие всех формальных признаков дольника. Против — явное наличие базовой ритмической схемы логаэда, а не трёхсложника. То есть, строго говоря, если это дольник, то не дольник, созданный добавлением свойственного тоническому стиху принципа образования ритмических вариаций из традиционной силлабо-тоники с равными стопами (я имею в виду, что в силлабо-тонике основной способ обеспечения ритмического разнообразия — пропуски ударений и сверхсхемные ударения, а в тонике — вариации междуиктового интервала). Формально — да, идут более-менее случайные вариации длины междуиктового интервала — один или два слога. На деле — элемент случайности и свойственные тоническому стиху вариации ритма действительно есть, но есть наиболее вероятные интервалы в каждой позиции, и они различны, зависят от позиции.


Так что соглашусь — классификация здесь не так проста. Впрочем, как автора (а не как человека, любящего дебри теории — это почти другой человек, он-то в классификации заинтересован) теория меня волнует не так сильно. Волнует скорее живой текст.


Вот мысли о  повторе пока, честно говоря, не осознал, для меня не очевидно, что в тоническом стихе такие повторы невозможны. Мне кажется, они свойственны любой речи — и силлабо-тоническому стиху, и тоническому (даже акцентному), и вообще прозе.

Произведение: Белая ночь | Рейм Илья | 11:45:29 25.08.2021

Игорь, видите, мне-то и кажется, что стихотворение должно быть правдой, и в этом качестве оно с большой вероятностью будет опираться на реальные объекты и события (хотя они и могут измениться — через обман ли памяти, через фантазию ли). Но данное стихотворение — отнюдь не повествовательное, сам жанр и выбранная стилистика предполагают именно выжимку переживаний, так что у меня изначально не может быть здесь задачи сделать все привязки к реальности чётко прочитываемыми. Может быть, белая ночь как таковая в сочетании с замком всё-таки должна бы давать расшифровываемость (но это место, конечно, скорее есть нечто, расшифровываемое постфактум, а не то, что мгновенно становится очевидным, во всяком случае, если не поместить стихотворение в цикл петербургских стихов, где контекст будет более ясен). В отрыве от цикла о темноте говорить в данном случае можно, соглашусь. Впрочем, меня она действительно не смущает.

Произведение: Белая ночь | Рейм Илья | 22:49:35 24.08.2021

У замка -- речь об Инженерном (Михайловском) замке в СПб. Это вообще об очень конкретных местах, вблизи которых прошло моё детство.

Произведение: Белая ночь | Рейм Илья | 22:48:25 24.08.2021

Благодарю!

Произведение: Старая кирха | Рейм Илья | 16:51:51 24.08.2021

Благодарю! С ритмикой тут всё действительно не вполне традиционно для русского языка, хотя в целом это, безусловно, традиционная поэтика.

Я, правда, не согласился бы с самой идеей подсчёта слогов: с моей точки зрения, это чисто тонический стих, точнее, дольник. Но обычно русский дольник тяготеет к трёхсложнику, а не к двухсложнику, это обусловлено характерной для русской речи плотностью ударений. А здесь много именно коротких междуиктовых интервалов, особенно в конце строки. Вы очень точно услышали, что это напоминает немецкий стих по ритмике. Именно из-за большей плотности ударений. Плюс сгущение ударений к концу строки.


Отвечая на вопрос о немецком и переводе: увы, немецкого я не знаю. И не перевожу.